Старик с длинной бородой и мечами что за божество

Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "старик с длинной бородой и мечами что за божество" с полным описанием и рекомендациями.

Исторический облик Деда Мроза.

Деда Мороза представляли как седого старика с бородой до пола в длинной толстой шубе, валенках, шапке, рукавицах, и с посохом, которым он морозил людей.

Борода и волосы – густые, седые (серебристые). Эти детали облика, кроме своего “физиологического” смысла (старец – седой) несут ещё и огромный символьный характер обозначая могущество, счастье, благополучие и богатство.
Рубашка и брюки – белые, льняные, украшены белым геометрическим орнаментом (символ чистоты).
Трёхпалые перчатки или варежки – белые, расшиты серебром – символ чистоты и святости всего, что он даёт из своих рук.
Пояс – белый с красным орнаментом (символ связи предков и потомков, а также сильный оберег).
Обувь – серебряные или красные, шитые серебром сапоги с приподнятым носком. Каблук скошен, небольших размеров или полностью отсутствует. В морозный день Дед Мороз надевает белые, шитые серебром валенки.

Шапка – красная, расшита серебром и жемчугом. Оторочка (залом) лебединым пухом (белым мехом) с треугольным вырезом выполненным на лицевой части (стилизованные рога). Форма шапки – полуовал (круглая форма шапки традиционна для русских царей, достаточно вспомнить головной убор Ивана Грозного).
Посох – хрустальный или серебрённый “под хрусталь”. Ручка витая, так же серебристо-белой цветовой гаммы. Посох завершает лунница (стилизованное изображение месяца) или голова быка (символ власти, плодородия и счастья).Дед Мороз появился у нас очень давно. Это реально существующий дух, здравствующий, между прочим, и поныне. Когда-то, еще до появления христианства на Руси, наши предки верили в то, что духи умерших охраняют свой род, заботятся о приплоде скота и хорошей погоде. Поэтому, чтобы наградить их за заботу, каждую зиму люди дарили им подарки. В канун праздника деревенская молодежь надевала маски, выворачивала тулупы и ходила по домам, колядовала. (Впрочем, в разных регионах существовали свои особенности колядования). Хозяева одаривали колядующих едой. Смысл как раз и заключался в том, что колядующие представляли собой духов предков, которые получали награду за неустанную заботу над живущими. Среди колядующих часто был один “человек”, одетый страшнее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Это был самый старый и самый грозный дух, его еще часто называли просто Дедом. Вполне возможно, что это и есть прообраз современного Деда Мороза. Только сегодня он, конечно, подобрел и не приходит за подарками, а приносит их сам. С принятием христианства языческие обряды были, конечно, “упразднены”, и поэтому существуют и по сей день 😉 Колядующие изображают не духов предков, а небесных посланцев, что, согласитесь, практически одно и то же. Тут уже сложно сказать, кого считать Дедом, но “старшой” есть и сейчас.Изначально его называли Дедом Трескуном и представляли маленьким старичком с длинной бородой и суровым как русские морозы нравом. С ноября по март Дед Трескун был полновластным хозяином на земле. Даже солнце его боялось! Он был женат на презлющей особе – Зиме. Деда Трескуна или Деда Мороза отождествляли также с первым месяцем года – серединой зимы – январем. Холоден и студен первый месяц года – царь морозов, корень зимы, ее государь. Он строгий, льдистый, ледяной, пора снеговеев. В народе про январь говорят и так: огневик и студень, снеговик и трескун, лютый и лютовей.В русских сказках Дед Мороз изображается как взбалмошный, строгий, но справедливый дух зимы. Вспомните, к примеру, сказку “Морозко”. Добрую трудолюбивую девушку Морозко поморозил-поморозил, да потом одарил, а злую да ленивую – заморозил насмерть. Поэтому, во избежание неприятностей некоторые северные народы и сейчас задабривают старика Мороза – в торжественные ночи бросают за порог своих жилищ лепешки, мясо, выливают вино, чтобы дух не злился, не мешал охоте, не губил посевов.Сказать однозначно, где живет русский Дед Мороз, сложно, так как существует масса легенд. Некоторые утверждают, что Дед Мороз родом с Северного полюса, другие говорят – из Лапландии. Ясно только одно, Дед Мороз живет где-то на крайнем Севере, где круглый год зима. Хотя в сказке В.Ф.Одоевского “Мороз Иванович” Мороз красный нос по весне перебирается в колодец, где “и летом студено”.
