Мона лиза с усами и бородой

Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "мона лиза с усами и бородой" с полным описанием и рекомендациями.

     В 1919 году своим “шедевром” искусства – “ДЖОКОНДА С УСАМИ” художник-дадаист Марсель Дюшамп бросил вызов  обществу. Картину он назвал L.H.O.O.Q. – если быстро читать название, то оно звучит по-французски как “elle a chaud au cul “– “у меня горячая задница”… и объявил, что его произведение гораздо лучше и современнее! 

   «Джоконда бритая», — так  Марсель Дюшамп обычно называл классический образ Моны Лизы.

      Шедевр долгое время   украшал в офис Французской коммунистической партии в Париже…

     Но нет предела совершенству! Дюшамп смог  более радикально “улучшить” Мону Лизу –  это картина “L. H. R. O. O. Q.“, которую Дюшан так и не решился выставить на публике. Он  тайно любовался этой картиной, повесив ее в своей ванной! 

  

     С большим восторгом эта версия Моны лизы была воспринята дадаистами. Движение Дада возникло в 1916 году в Швейцарии, в свяязи с открытием артистического клуба – “Кабаре Вольтера” в Цюрихе. Дадаизм отражал протест художников-авангардистов против стандартов и ценностей общества, не сумевшего предотвратить Первую мировую войну. Что обозначает понятие “дадаизм” – не знает никто!

     Вот что пишет об этом названии один из ярких представителей дадаизма и его идейный вождь Тристан Тцара в манифесте 1913 года: “Дада – это хвост священной коровы у племени Кру, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки… и воспроизведением младенческого лепета. Во всяком случае – нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения”. Целью Дада стало максимальное упрощение предметного языка искусства. По словам Георга Гроса, дадаисты представляли собой воплощение чистого нигилизма, разрушая образность “ради великого Ничто”.

     Абсолютный нигилизм поколения дадаистов не был легкомысленной позой, он оказался спровоцированным драматическим историческим контекстом – войной в Европе 1914 – 1918 гг. В начале 20-х годов еще свежи были воспоминания о страшной бойне, страсти были накалены. Ален и Одетт Вирмо в своей энциклопедии “Метры сюрреализма”, упоминая Дада, пишут: “Чтобы в этой раскаленной атмосфере суметь навязать новые идеи, приходилось кричать как можно громче. Тон задавали апостолы войны и глашатаи победы… Попытки заглушить царящие в то время ура-патриотические речи были небезопасны и предполагали исключительную мощь легких. Дадаисты к этому времени, как известно, встали в решительную оппозицию всем “воякам” и той цивилизации, которая пожелала, допустила и воспела войну. При этом они выбрали язык насмешки, абсурда, почти буффонады”.

     Дадаизм в принципе отвергал всякую позитивную эстетическую программу и предлагал “антиэстетику”. К нему пришли художники разных направлений – экспрессионисты, кубисты, абстракционисты и прочие. “Программа” и “эстетика” дадаизма заключалась в разрушении всяких эстетических систем и всякого стиля посредством того, что сами дадаисты восхищенно именовали “безумием”. Для них “разумное, доброе, вечное” обанкротилось, мир оказался безумным, подлым и эфемерным.

     Дадаизм с первых своих шагов оказывается космополитическим движением. Завсегдатаями “Кабаре Вольтера” были представители многонациональной художественной богемы: румын Тристан Тцара, немец Хуго Балль, франко-немец Жан Ганс Арп и др. Большим авторитетом пользовался в среде дадаистов Сальвадор Дали.

           С 1942 г. времени родоначальник дадаизма Марсель Дюшамп почти постоянно находился в Америке. Там он продолжал работать над любимыми «реди-мейдами». Например, в 1958 г. он выставил на суд зрителей жилет. Затем – рубашку. В целом, пятидесятые годы прошли для художника под знаком непрерывных выставок. Дюшамп мог быть абсолютно счастливым. Его работы последних лет – карандашные рисунки влюбленных мужчины и женщины – свидетельствуют о том, что радости и счастья, а также былого сарказма хватало ему с избытком до конца жизни.

     Другие идеи и течения вышли вперед. Но верным продолжателем дадаистской традиции скандалов и публичных выходок стал  Сальвадор Дали.

     А вот Мона Лиза по прежнему не давала покоя Дюшампу! И в 1964 году он изготовил 38  усатых Джоконд!

     А гений поп-арта Энди Уорхол решил не отставать, и тоже «размножил» Мону Лизу под девизом «Лучше тридцать, чем одна!»

     «Это одна из величайших икон XX столетия и шутка, конечно, тоже. Но эта шутка дала направление многим мастерам поп-арта, как Уорхол, Лихтенштейн, Принс… Все они шли за Дюшампом», — сказал РИА Новости вице-президент торгового дома Бретт Горви.

