Уход за бородой в исламе

Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "уход за бородой в исламе" с полным описанием и рекомендациями.

Уход за бородой

  Категория: Манхадж   Создано 19.02.2013 12:56   Автор: Админ.

Ислам придает огромное значение гигиене человека. Хадис о том, что чистота – это половина веры мусульманина, известен многим, если не каждому. Немало книг посвящено правилам ухода за собой, а также подробным описаниям той пользы, которую человек получает, соблюдая эти правила. Уход за волосами, в частности, уход за бородой, должен входить в правила личной гигиены каждого верующего.

В данной статье мы приведем отрывки из трудов нескольких ученых о том, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ухаживал за волосами на голове и лице, и какая опасность таится за чрезмерным рвением в этом деле.

Имам Малик передает в книге «аль-Муватта»:

وحدثني عن مالك عن زيد بن أسلم أن عطاء بن يسار أخبره قال كان رسول الله صلى الله عليه وسلم في المسجد فدخل رجل ثائر الرأس واللحية فأشار إليه رسول الله صلى الله عليه وسلم بيده أن اخرج كأنه يعني إصلاح شعر رأسه ولحيته ففعل الرجل ثم رجع فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم أليس هذا خيرا من أن يأتي أحدكم ثائر الرأس كأنه شيطان

«Как то, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, находился в мечети, пришел человек с растрепанными (взъерошенными) волосами и бородой. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, указал на него рукой для того, чтоб он вышел и поправил волосы головы и бороды. Тот человек сделал это, и вернулся обратно. Потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не является ли это лучшим, чем прийти с растрёпанной головой, как будто он-Шайтан»

Желательно ли расчесывать бороду?

Спросили Ибн Хаджара аль-Хайтами:

سئل  رحمه الله تبارك وتعالى هل ورد في تسريح اللحية والقراءة عنده شيء ؟

«Пришло ли что-нибудь о расчесывании бороды и о чтении чего-нибудь ?

فأجاب نفعنا الله سبحانه وتعالى بعلومه بقوله أخرج البيهقي «   كان صلى الله عليه وسلم يكثر القناع يعني التطليس ويكثر دهن رأسه ويسرح لحيته بالماء» والترمذي كان يكثر دهن رأسه وتسريح لحيته والخطيب كان يسرح لحيته بالمشط وأما القراءة عند تسريحها فلم يرد فيها حديث ولا أثر قاله الحافظ السيوطي.

Ответ: «Привел имам Байхаки: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, многократно мыл голову, мазал маслом голову, и расчесывал бороду водой»

А Имам Тирмизи передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обильно мазал маслом голову и расчесывал бороду.

Хатиб Ширбини передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, расчесывал бороду расческой.

А что касается чтения чего-нибудь во время расчесывания, то об этом не пришел хадис и даже асар (передача от сподвижников), как об этом сказал Хафиз Имам Суюти».

Еще вопрос: «Кто передал о том, что тот, кто будет расчесывать голову и бороду каждую ночь, исцелится от разных видов несчастий?»

Ответ:

فأجاب  نفعنا الله تعالى بعلومه بقوله رواه أبو تمام في فوائده وفيه من حسنه بعضهم وروى عنه ابن حبان لكن قال أبو نعيم إنه منكر بمرة وتبعه ابن الجوزي فعده في الموضوعات.

«Это передал Абу Таммам в своей книге «аль-Фаваид», и в ней приведены (имена) тех, кто посчитал этот хадис «Хасан» (хорошим хадисом).

Также Ибн Хиббан передал это от него (Абу Таммамы).

Но Абу Нуайм сказал, что этот хадис «Мункар» (то есть тот хадис, который передан слабым передатчиком, и который противоречит сильному передатчику), и за ним последовал Ибн Джавзи, и посчитал его вымышленным хадисом».

Говорит шейх ас-Софти аль-Малики в своем «Хашият» на «Шарх матн аль-Ашмавия»:

«Постоянство в расчесывании бороды утром и вечером – это причина для удлинения жизненного срока и устранения бедствий. Что касается того, что стало распространенным среди простолюдинов, якобы о нежелательности расчесывания бороды во время захода солнца, то у этого нет основы. Желательно читать при расчесывания правой стороны «аль-Фатиха», при расчесывании левой – суру «аш-Шарх», а снизу – суру «аль-Ихляс».И кто будет так делать, то Аллах откроет ему двери благ.

Сказал аль-Аджхури: «Я постоянствовал на этом, проверяя на своем опыте, и нашел в этом баракат и пользу».

«Ширк» бороды

Шейх ХабибуЛлах аль-Карахи в своей книге «Танбиху Талиб» приводит одиннадцать не желательных вещей относительно бороды, среди них он перечисляет и расчесывание, он говорит:

«Восьмое – расчесывание бороды ради людей (то есть, играя на публику). Бишр сказал: «Есть два многобожия (ширк), связанных с бородой: расчесывать её ради людей и оставлять ее растрепанной, чтобы о тебе думали как об аскете».

В шархе имама Заркани пишется, что таки Аллах вложил в арабов  отвращение к шайтану, до такой степени, что они употребляют слово «Шайтан» когда описывают человека отвратительным и безобразным, хотя они и не видят шайтана.

Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Фатава аль-Кубра, 4/242»

Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Фатава аль-Кубра, 4/243»

Шейх ас-Софти аль-Малики, «Хашият аля Шарх матн аль-Ашмавия» стр.149

Малый ширк, не выводящий из ислама (показуха)

Шейх ХабибуЛлах аль-Карахи, «Танбих ат-Талиб иля и’фа аль-лихья ва ихфа аш-шариб», также о нежелательности расчесывания ради показухи написано в книге «Ихя» Имама Газали

Борода с давних времен считалась символом мужественности. В некоторых культурах чисто выбритое лицо даже вызывало отвращение и становилось объектом насмешек. Но с течением времени отношение к бородатым мужчинам менялось, и сейчас каждый человек имеет возможность самостоятельно выбирать, каким будет его внешний вид. Однако в определенных религиозных течениях существуют особые правила по поводу того, как должен выглядеть истинно верующий представитель конфессии. Довольно острой темой для споров, особенно среди молодежи, является борода. В исламе на этот счет нет единства мнений, поэтому мы попробуем немного прояснить данную тему.

уход за бородой в исламе

Ислам: традиционное отношение к бороде

Важность бороды в исламе особо подчеркивается многими религиозными деятелями. Они ссылаются на то, что еще пророк Мухаммад повелевал мужчинам носить бороды, чтобы отличаться от язычников. Поэтому и воспринимается эта рекомендация как правило, которому необходимо следовать, чтобы заслужить одобрение Аллаха.

Но не стоит так просто и поверхностно рассматривать ношение бороды в исламе. Чтобы разобраться в вопросе, необходимо иметь некоторые знания о том, каким образом формировалось это религиозное течение, а также в какой временной промежуток это происходило. Дело в том, что в период жизни пророка Мухаммада аккуратная растительность считалась неизменным атрибутом настоящего мужчины. Отращивание бороды было тем действием, которое позволяло юноше ощутить себя взрослым и самостоятельным мужчиной. Только в этом случае ему было позволено заводить семью и жить своим домом.

Подобное отношение к растительности на лице было не только у мусульман. Например, в Древней Руси мужчина должен был тщательно следить за собой и ни в коем случае не брить бороду и усы. Это считалось большим позором, хотя и не имело никакого отношения к религиозным обрядам. Историки относят данный факт скорее к культурным традициям.

А вот для мусульманина растительность на лице – это особенный атрибут, доказывающий его веру в Аллаха. Вот только, несмотря на понимание того, насколько важна борода в исламе, обязательно ли ее ношение, вам никто не скажет. Будет ли грехом избавление от нее? Как определить грань между выполнением заветов пророка Мухаммада и правилами, которые диктует современное общество? Попробуем разобраться.

Хадисы: что этот такое?

Способны помочь узнать, насколько важна борода в исламе, хадисы. Каждый правоверный мусульманин хорошо знает, что это такое. Но если вы не сильны в религиозных терминах, то мы готовы восполнить данный пробел.

Хадисами называют предания о словах пророка Мухаммеда, которые регулируют все стороны жизни правоверного мусульманина. Хадисы передавали мнения и высказывания пророка о тех или вещах, а их достоверность подтверждалась порядочностью и богобоязненностью человека, передающего данные слова.

Если человек не вызывал у общины доверие, то хадисы не могли считаться достоверными и тщательно перепроверялись. Порой их вовсе отвергали как источник сведений о пророке Мухаммаде. Со временем в исламе даже образовалось такое течение, как хадисоведение. Оно включает в себя изучение самих хадисов и их передатчиков. Для этого выработана особая методология, которая особенно активно используется мусульманскими учеными.

Так как пророк Мухаммад рассказывал обо всем, что должен делать правоверный мусульманин, чтобы заслужить одобрение Аллаха, то естественно, что в хадисах упомянуто и о растительности на лице мужчин.

уход за бородой в исламе

Хадисы о бороде

Стоит заметить, что пророк Мухаммад довольно часто упоминал о личной гигиене мусульманина. Он утверждал, что правоверные являются примером для других людей, поэтому должны выглядеть опрятно и аккуратно. В одном из хадисов указано, что верящий в Аллаха обязан брить усы и отращивать бороду. Это будет отличать его от язычников и многобожников.

В другом хадисе пророк Мухаммад отмечает десять вещей, которые составляют естественность, данную природой мусульманину. Среди обычных рекомендаций по гигиене упоминается отращивание бороды. Также важно подстригать усы и ухаживать за полостью рта. Таким образом, можно сделать вывод, что борода в исламе – это важный и значимый атрибут. Но, помимо этого, существуют и правила ношения растительности на лице, которым необходимо неукоснительно следовать.

Культура ношения бороды в исламе

Многим мусульманам кажется, что растительность на лице должна быть как можно гуще и длиннее, но на самом деле это в корне неверное мнение. Например, подстригание бороды в исламе – это не произвольное действие, а четко регламентируемый процесс. В хадисах сказано, что пророк Мухаммад подстригал бороду в длину и ширину для того, чтобы она выглядела опрятно. Так как все правоверные должны уподобляться ему, то и им стоит внимательнее относиться к своей растительности на лице.

Допускается и борода без усов, этот момент оставлен на усмотрение самого мужчины. Многие мусульмане не отпускают усов, хотя весьма тщательно следят за своей бородой. В хадисах пророк Мухаммад уточнял, что не подстригают бороду только дикари. Самой приемлемой длиной считается та, которая не превышает размеров сжатого кулака. Впрочем, и короче этой длины растительность на лице не должна быть.

уход за бородой в исламе

Борода в исламе что значит?