Позже у Деда Мороза появилась внучка Снегурка или Снегурочка, героиня многих русских сказок, снежная девочка. Да и сам Дед Мороз изменился: стал приносить детям подарки под Новый год и выполнять сокровенные желания.
Образ Снегурочки уникален для русской культуры. В западной новогодней и рождественской мифологии нет женских персонажей.Как видно, происхождение русского Деда Мороза в корне отличается от европейского Санта Клауса. Если Санта Клаус был реальной исторической личностью, которую за добрые дела возвели в ранг святых, то русский Дед Мороз – скорей языческий дух, персонаж народных поверий и сказок. Несмотря на то, что современный образ Деда Мороза сформировался уже под влиянием европейского новогоднего персонажа, большинство характерных русских черт осталось. И по сей день русский Дедушка Мороз ходит в длинной шубе, валенках и с посохом. Он предпочитает передвигаться пешком, по воздуху, или на санях, запряженных резвой тройкой. Его постоянная спутница – внучка Снегурочка. Дед Мороз играет с детьми в игру “Заморожу”, и прячет в новогоднюю ночь подарки под елкой.Дед Мороз и РПЦОтношение Русской Православной церкви к Деду Морозу неоднозначное, с одной стороны как к языческому божеству и волшебнику, а значит противоречащему христианскому учению, а с другой стороны, как к русской культурной традиции. В 2001 году епископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан заявил, что РПЦ поддержит проект «Великий Устюг — Родина Деда Мороза», только если Дед Мороз примет крещение.Мифологический образКто он такой – наш старый друг и добрый волшебник российский Дед Мороз? Наш Мороз – персонаж славянского фольклора. На протяжении многих поколений восточные славяне создавали и хранили своеобразную “устную летопись”: прозаические предания, эпические сказания, обрядовые песни, легенды и сказки о прошлом родной земли.У восточных славян представлен сказочный образ Мороза – богатыря, кузнеца, который сковывает воду “железными морозами”. Сами Морозы часто отождествлялись с буйными зимними ветрами. Известно несколько народных сказок, где Северный ветер (или Мороз) помогает заблудившимся путникам, указывая дорогу.Белорусский брат Деда Мороза – Зюзя, или бог Зимы — представляется как дед с длинной бородой, который живет в лесу и ходит босиком.Наш Дед Мороз – образ особенный. Он отражен в древнеславянских сказаниях (Карачун (Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния – 21 декабря.), Позвизд(Позвизд — согласно источникам конца XVII века славянский бог ветра, хорошей и плохой погоды. Брат Догодыстарик с длинной бородой и мечами что за божество

.), Зимник), русских народных сказках, фольклоре, русской литературе (пьеса А.Н. Островского “Снегурочка”, поэма Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”, стихотворение В.Я. Брюсова “Царю Северного полюса”, карело- финский эпос “Калевала”).
Позвизд – славянский бог бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой – на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.

В легендах древних славян существовал и другой персонаж – Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет – там жди жестокой стужи.Среди славянских божеств выделялся своей свирепостью Карачун – злой дух, сокращающий жизнь. Древние славяне считали его подземным богом, повелевавшим морозами.Но со временем Мороз менялся. Суровый, в компании Солнца и Ветра разгуливающий по земле и насмерть морозивший встретившихся на пути мужиков (в белорусской сказке “Мороз, Солнце и Ветер”), он из грозного постепенно превращается в справедливого и доброго деда.Коляда — празднество зимнего солнцестояния (21-25 декабря), солнцеворот.