     Шедевр Леонардо поразил Уорхола в начале 60-х годов, когда картина впервые была привезена из Лувра и выставлена в Америке. Это было событие огромного резонанса — открывали выставку президент США Джон Кеннеди и первая леди Жаклин Кеннеди, которой Уорхол также посвятит не одну из своих работ. Очереди в Национальную галерею в Вашингтоне, а затем в Нью-Йоркский Метрополитен начинали выстраиваться еще до пяти часов утра. «Почему они не сделали с нее копию и не привезли ее? Никто бы даже и не заметил разницы», — заметил тогда Уорхол, который вначале для своих интерпретаций Мадонны использовал брошюры музея Метрополитен, отпечатанные к выставке.

     “Голубая” Мона Лиза Уорхола 1978 года исполнена в четырех ликах.

     «Он повторил ее изображение четыре раза, словно говоря — все в жизни повторяемо, ничто не уникально», — полагает Горви.

      Энди Уорхолу также принадлежит авторство двойнго портрета Моны Лизы (Double Mona Lisa), который был выставлен  в аукционном доме ‘Christie`s’, Лондон, Великобритания, 3 апреля 2006.

     Знакомый всем образ мадонны у Уорхола — без усов, хотя многое в своем творчестве он «подсмотрел» у Дюшампа. Его «осмысление» Леонардо было продано на торгах за 3,6 миллиона долларов, вдвое дороже нижней планки ожиданий.

      «Все три Моны Лизы стали иконами. Оригинальная Мона Лиза была стартовой точкой. Дюшамп с ее помощью переформатировал искусство всего XX века и дал направление концептуализму, и Мона Лиза Уорхола стала отображением в искусстве американского рационализма и потребительства», — сказал Горви.

     Очередная “Мона Лиза”  Энди Уорхола, выполненная им в 1979 году, была  продана на торгах Sotheby’s за 1,8 миллиона долларов. Предпродажный эстимейт лота составлял 1,5-2 миллиона долларов.

        А в 2010 году «Мона Лиза» Дюшампа с подрисованными усами и бородкой была признана иконой поп-арта и продана на аукционе «Кристис» в Нью-Йорке почти за полмиллиона долларов, впятеро дороже ожиданий устроителей аукциона.

ВВЕРХ В МЕНЮ

В РАЗДЕЛ ДЖОКОНДА

На выставке «Изобретения да Винчи», которая сейчас проходит в Национальном художественном музее Беларуси, несколько десятков удивительных экспонатов – от танка до аналога современного вертолета. Но, по признанию организаторов экспозиции, самой популярной у публики все равно остается «Мона Лиза», даже в виде репродукции. И если большинство зрителей относятся к этому портрету с трепетом, то коллеги Леонардо да Винчи по цеху пытаются сбить с «Джоконды» пафос.

Кальмаева посадила Джоконду продавать билетики в туалет

– Мне хотелось вывести эту икону живописи на бытовой уровень, – признается белорусская художница Людмила Кальмаева, больше 20 лет живущая в Голландии.

В ее туалетном проекте Plenty to go on «Мона Лиза» продает билетики у входа в туалет.

– Я прочитала, что Мона Лиза была простой женщиной, служанкой, даже украшений не носила. И подумала, что в наше время она вполне могла бы работать туалетной фрау.

Малевич приклеил к картине окурок

С подачи Казимира Малевича все и началось. В течение пяти столетий до Малевича «Мону Лизу» лишь подделывали. Основатель супрематизма первым решился поэкспериментировать с великим полотном и в 1914 году использовал его в коллаже «Частичное затмение».

Малевич разместил два портрета Джоконды и оба перечеркнул крест-накрест. Говорят, даже приклеил к ней окурок, но тот затерялся.

Марсель Дюшамп пририсовал усы

Основоположник концептуализма в 1919 году пририсовал загадочной девушке усы и козлиную бородку. В итоге такой вариант знаменитой картины был признан иконой поп-арта ХХ века и продается на аукционе «Кристи» за полмиллиона долларов.

Кстати, оригинал да Винчи Дюшамп называл «Джоконда бритая».

Сальвадор Дали превратил Мону Лизу в автопортрет

Великий сюрреалист Сальвадор Дали тоже не смог спокойно пройти мимо иконы живописи. И в 1954 году Дали написал «Автопортрет в виде Джоконды».

Бэнкси сделал Джоконду голой

Самый знаменитый в мире граффитист, настоящего имени которого никто не знает, дважды обыграл загадочный образ. В первый раз он дал в руки Моне Лизе базуку, а во второй – оголил Джоконду.