Так все же, каково истинное предназначение растительности на лице правоверного мусульманина? Какую информацию транслирует в общество аккуратная борода в исламе? На эти вопросы не так легко ответить даже богословам и мусульманским ученым.

Но если резюмировать высказывания всех их, то можно сделать вывод о том, что борода в исламе – это некий символ, который позволяет отличать правоверного мусульманина от неверующего человека. К тому же данный атрибут внешнего вида приближает человека к Аллаху, ведь он выполняет повеления пророка Мухаммада, передающего людям волю Всевышнего.

Окрашивание бороды

Мало кто знает, что мусульманам разрешено и даже показано окрашивать растительность на лице. Пророк Мухаммад повелевал правоверным красить бороды в красные и желтые оттенки. Этим они должны были отличаться от иудеев и христиан.

Черный цвет в окрашивании недопустим, в этом вопросе все богословы единодушны. Единственным исключением является воин, ведущий джихад. В этом случае уже один цвет бороды должен красноречиво говорить о его намерениях.

уход за бородой в исламе

Борода в исламе: сунна или фарз

Несмотря на то что важность бороды богословами уже давно доказана, вопрос о том, насколько обязательным является ее ношение, остается весьма острым и обсуждаемым среди мусульман.

Все дело в том, что многие хадисы составляют основу сунны – рекомендации, которая является желательной, но не обязательной. Если мусульманин выполняет все, что содержит в себе сунна, он получит дополнительное одобрение Аллаха. Однако отказ от выполнения некоторых пунктов не приведет к греху.

Иначе обстоит дело, когда мы говорим, что действие превращается в фард. Это означает, что та или иная рекомендация приобретает статус обязательной к выполнению. И в случае отклонения от правил правоверный мусульманин совершает грех, который потребует раскаяния и искупления.

Но вот до сих пор никто из богословов нем может точно определить, как относиться к ношению бороды. Одни утверждают, что не стоит сбривать ее без особой на то причины. Она должна быть подстриженной и опрятной, но только в случае болезни мусульманин может допустить сбривание растительности на лице. К тому же многие из халифов утверждали, что если у человека попросту не растет борода, он не должен расстраиваться из-за этого и считать себя каким-то испорченным. Ведь вера не зависит от длины бороды, а является результатом работы сердца и души.

А вот другие богословы возводят бороду в разряд обязательного условия для правоверного мусульманина. Ее отсутствие воспринимается как нарушение законов Аллаха и требует немедленного наказания. Особенно ярко выражена эта тенденция в среде радикальных исламистов.

Нормы шариата: борода как символ истинной веры

Хотя среди мусульман ведутся споры о значении бороды, по нормам шариата этот вопрос решается крайне просто. Известно, что в странах Ближнего Востока, где были введены данные нормы, мужчины подвергались специальному осмотру на наличие бороды. Причем она должна была быть строго не менее длины сжатого кулака. Те, кто успешно проходили осмотр, могли считаться истинно правоверными. А вот к тем, кто не соответствовал правилам, судьба была не столь благосклонна. Они подвергались публичным избиениям.

В некоторых странах, контролируемыми талибами, за отсутствие бороды полагалась смертная казнь. Об этом заявлялось во всеуслышание сразу же после прихода к власти. В назидание талибы взрывали парикмахерские и выносили отдельные предупреждения цирюльникам. В своих высказываниях талибы ссылались на то, что бритье растительности на лице противоречит словам пророка Мухаммада.

Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды

Стоит отметить, что во многих странах, где официальной религией является ислам, мужчинам допустимо находиться в обществе без бороды. Например, в Турции борода рассматривается как сунна для взрослых мужчин, но вот государственные служащие должны находиться на рабочем месте с чисто выбритым лицом.

уход за бородой в исламе

Похожая ситуация складывается в Ливане. Там ношение бороды не характеризует мужчину как правоверного мусульманина, а во многих случаях, наоборот, вызывает к нему излишний интерес со стороны сил правопорядка.

В Казахстане и Узбекистане одинаково относятся к мусульманам с бородой и без нее. Но вот все чаще в обществе человек, на лице которого заметна густая растительность, вызывает подозрение. С чем это связано?

Борода – отличительная черта террориста

К сожалению, в современном мире отношение к бороде в исламе существенно изменилось. Она стала ассоциироваться с экстремизмом и терроризмом. Ведь большинство радикально настроенных мусульман, совершающих кровавые террористические акты и ведущие военные действия на Ближнем Востоке, имеют густые и длинные бороды. Теперь подобные люди вызывают страх, хотя ислам категорически выступает против убийства невинных людей.

В связи с изменениями в мире многие мусульманские лидеры крайне положительно смотрят на бритье бороды. Ведь это становится отличительной чертой тех, кто не имеет абсолютно никакого отношения к терроризму. Во многих странах вводится неофициальный запрет на ношение бороды, но стоит заметить, что это всего лишь временная мера, вызванная сложной обстановкой в исламском мире.

уход за бородой в исламе

Молодые мусульмане и отращивание бороды

Многие муфтии замечают, что борода без усов становится очень модным атрибутом современной мусульманской молодежи. И такое отношение всегда порицается богословами, ведь в этом случае молодые люди идут по пути наименьшего сопротивления. Они причисляют себя к правоверным мусульманам, выполняющим заветы пророка Мухаммада, только посредством бороды. Она будто свидетельствует о добропорядочности человека, что в большинстве случаев не подтверждается.