старик с длинной бородой и мечами что за божество

Считалось, что в этот день рождается маленькое ярое солнце в образе мальчика — Хорса. Новое солнце завершало ход старого солнца (старого года) и открывало ход следующего года. Пока солнце еще слабое, на земле господствуют ночь и холод, доставшиеся от старого года, но с каждым днем Великий Хорс (как упоминается в «Слове о полку Игореве») растет, и солнце крепнет.Наши предки встречали солнцестояние колядками, носили на шесте коловрат (восьмиконечную звезду) — солнце, надевали на себя личины тотемных зверей, которые связывались в сознании людей с образами древних богов: медведь -Велес, корова — Макошь, козел — веселая и одновременно злая ипостась Велеса, конь — солнце, лебедь — Лада, утка- Рожаница (прародительница мира), петух — символ времени, восхода и захода солнца, и так далее.Масленица – это праздник, посвященный проводам зимы и радостному приветствию весны.

Фактически это была встреча Нового года, только в начале весны  23 марта – до XVв. Поскольку этим праздником провожали зиму и встречали новое лето, отсюда и Летоисичисление, и Новолетие. То есть Масленницей встречали фактический новый год, приходом нового лета. А Колядой встречали рождение нового солнца.
У Северных народов до сихпор празднуется встреча нового солнца, праздник Хейро.

Хэйро – праздник северных народов, связанный с появлением солнца после долгой полярной ночи. Продолжительность полярной ночи на широте Дудинки составляет полтора месяца. Она заканчивается в середине января, когда диск солнца появляется над горизонтом. На традиционном празднике окончания зимы люди выражают благодарность за прожитую зиму, просят у духов плодородия, благополучия в семье. Праздник символизирует начало новой жизни. Люди в этот день собираются возле ритуального костра и, взявшись за руки, водят хороводы. Так встречали светило северные народы сотни лет назад, так приветствуют его и сейчас.А у славян Хорс, созвучно, не правда ли?

Статья из  ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

Служители стужи относятся к сезонным богам — к богам ЗИМЫ.

Зима долго длится, и поэтому у славян было много богов, связанных с этим временем года: Зимник, Зюзя, Морозко, Сивый, Трескунец, Студенец и другие.

ЗИМНИК — бог холодов и морозов. Некоторые славянские племена олицетворяли студеную пору года в образе Зимника и верили: если зимою заходит из лесу в деревню старик небольшого роста, с белыми что снег волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головою, босой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках, — жди жестокой стужи, которую предвещает появление Зимника.

ЗЮЗЯ (Зюзик) — в западнославянской мифологии божок снега и мороза,.

ИМЯ: Произошло от слова «зюзец» — мерзнуть, трястись от холода.

ВНЕШНИЙ ВИД: Зюзю наши предки представляли в образе деда с длинной бородой, который живет в лесу, ходит босиком и, согласно поверью, вызывает пургу, метель, стужу.  Босоногими стариками, кстати, были и другие  служители Стужи — Снежич, например.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Своим посохом он стучал по дорогам, сковывая их морозными оковами, расковать которые может только зима. Большую часть времени он бродит по лесу, но порою заходит в деревни, предвещая жестокую стужу.

ПОЧИТАНИЕ: Чтобы умилостивить стужу, накануне праздника Коляды (7 января, современное Рождество) откладывали несколько ложек праздничной кутьи в особую миску и оставляли ее на ночь на столе, чтобы Зюзя пришел поесть и не вредил бы своими морозами людям и животным. Позднее Зюзя стал зваться Трескуном.

ТРЕСКУН (Трескунец) — славянское божество сильного (трескучего) мороза. Когда бывает сильный мороз, считается, что своей булавой по деревьям  бьет злой Трескун. Временами Трескун  забредает в деревню, чтобы предупредить  о надвигающихся трескучих морозах.