Мастер фотографии Робер Дуано. Непридуманная жизнь, поцелуи и вечная парижская весна Фильмы про кризис среднего возраста Футуристический парижский пригород в фотопроекте Лорана Кроненталя Китайский фотограф Квентин Ши Деревенские старички в душевных картинах уральского художника Леонида Баранова 35 провокационных цитат из книг Чака Паланика Концептуальные иллюстрации художника Tu Bui Пять отличных мыслей для промывания мозга независимо от того, насколько вы умны Красивые рисунки Гиллема Мари (Guillem Marí) Марко Главиано – легенда мира фотографии Изысканный живописный мир в фотографии Дон Хонг-Оай Как рождаются новые формы жизни Junkhouse Сюрреалистические фотографии, порождённые бессонницей 10 фильмов 2014 года, которые стоит посмотреть Акварельные рисунки о чуткой папиной любви к маленькой дочке

До 2 июня во французском Биоте (Лазурный берег), в Национальном музее Фернана Леже проходит выставка «Реконструкция реальности». В поисках собственного стиля Фернан Леже жонглировал предметами в пространстве, нарушал законы гравитации и даже немного хулиганил. Выставка как раз и предлагает познакомиться с результатами его творческих исканий.

мона лиза с усами и бородой

Фернана Леже

традиционно относят к кубистам. Сам же художник считал себя реалистом по сути

(

цвета и линии), а вот с формой и композицией он экспериментировал

,

заимствуя философию и методы у других художественных течений первой половины ХХ века и попадая под влияние талантливых друзей.

На выставке в музее представлены работы за длительный период

,

начиная с 20-х годов прошлого века и заканчивая послевоенным временем. Картины

,

графика

,

поиски… Главная линия выставки — противопоставление и

,

вместе с тем

,

гармония реалистичного

(

в том смысле

,

как понимал его Леже) и сюрреалистичного подхода в творчестве мастера: предметы трансформируются в размерах

,

и

,

искажаясь

,

попадают

«

не на свое место». В итоге — все странное — логично

,

и находится именно там

,

где надо!

мона лиза с усами и бородой

Леже говорил, что сюжет в живописи — это ошибка. Так что не стоит искать его, связывая воедино парящие в воздухе предметы (от шляпы-котелка до игральных карт) и абстрактные фигуры на броском фоне. Смысл в картинах у него рождается не из связного повествования, а как раз из сюрреалистичного столкновения случайных вещей, из резких цветовых контрастов.

Конечно

,

такого рода смыслы — не из тех

,

что можно понять или истолковать. Их можно почувствовать. Или угадать. Или просто довериться художнику и собственным глазам.

А вот сам Леже, похоже, однажды доверился своему другу Марселю Дюшану — и пошалил вслед за ним. Дюшан украсил репродукцию «Джоконды» бородой и усами в 1919-м, а Леже в 1930-м сконструировал для культовой героини изобразительного искусства реальность с летающими ключами и портретом рыбы там, где должны бы быть облака. Эта работа Леже выбрана для афиши выставки. Куда уже реслистичнее-сюрреалистичнее!

Надо отметить, что и Леже оказывал влияние на окружающих. И среди них не только художники, но и, к примеру, писатель Сергей Довлатов.

Помните содержимое его «Чемодана»? Одна из глав называется «Куртка Фернана Леже». Приехавшая из Франции актриса вручает семье героя подарки:

… Мне досталась старая вельветовая куртка.
Откровенно говоря, я был немного растерян. Куртка явно требовала чистки и ремонта. Локти блестели. Пуговиц не хватало. У ворота и на рукаве я заметил следы масляной краски.
Я даже подумал — лучше бы привезла авторучку. Но вслух произнес:
 — Спасибо. Зря беспокоились.
Не мог же я крикнуть — «Где вам удалось приобрести такое старье?! «
А куртка, действительно, была старая. Такие куртки, если верить советским плакатам, носят американские безработные.
Черкасова как-то странно поглядела на меня и говорит:
 — Это куртка Фернана Леже. Он был приблизительно твоей комплекции.
Я с удивлением переспросил:
 — Леже? Тот самый?
 — Когда-то мы были с ним очень дружны. Потом я дружила с его вдовой. Рассказала ей о твоем существовании. Надя полезла в шкаф. Достала эту куртку и протянула мне. Она говорит, что Фернан завещал ей быть другом всякого сброда…

Надя — это родившаяся в белорусском селе Надежда Ходасевич

,

которая приехала в Париж

,

стала сначала ученицей

,

а потом и женой Фернана Леже. И это Надя превратила купленную художником незадолго до смерти усадьбу в музей

,

где и проходит сейчас выставка. Кстати

,

20 июня экспозиция

«

Фернан Леже: Реконструкция реальности» переедет из Биота в Нант и пробудет в городском Музее изящных искусств до 22 сентября.

Что же до поисков своего стиля Фернаном Леже и их результата, Довлатов отлично описал то, что иллюстрирует выставка, все в том же «Чемодане»:

…Он, подобно Маяковскому, боролся с искусством. Но Маяковский застрелился, а Леже выстоял и победил. Он мечтал рисовать на стенах зданий и вагонов. Через полвека его мечту осуществила нью-йоркская шпана. Ему казалось, что линия важнее цвета. Что искусство, от Шекспира до Эдит Пиаф, живет контрастами. Его любимые слова: «Ренуар изображал то, что видел. Я изображаю то, что понял… «

Оценка 5 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here