Поэтому некоторые муфтии начинают говорить о праве ношения бороды, которое можно только заслужить. Например, известна проповедь Ильдара Заганшина, который утверждает, что лишь с обретением семьи в тридцать лет (как минимум) можно позволить себе отрастить небольшую бородку. А вот в шестьдесят лет мужчина вправе отпустить длинную бороду, символизирующую его мудрость и готовность делиться жизненным опытом.

уход за бородой в исламе

Отращивать или брить: извечная дилемма

Конечно, сложно однозначно ответить на вопрос, стоит ли мусульманину отпускать бороду. Ведь мы уже показали, насколько многогранной является данная проблема. Но все же многие считают правильным соблюдать заветы пророка Мухаммада и не противопоставлять себя современному обществу. Поэтому зачастую мужчины позволяют себе носить небольшую и аккуратную бороду, которая не вызывает подозрений у окружающих. Возможно, именно это является самым правильным и мудрым решением правоверного мусульманина.

Немало внимания в исламской культуре уделяется этике ухода за волосами. Согласно нормам этого этикета, мусульманин должен постоянно хранить свою голову в чистоте, иметь аккуратную прическу и украшать волосы так, как это узаконено в Исламе.

Один из выдающихся ханбалитских ученых Ибн Муфлих аль-Макдиси (ум. в 763 г.х.) в своей популярной книге по мусульманской культуре поведения пишет: «Волосы следует мыть, расчесывать и укладывать с пробором. Мужчина отпускает их до плеч, либо до мочек ушей. Можно ему сделать и челку. При этом нельзя забывать, что (все это) не должно приводить к тщеславию, либо к умалению мужского достоинства, либо к чему-нибудь подобному ».

Отказ от содержания волос в чистоте и аккуратности отвергается Исламом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) порицал тех, кто пренебрегал уходом за своими волосами. Он возмущался, когда видел людей с взъерошенными волосами, и даже сравнивал таких людей с шайтаном, говоря: «У кого есть волосы, пусть ухаживает за ними!» (А. Дауд).

Правила ухода за волосами в Исламе не ограничиваются только содержанием головы в чистоте, расчесыванием волос и приданием им определенной формы. Ислам также рекомендует окрашивание волос и бороды и умащение их благовониями.

Красить волосы и бороду желательно тогда, когда на них начнет появляться седина. Лучше всего красить волосы хной, либо басмой, в соответствии с хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину – это хна и басма» (А. Дауд, Тирмизи). Ибн Хаджар аль  — ‘Аскалани (ум. в 852 г.х.) допускает и двоякое истолкование этого хадиса. По его мнению, он может говорить как об использовании хны и басмы отдельно, или поочередно, так и об использовании их смешанно.

О достоинстве окрашивания волос свидетельствуют разные хадисы, один из них гласит: «Поистине, иудеи и христиане не красят (бороду и волосы на голове), так отличайтесь же от них! » (Бухари).

Однако среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха) практика окрашивания волос не получила всеобщего распространения. По этому поводу Ибн Хаджар пишет:

«Из тех, кто красил волосы, были А. Бакр, Умар и некоторые другие (сподвижники), а воздерживались от окрашивания Али, Убайа б. Ка ’б, Саляма б. аль-Аку’, Анас и еще некоторые люди. Ат-Табари (ум. в 310 г.х.) объясняет это тем, что те из них, кто красились, тому это было к лицу, а седина не подходила, тем же, кто воздерживались от окрашивания, тому больше подходило не подкрашиваться, а седина была к лицу.

Основано такое предположение на хадисе, рассказывающем о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха), увидев бросающуюся в глаза белизну волос А. Кухафы, велел изменить их цвет. (Ат-Табари) сказал: «Кто попадает под описание А. Кухафы, для того желательно краситься, а тот, кто не попадает под его описание, тому нежелательно».

Однако в основе окрашивание предпочтительнее, потому что окрашивание волос – это исполнение веления отличаться от людей Писания и защита волос от пыли и прочего. Не считая того, в чьем населенном пункте воздержание от окрашивания является обычаем населения. Такому предпочтительнее отказаться от окрашивания».

Другой шафи’итский ученый ан-Навави (ум. в 676 г.х.) также приводит в своей книге различные мнения по этому поводу и в заключение пишет, что самое правильное утверждение – это то, которое соответствует Сунне, а заключается оно, как он пишет, в том, что как мужчине, так и женщине, предпочтительнее окрашивать седину в красный или желтый цвет, но запрещено окрашивать в черный цвет.

Что касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то имеются достоверные сообщения о том, что его волосы были окрашены хной и басмой (Ахмад, Ибн Маджда, Хаким) и о том, как он красил волосы в желтый цвет и шафраном (Ахмад). Ибн ‘Умар сказал: «Я видел как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, красил (бороду и волосы на голове) в желтый цвет и я люблю краситься этим цветом » (Бухари, Муслим).

Еще исламские ученые говорят, что желательно также иногда покрывать бороду и волосы на голове маслами, чтобы они не становились взъерошенными. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешал поступать так только время от времени (А. Дауд, Тирмизи). Ахмад (ум. в 241 г.х.) сказал, что это означает один день умащиваться маслами, а на другой день нет.

Вместе с тем, от некоторых манер в обращении с волосами, ставших, к сожалению, довольно-таки распространенными среди современных мусульман, Ислам предостерегает. Так, порицается частичное бритье головы (аль-каза’), когда какую-то часть ее бреют, а на какой-то части оставляют волосы.