СТУДИНЕЦ (Студенец) повелитель зимнего холода.

У древних славян Студинца представляли низеньким старичком.  Его дыхание – сильная стужа. Его слезы – сосульки, а иней – это его замерзшие слова.

МОРОЗКО.  На привычного нам, современного Деда Мороза больше похож персонаж старинных сказок – Морозко (он же в более поздних версиях – Мороз Иванович, Мороз Красный нос). Нам очень симпатичен этот одушевленный Зимний Дух – строгий, порой сварливый, но всегда справедливый. Все знают, что хорошим людям он благоволит и одаривает их, а плохих может и заморозить своим волшебным посохом.

СИВЫЙ (Велес-Сивый) -дух зимней стужи, омертвения мира и скотьего падежа.   Он очень не любит тех, кто жалуется на стужу, бодрым же и весёлым дарует здоровую телесную крепость и румянец.

И все эти имена – это все один и тот же МОРОЗ – воплощение ВЕЛЕСА.

к зимним божествам относятся так же

Вьюга, Пурга и Метель — зимние красавицы.

————

(155)Найдено на просторах интернета и отредактировано для сайта.

Составитель: Маргарита Самохвалова

Территория современной России и некоторых других стран, где проживают славянские народы – край холода и зимы. Так уж сложилось, что полгода на Руси работали, а полгода согревались. Не забывали для этого почитать зимних богов. Вспомним и мы о них.  

Сама  Зима – Матушка одно из воплощений Девы снегов у древних славян. Некоторые современные исследователи не различают ее с богиней зимы Марой. 

старик с длинной бородой и мечами что за божество

Зима — Матушка

Но Зима Матушка, не имеет отношения к смерти. Она только повелевает метелями, вьюгами, поземками-поползухами. Длинной свитою тянутся они по следу госпожи, просят у нее работу, и уж когда дает им Зима работу, крутятся над землею снежные вихри, метут метели, бушуют бураны. Зима старается, чтобы все вокруг было белым-бело, снежным-снежно!

В сказках она представлялась то доброй Матушкой-зимой, то злой мачехой. Являлась в образах седой чародейки и юной Снегурочки.

старик с длинной бородой и мечами что за божество

Дева снегов

Так и продолжают жить в народе раскрасавица русская зима и её легендарная предшественница — снежная баба.

 Мара, Морена — Могучее и грозное Божество, Богиня Зимы часто смерти. В древних поверьях жена Кощея. Дочь Велеса и богини Лады. Имя Морана (Морена) тождественно таким словам, как «мор», «мрак», «морочить».  Эта языческая богиня воплощала в себе и смерть человека, и была покровительницей плодородия земли. Она и символ возрождения природы (после зимы), человека (после смерти).  Но смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание жизни как таковой, но — лишь переход к Жизни Иной. После Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна…

Образ ее так же разнообразен, как имена. По славянским представлениям Морена могла выглядеть, как красивая девушка, одетая в белый наряд или как женщина, на которой разорванные черные и грязные одежды, а порой Морена выглядела, как страшная старуха с всклоченными волосами.

Владения Морены, согласно древним сказам, лежат за черной рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов мост, охраняемый Трехглавым Змеем…

У этой богини много имен и день почитания не один. Она приходит и уходи вместе с холодом и почитают ее осенью и весной.

старик с длинной бородой и мечами что за божество

Морена

 У славян переходным днем, от осени к зиме, было 25 ноября, который почитался днём Марены. Считалось, что в этот день всегда стоит отвратительная погода — дождь, снег, ветер. В этот день запрещено было творить какие-либо славословия и жертвы богам, так как все они невольно приносились бы Марене.

 Прощаются с Зимой в завершении масленичной недели. В честь проводов Богини Марены на Север отмечается праздник Красногор, День Масленицы-Марены, называемый также Проводами Богини Зимы (современное название — Проводы Русской Зимы).

В этот же день, в день Марены (Навий день) и весной — 1 марта, когда сжигают чучело Мары, обряд прощания с зимой и встреча Весны. Празднуется приход на землю Весны, прилёт птиц. Во всех родах пекут из теста фигурки жаворонков, оладьи и печенье с Солнечной Символикой. Хорошо эти дни встречать и проводить на прир

старик с длинной бородой и мечами что за божество

Веста

оде, за городом.

Не исключено, что Зима-Матушка, Морена и Марена – три разных божества. Точных источников до наших дней не сохранилось. Многое известно из песен. Записывалось на слух. В каждой части славянского мира свое произношение.  Например…

 Маржана — весенний ритуальный персонаж, чучело-воплощение смерти и зимы, которое топили, чтобы обеспечить урожай. Возможно, просто, символическое воплощение. Но часто трактуется как вариант Марены.

Богиня Веста — Небесная Богиня-Хранительница Древнейшей Мудрости Вышних Богов. Младшая сестра Богини Марены.

Вьюга

Зимерзла  — Суровое зимнее божество древних славян. Она дышит холодом и морозами. Одежда у нее – тулуп из инея.

Морозы – ее дети, они ей корону ледяную куют, сережки из сосулек. Люди обращались к Зимерзле с просьбой не холодить жилище, не вымораживать посевы.

Вьюга, завируха – фольклорный персонаж южных славян. Вместе с ними приходят

старик с длинной бородой и мечами что за божество

Снежичь

Метель и снежная Буря. Известны предания, что бурю учиняет старший сын бога ветра, Стрибога зимнего, — ветер Буревой (Буревик), который крутит свои длинные седые усы, когда хочет наказать людей за грехи.

Метель считается дочерью Вьюги и Снеговея. Снеговей – своеобразный старик Мороз в культуре украинского народа.  Буквально понимается, как «сеятель снега».

Есть еще подобный персонаж фольклора – Снежичь. Он выглядел, как старый дед с длинной бородой. Весь белый. Одет в тканую рубаху, украшенную снежинками. Обуви у старика нет. Он приходит в разгар зимы, чтобы укрыть Землю снегом.

Снегурочка

Помощник Богини Зимы и Деда мороза. Одно из воплощений Бога Велеса. По другим версиям — его сын.

Ее нельзя назвать богиней зимы, но зимний праздник без нее — не тот.  Снегурочка (Снегурка, Снежевиночка) — мифологический персонаж русской сказки. В образе Снегурочки сохранились древнейшие черты умирающих и воскрешающих богах, мифы о которых распространены по всему миру. Сказки всегда описывают Снегурочку печальной белолицей красавицей, полной неизъяснимой, прохладной прелести. Это Зима в ее лучшую, любимую народом пору.

Снегурочка названа так потому, что родилась из снега. У Снегурочки нет Отца и Матери среди Богов. Ее каждый год создают из снега люди.   Мара-Марена признает ее за родную дочь. Поэтому человек, лепящий Снегурочку из снега, пользуется особым покровительством Всесильной Марены, получает от нее дополнительный срок жизни и избавление от хворей и болезней.

старик с длинной бородой и мечами что за божество

Морозко

Хотя у Снегурочки нет своих Отца и Матери, у нее есть свой Дедушка. Среди людей его знают, как старого Деда Мороза. Под Новый год вместе с Морозом, своим дедушкой, Снегурочка приходит к детям и дарит им подарки. Летом живет у людей как молодая помощница.

Мороз, Морозко, Трескун у славян был повелителем зимних холодов. Сначала считалось, что Мороз крадёт детей и уносит их в свой ледяной дворец. Чтобы вернуть детишек, Морозке преподносили подарки. Зимой Мороз ходит по лесам да по полям, по улицам и переулкам, стучит своим волшебным посохом, а от этого стука начинаются трескучие морозы — сковываются льдами реки, деревья покрываются снегом. Стоит только дыхнуть морозу, как тут же начинается сильная стужа. С ноября по март, он полновластный хозяин на земле.