Как-то раз, увидев мальчика, голова которого была частично побрита, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), запретил людям так поступать, сказав: «Либо сбривайте ему все , либо оставляйте все! » (Тирмизи).

Ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в порицаемости частичного бритья головы, кроме как в целях лечения и тому подобного. Однако некоторые наши товарищи говорят, что нет ничего плохого, если укорачивать волосы мальчику на затылке. Наше же мнение заключается в том, что порицается полностью, без исключения, как для мужчин, так и для женщин, на основании обобщения всех хадисов ».

Также порицается удаление волос у мужчин. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не выдергивайте седые волосы, поистине они будут светом мусульманина в День Воскресения» (А. Дауд, Тирмизи). «И в данном случае нет разницы между удалением седых волос на голове и удалением их на бороде» – поясняет ан-Навави.

Что касается полного обривания головы, то по этому поводу А. Хамид аль-Газали (ум. в 505 г.х.) пишет: «Нет ничего плохого в сбривании волос головы тем, кто желает поддерживать ее в чистоте, и нет ничего плохого в отращивании волос на голове тем, кто умащивает их и причесывает ».

Об окрашивании волос в черный цвет

Что касается окрашивания бороды и волос на голове в черный цвет, то относительно этого ан-Навави пишет: «… Достовернее и правильнее – это то, что окрашивание головы и бороды в черный цвет является харамом. К числу тех, кто говорит о запретности окрашивания волос в черный цвет, относится и автор «Аль-Хави», который в главе «Молитва при нечистотах» пишет: «… Кроме, как если он участвует в джихаде».

Также в конце своей книги «Ахкям ас-сультанийа» («Государственное право») он говорит: «Мухтасиб (лицо, на которое возложены обязанности по контролю общественного порядка) должен запрещать людям окрашивание седины в черный цвет, но не муджахиду (воину, сражающемуся на пути Аллаха) ».

Доказательством запретности этого деяния является хадис Джабира (да будет доволен им Аллах), в котором он говорит: «В день покорения Мекки я прибыл с А. Кухафой – отцом А. Бакра (да будет доволен Аллах ими обоими). Волосы и борода А. Кухафы были тогда белые-белые как сагама. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), сказал: «Измените это , но избегайте черного ». Этот хадис приводит Муслим (ум. в 261 г.х.) в своем достоверном сборнике, а сагама – это такое растение с белыми лепестками ».

Также сообщается со слов Ибн ‘Аббаса (да будет доволен Аллах им и его отцом), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В последнее время будет народ, который будет краситься в черный цвет, который будет подобен голубиному зобу. Они не почувствуют даже запаха Рая». Этот хадис приводят А. Дауд, ан-Наса’и (ум. в 303 г.х.) и другие.

В запрете на окрашивание волос черным нет различий между мужчиной и женщиной.

Ибн Хаджар пишет: «Группа праведных предшественников позволяла это (то есть красить волосы в черный цвет). Среди них были Са ’д б. Аби Ваккас, ‘Укба б. ‘Амир, А., Хусейн, Джарир и другие. Этому отдавал предпочтение Ибн Аби ‘Асым (ум. в 287 г.х.) в «Китаб аль-хидаб» («Книга окрашивания волос»).

В ней, на хадис: «Будет народ, который будет краситься в черный цвет. Они не почувствуют и запаха Рая», он отвечает, что в нем нет доказательства порицаемости окрашивания волос в черный цвет, он просто содержит информацию об определенном качестве определенного народа; а про хадис: «… избегайте черного цвета», он говорит: «он не касается каждого человека, а касается лишь того, кто поседел до безобразия». Аллах же знает лучше!

Требования по уходу за глазами

Мужчине мусульманину желательно подкрашивать свои глаза сурьмой, так как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Подкрашивайте глаза сурьмой, ибо поистине она улучшает зрение и способствует росту ресниц!» (Тирмизи). Это веление не носит обязательный характер, но исполнять его является Сунной.

Сурьму получают из черного камня антимония (исмид). Ибн Муфлих пишет: «Лучший антимоний – это тот, который добывают в Исфахане, а также на Западе. Хорош тот антимоний, который легко расщепляется на блестящие крупинки, гладкий изнутри и без грязных примесей. Антимоний холодный и сухой, полезен для глаз, усиливает их свойства и укрепляет глазные нервы».

Подкрашивая глаза сурьмой, желательно делать это нечетное количество раз. Относительно этого есть два мнения. Согласно первому, желательно подкрасить каждый глаз по три раза, и это мнение подтверждается многочисленными сообщениями. Согласно второму мнению, подкрашивая глаза, желательно делать это пять раз: три раза в правый глаз и два раза в левый.

Это мнение основано на хадисе, который приводит аль-Багави (ум. в 516 г.х.) в «Шарх ас-Сунна» («Разъяснение Сунны»), о том, что так поступал Пророк (мир ему и благословение Аллаха). В последнем случае, необходимо чтобы подкрашивание глаз начиналось справа и заканчивалось справа, отдавая правой стороне предпочтение над левой, как сказал шейх Фируз Абади (ум. в 817 г.х.). Можно еще подкрасить каждый глаз по два раза и один раз подкрасить между глазами, или подкрасить вначале три раза подряд правый глаз, а потом два раза левый.