старик с длинной бородой и мечами что за божество

Велес

Но солнце его боится. Морозко вовсе не злой — он покрывает стёкла окон красивыми узорами, поверхность озёр и рек замораживает, чтобы детвора могла кататься и играть, он дарит много снега, чтобы новый урожай был хорошим. Его праздник — 6 декабря.

Бога  Зюзю  наши предки представляли так. В ранних приданиях Зюзя упоминался как бог зимы. Это старик с белыми как снег волосами и длинной бородой. Он низенького роста и толстенький. Ходит босой и с непокрытой головой. Всегда носит с собой железную булаву. Большую часть зимы Зюзя проводит в лесу, но иногда заходит к людям: предупредить, что будет суровая зима, чем-то помочь, а то и просто ради того, чтобы поесть кутьи.

Разозлившись, Зюзя стучит своей булавой в пень, дерево, об угол хаты.

старик с длинной бородой и мечами что за божество

Зюзя

Для детей он был героем Белорусских сказок, своего рода белорусский Дед Мороз. Вот отрывок о нём: «В середине студня (декабря) от Железных Гор выезжает со своей свитой на пегой кобыле старик небольшого роста с белыми, как снег, волосами и длинной седой бородой. Это Зюзя — Бог Зимы».  

До наших дней дошло выражение: «Замерзнуть как зюзик».

Бога зимы и морозов знали еще, как Карачун (Корочун) — в древнерусской языческой мифологии божество смерти, подземный бог, повелевающий морозами, злой дух, злое божество, отвечающего за гибель скота. Его слугами были медведи-шатуны, в которых оборачивались бураны, и стаи волков-метелей. В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор.

старик с длинной бородой и мечами что за божество

Карачун

Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз — просто повелитель зимних холодов.

День языческого почитания Карачуна (23 декабря) приходился на день зимнего солнцеворота, один из самых холодных дней зимы. По языческим поверьям, именно Карачун укорачивал светлую часть суток, повергая мир во тьму.

По приданию, в ночь Корочуна души предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков.

Сивый (Велес-Сивый) — дух зимней стужи, омертвения мира и погибели скота.   Он очень не любит тех, кто жалуется на стужу, бодрым же и весёлым дарует здоровую телесную крепость и румянец.

И все эти имена – это все один и тот же Мороз – воплощение Велеса.

Велес Сизый

Зима время холодное и ветряное. Непредсказуемое. Вот уже почти закончилось.

Как прилетел Весиовей (Стрибог зимний) — бог зимних ветров. Стрибожьи внуки, приносят первые вести о грядущем весеннем тепле. Их время – февраль. Ветра были настолько сильными ,что их именовали лютыми и сам февраль – лютень. Но весна все же близко, и праздники содействующие.

старик с длинной бородой и мечами что за божество

Стрибог

Во времена двоеверия на Руси. 18 февраля кланялись овсяничками (пирожками из овсяной муки) Яриле-Весеню, который, по поверьям, заставлял по сию пору петь птицу овсянку.

21 февраля отмечали день Тимофея Весновея.

От составителя: Вот такие у нас зимние покровители. Много, и еще не всех вспомни. Возможно наши читатели знают еще Богов зимы. Пишите в комментарии. Всем, спасибо!

Моро́з (Студенец, Трескунец, Морозко, полес. Зюзя) — персонаж славянского сказочного фольклора и календарных обрядов; персонификация природной стихии.