Раньше обычай подкрашивать глаза сурьмой был популярен среди мусульман, однако со временем он подвергся забвению. Если раньше мужчина с подкрашенными сурьмой глазами без стеснения выходил в общество, то сегодня с такими глазами он рискует оказаться объектом насмешек. Чтобы исправить такое положение, необходимо рассказывать мусульманам про эту Сунну. Будет хорошо, если имамы и другие уважаемые среди мусульман люди будут первыми ее исполнять.

Требования по уходу за ротовой полостью

Обладатель красивой и аккуратной внешности быстро добьется симпатии окружающих. Но гораздо быстрее он этой симпатии лишится, если изо рта у него начнет источаться зловоние, или когда он выставит напоказ свои страшные зубы.

Поэтому Ислам учит мусульман внимательной заботе о чистоте и запахе в полости рта. Если мусульманин поел сырой чеснок, лук, или иной продукт с таким же неприятным запахом, и испортил тем самым свой запах изо рта, то порицаемо для него появление в таком состоянии в некоторых общественных местах, таких как мечеть, школа, университет, библиотека и т. п.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто поел чеснок или лук, должен отдаляться от нас!» (Бухари). В другом хадисе сказано: «Отведавший чеснока, лука или лука-порея не должен приближаться к нашей мечети, ибо, поистине, ангелам причиняет неудобство то же, что и потомкам Адама!» (Муслим). В другом хадисе сказано: «… и пусть сидит у себя дома!» (Муслим).

Кади ‘Ийад (ум. в 544 г.х.) сказал: «Ученые распространяют , кроме мечетей еще и на другие места для молитв, такие как помещения для праздничных молитв (мусаллийат уль  — ‘ид), места похорон и подобные им места поклонения; туда же относят научные собрания, собрания для зикра, для пиршества и подобные им сборища, но не распространяют на рынки и подобные им места ».

Мусульманин постоянно должен поддерживать гигиену полости рта, не допуская пожелтения зубов и появления во рту неприятного запаха. В качестве одного из средств обеспечения этой цели Ислам предлагает использование сивака.

Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Почему, когда вы приходите ко мне, мне приходится видеть у вас пожелтевшие зубы? Чистите их сиваком! Если бы это не было в тягость для моей общины, то я сделал бы для нее сивак таким же обязательным, как и совершение молитвы» (Табарани).

В Шариате содержится ряд указаний на отдельные ситуации, при которых желательно использовать сивак. Аш-Шафи’и (ум. в 204 г.х.), например, говорил: «Я считаю, что сивака желательно в каждом случае, при котором изменяется рта. после пробуждения ото сна, по завершении приема пищи, в случае принятия в пищу или питье того, что изменяет рта, а также перед каждой молитвой ».

В других книгах по Шариату указываются еще и другие обстоятельства, при которых желательно очищать рот сиваком. Как пишут, желательно очищать им рот также и перед омовением, и перед входом в дом, и перед входом в мечеть, и перед чтением Корана, и при появлении неприятного запаха во рту после длительного голода, либо после жажды, либо после долгого разговора, либо после долгого молчания, либо после болезни.

В качестве сивака лучше всего годится веточка дерева аль-арак. Ибн Мас’уд сообщил, что он срывал для Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) веточки с дерева аль-арак для того, чтобы использовать их в качестве сивака (Ахмад). Веточки арака обладают приятным запахом, имеют кисточковидную форму и хорошо очищают остающиеся во рту крупинки еды.

Если же не найдется веточка арака, то пойдет любой предмет, который хорошо годится для этого дела. Что касается допустимости использования в этом качестве пальца, при отсутствии иного предмета, то в этом вопросе среди ученых нет единого мнения.

Ибн Кудама (ум. 620 г.х.) пишет: «Говорят, что согласно Сунне не правильно поступает тот, кто чистит зубы пальцем или тряпкой, так как нет на то основания в Шариате и этим способом не получается такое очищение, какое получается деревянного предмета. Верное же мнение это то, что такой метод будет правильным в той мере, в какой он поможет очищению , ибо нельзя пренебрегать малым из Сунны, только по причине отсутствия большее ».

Ученые советуют при использовании сивака, проводить им поперек зубов, то есть по горизонтали, ибо, как они говорят, если проводить им по диагонали, то это может вызвать кровотечение на деснах и испортить зубы. Вот какой порядок чистки зубов предлагает автор «Аль-Хави»: «Желательно чистить сиваком поперек внешней части зубов и поперек их внутренней части, проводя им по стенкам всех зубов, а также по местам смыкания коренных. Также осторожно проводить сиваком несколько раз по небу. Что касается полирования зубов железом и подпиливания их напильником, то это порицается, так как ослабляет зубы и приводит к их подлому ».

Начинать чистку зубов желательно с правой стороны рта, ибо Пророк (мир ему и благословение Аллаха), как сообщается в достоверном хадисе, во всех своих действиях отдавал предпочтение правой стороне, в том числе, когда совершал омовение, когда обувался или приводил в порядок волосы.

Сиваком чистят не только зубы, но и язык. Достоверный хадис о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) чистил сиваком свой язык, приводит А. Дауд (ум. в 275 г.х.).

После использования сивака желательно промыть его водой. Аиша рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) чистил зубы сиваком и передавал сивак ей, чтобы она его помыла, она же прежде начинала очищать им зубы, потом мыла его и передавала обратно Пророку (мир ему и благословение Аллаха) (А. Дауд).

Необходимо также хранить его подальше от грязи и нечистот.

Среди ученых возникло разногласие относительно использования сивака тем, кто соблюдает пост. Некоторые говорят, что он желателен для постящегося также как и для того, кто не соблюдает пост. Другие порицают использование сивака постящимся после полудня. Некоторые же не порицают использование сивака постящимся, но просто считают, что на постящегося не распространяется та желательность использования сивака, которая касается не соблюдающего пост.

Аш-Шафи’и сказал: «Я не порицаю сивака до полудня, будь он из влажного дерева, либо из сухого дерева, либо из чего-либо другого, но порицаю после полудня ». Малик (ум. в 179 г.х.) же говорил: «Не будет ничего плохого, если постящийся в течение всего дня будет использовать сивак… Я не одобряю влажный сивак. Что касается не влажного, то нет в нём ничего плохого, даже если его слегка смочить водой… Не вижу ничего плохого в очищении рта постящимся в каком бы часу дня ему это не захотелось, но только чтобы он не очищал рот сочным (ахдар) сиваком ».

Ханафитский ученый ас-Сархаси (ум. в 491 г.х.) пишет: «Постящемуся следует очищать свой рот сиваком… и нет разницы между влажным и сухим сиваком в соответствии со словами Ибн ‘Аббаса: «Нет ничего плохого для постящегося в очищении рта сочным сиваком и также нет ничего плохого, если сивак смочить водой». Однако А. Йусуф (ум. в 182 г.х.) порицал последнее действие, так как оно сопровождается тем, чего следует избегать, то есть появлением вкуса и попаданием в рот воды без уважительной причины ».

Ханбалит Ибн Кудама пишет: «Ибн ‘Акыль (ум. в 510 г.х.) сказал: «Единогласно в мазхабе то, что нет желательности для постящегося в очищении своего рта сиваком после полудня, так как это устраняет запах из его рта, который, согласно хадису, приятнее для Господа, чем запах миска, а так как является следом высоко ценимого Шариатом поклонения, то удалять его не желательно, как не желательно удалять и следы крови с шахидов ».

Однако порицаемо ли это? На этот вопрос есть две версии ответа. Первая – да, порицаемо, в соответствии со сказанным, а вторая – не порицаемо. Последняя основана на хадисе Амира б. Раби’а, который сказал: «Несчетное количество раз я видел как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) очищал свой рот сиваком и при этом он соблюдал пост ». Его приводит ат-Тирмизи (ум. в 279 г.х.) и считает хорошим ».

Таково внимание, которое уделяет Ислам чистоте рта. Для сравнения, в средневековой Европе знатные христиане гордились плохими, грязными зубами. Чистые здоровые зубы у них считались признаком низкого происхождения, а кариес считался признаком богатства и болезнью знатных людей. Те, кому от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

Требования по уходу за бородой и усами

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отличайтесь от многобожников, отпускайте бороды и укорачивайте усы!» (Бухари). Борода – это признак мужской зрелости. Она отличает внешность мусульманина от внешности немусульман, подавляющее большинство которых бороды ежедневно бреют. Помимо того, ношение бороды – это следование пути посланников. Так, в Коране сообщается: « сказал: «О сын моей матери! Не хватай меня за бороду и за голову» (20: 94).

А. Хамид аль-Газали писал: «Борода – это один из признаков совершенства творения Аллаха и посредством нее мужчина отличается от женщины, а согласно одному редкому толкованию, борода – это то, что имеется ввиду в словах Всевышнего: «Добавляет Он к творению то, что пожелает» (Коран, 35: 1).

Бритье бороды считают запретным (харамом и макрух тахрим) ханафиты, маликиты, ханбалиты и некоторые шафи ’иты. Основное же мнение у шафи’итов – это позиция ар-Рафи’и (ум. в 623 г.х.) и ан-Навави, которые утверждали, что бритье бороды не запрещено Шариатом, но является порицаемым поступком.

Что касается оставления бороды длиною в сжатый кулак и состригание той ее части, которая будет превышать этот размер, то большинство мусульманских правоведов (факыхов) не считают это запрещенным либо порицаемым поступком. Они запрещают, либо порицают, укорачивание бороды меньше этого уровня.

Ибн Аби Шайбах (ум. в 235 г.х.) упоминает в своем «мусаннафе» («тематическом сборнике») некоторых сахабов, которые укорачивали в своей бороде ту часть, которая, при сжатии бороды в кулак, выступала из-под кулака. Это были ‘Али б. Аби Талиб, А. Хурайра и Ибн ‘Умар. Сообщает еще, что также делали Тавус (ум. в 105 г.х.) и аль-Касим б. Мухаммад б. Аби Бакр (ум. в 107 г.х.).

Сильное расхождение во мнениях среди ученых возникло в понимании слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «… и укорачивайте усы!». Некоторые, как например ранние ханафиты, под укорачиванием понимали полное искоренение (исти’саль). В частности ат-Тахави (ум. в 361 г.х.) говорил, что укорачивание усов – это хорошо, а полное их сбривание – еще лучше. Другие считали, что укорачивание должно ограничиваться лишь удалением того, что выходит за край губы, и это мнение шафи’итов и имама Малика. Имам Ахмад говорил, что нет ничего плохого ни в сбривании усов, ни в их укорачивании. Поздние ханафиты говорили, что усы все-таки надо просто укорачивать, но не сбривать полностью.

Строго отнеслись к полному сбриванию усов маликиты. Имам Малик называл полное сбривание усов нововведением, а один из последователей его мазхаба Ибн Фархун (ум. в 799 г.х.) даже заявил, что у того, кто полностью сбрил усы, нельзя принимать свидетельские показания.

При этом некоторые хадисы дают нам описание того, как именно осуществлялось укорачивание усов в практике Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его сахабов.
Аль-Мугыра б. Шубрума рассказывал: «Как-то раз ночью я был в гостях у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) … У меня тогда были очень длинные усы, и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) укоротил мне их, поставив на них сивак » (А. Дауд).

В другом хадисе сообщается, что, увидев мужчин с длинными усами, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) позвал их к себе, велев им принести с собой сивак и лезвие. Когда они подошли к нему, он стал ставить сивак на их усы и срезать ту часть усов, которая выходила из под этого сивака (Байхакы). То есть, согласно этому хадису, сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не сбривал своим сподвижникам усы полностью, а лишь укорачивал их.

Что касается сахабов, то сообщается, что некоторые из них укорачивали усы, а некоторые сбривали полностью. Передают, что Ибн Умар так укорачивал свои усы, что становилась видна белизна кожи под ними. Согласно другой версии, он укорачивал их до такой степени, что не оставлял от них ничего.

Аль-Байхакы (ум. в 458 г.х.) и ат-Табарани (ум. в 360 г.х.) передали, что Шархабиль аль-Хауляни сказал: «Я видел пять сахабов, которые укорачивали усы: А. Умаму аль-Бахили, Микдама б. Ма’дикариба, ‘Утбу б. ‘Ауфа, Хаджаджжа б. ‘Амира и ‘Абдуллаха б. Бишра». Ат-Табари приводит от ‘Абду-Ллаха б. Аби Рафи’а: «Я видел А. Са’ида аль-Худри, Джабира б. ‘Абду-Ллаха, Ибн ‘Умара, Рафи’а б. Хадиджа, А. Усайда аль-Ансари, Саламу б. аль-Аку’а и А. Рафи’а удаляющих свои усы, как бы бривших их». По версии аль-Байхакы, они укорачивали усы с края губы. Ат-Табари также приводит от ‘Урвы, Салима, аль-Касима и А. Саламы о том, что они сбривали (йальхакуна) усы. Все эти предания приводит Ибн Хаджар в своем комментарии к «Сахиху» аль-Бухари.

Требование укорачивать усы, как и все остальные требования Ислама, содержит в себе большую мудрость, одной из проявлений которой является обеспечение чистоты и здоровья наших тел. Известно, что усы легко подвержены загрязнению остатками пищи и питья, а также различными секрециями, выделяемыми носом и ртом. К тому же, поддержание их в надлежащей чистоте является делом проблематичным, а последствием не сохранения чистоты в этом участке лица может стать рост микробов, что в свою очередь может привести к возникновению неприятного запаха, а то и болезни.

А Шабанов
Интернет-журнал «Исламская цивилизация»

уход за бородой в исламе

Пенсионный фонд России

Почему у мусульман принято брить усы, но оставлять бороду?

В исламе большое внимание уделяется не только нормам поведения, но и внешнему виду. и соблюдению норм гигиены. Все главные правила, связанные с этой стороной жизни, изложены в самом Коране и хадисах (преданиях, изречениях) пророка Мухаммада.

Согласно хадисам, Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду и не брить её: «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы», «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников»

Чистоплотность — важнейший закон жизни

В мусульманском мире очень много внимания уделяется духовному воспитанию, но не меньше и практическому укладу жизни. Вопросы гигиены стоят чуть ли не на первом месте, поскольку несоблюдение телесной чистоты оскорбляет Аллаха и его Пророка.

В некоторых хадисах даже указывается, что истинный мусульманин отличается от неверующих особой чистоплотностью и своим облагороженным видом. В хасидах есть четкие поучения относительно того, как и сколько раз в сутки правоверный мусульманин должен мыть тело, чистить зубы, как стричь волосы на голове, ухаживать за растительностью на лице.

Как мусульмане должны ухаживать за усами

В отношении усов тоже есть вполне конкретные указания в учении Пророка. По мусульманскому закону усы можно оставлять на лице или полностью сбривать. Бороду при этом трогать нельзя вообще. Главное требование к усам касается гигиены. Если мужчина носит усы, он должен их аккуратно подстригать таким образом, чтобы во время принятия пищи жир не пачкал их. В идеале растительность над губой должна быть подстрижена так, чтобы между нею и кромкой верхней губы оставалась небольшая полоска. Усы, как и бороду, нужно регулярно мыть, расчесывать, а в праздники умащивать благовониями.

Почему некоторые мусульмане сбривают усы

Не все мусульмане полностью сбривают усы. Некоторые их носят, и это не является нарушением законов Аллаха, но только в том случае, если мужчина тщательно заботится о чистоте лица и растительности на нем. Взлохмаченный и неухоженный внешний вид является нарушением заветов Аллаха. При этом некоторые поборники ислама все же предпочитают сбривать усы и носить одну только бороду

Ислам, как и многие другие мировые религии, имеет множество ответвлений и течений. Среди мусульман есть хариджиты, сунниты, мутазилиты, шииты и мурджииты. У представителей каждого течения приняты свои правила. Одни считают бритье усов обязательной процедурой, другие — желательной. Это рекомендация, которой каждый может следовать по своему усмотрению. Сбриванием усов многие мусульмане демонстрируют свое особое рвение в следовании учению Аллаха.

}?>

Оценка 5 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here