В 30 руне карело-финского эпоса Калевала также существует персонификация Мороза (фин. Pakkanen), названного сыном старухи Лоухи, который пытается заморозить корабль Лемминкяйнена

Описание

В восточнославянских сказках Мороз описывается как старик с белой бородой, закутанный в шубу, который «на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает», усиливая тем самым зимнюю стужу. Сказочный Морозко одаривает невинно гонимую падчерицу богатством за её «правильные» ответы на вопрос, тепло ли ей или холодно; он же губит дочерей злой мачехи, которые проклинают лютый холод.

В украинских вариантах аналогичного сюжета Мороз — это едущий в повозке богатый пан, который, встретив замёрзшую бабу, спрашивает: «Мороз, бабусю?» и слышит в ответ: «Мороз, папочку, Боже його помнож!» Удовлетворенный ответом, Мороз дарит бабе дорогую шубу и угощает хлебом. Следующая встречная баба на тот же вопрос отвечает иначе: «Мороз, паночку, щоби його бирса взяла, щоб він на лисого голові непевний, розтріскався, щоб його бенеря так била, проклятого, як він оце мене!», за что Мороз окончательно замораживает её.

В русской народной сказке «Мужик и Мороз» мужик, у которого Мороз побил всходы пшеницы, пошёл в лес искать виновника, чтобы «взыскать с него убытки»; найдя в глуши ледяную избушку, снегом укрытую, сосульками обвешанную, он увидел Мороза — «старика в белом»; вознаграждая потери крестьянина, Мороз одаривает его скатертью-самобранкой.

По народным поверьям центральной Украины: «Один раз полевые цветы узнали от ветра, что злой „дидуган“ Мороз собирается их заморозить. Цветы пожаловались Онуфрию Великому (день которого приходится на 12/25.VI). Преподобному жаль стало цветов и он пошёл к Морозу попросить, чтобы тот не трогал их. Но Мороз был такой упрямый, что Онуфрий не вытерпел: он так рассердился, что взял и ударил Мороза обухом по голове. С этого дня Мороз болел до самого третьего Спаса, а цветы в это время цвели и отцветали».

Персонификация Мороза как природной стихии отмечается в восточнославянском ритуале приглашения «мороза» на праздничную трапезу (на кутью, кисель, блины), включенном в святочный или пасхальный комплексы. Считалось необходимым накормить Мороз обрядовой пищей, чтобы он не морозил посевы злаков и огородные культуры.

Образ Мороза как высокого (или очень маленького ростом) старика с длинной белой бородой, приходящего с северной стороны, который бегает по полям и стуком своей палки вызывает трескучие морозы (упомянутый первоначально в трудах А. Н. Афанасьева, а затем и в других исследованиях по славянской мифологии), не подтверждается позднейшими этнографическими и фольклорными свидетельствами.

Поговорки

  • Мороз и железо рвёт и на лету птицу бьёт.
  • Мороз невелик, да стоять не велит.

См. также

  • Зюзя
  • Дед Мороз
  • Джек Фрост — персонаж английского фольклора
  • Морос

Примечания

  1. ↑ Мадлевская, 2000, с. 38.
  2. ↑ Виноградова, 2004, с. 302.
  3. ↑ Kolmaskymmenes runo, 129-316
  4. ↑ Афанасьев, 1984, с. 1:113–117.
  5. ↑ Гринченко, 1901, с. 240–242.
  6. Виноградова, 2004, с. 302–303.
  7. ↑ Мадлевская, 2005.

Литература

  • Мороз / Л. Н. Виноградова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 302–303. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Мадлевская Е. Л. Мороз // Русская мифология. Энциклопедия. — М.: Мидгард, Эксмо, 2005. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9.
  • Мадлевская Е. Л. Образ Деда Мороза и современные представления о нём // Живая старина. — М.: Гос. республиканский центр русского фольклора, 2000. — № 4, 2000. — С. 37–39.
  • Морозко (№ 95—96) // Афанасьев А. Н. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984. — С. 113–117.
  • Як невиста навчилася свекруху шануваты // Гринченко Б. Д. Изъ устъ народа. — Чернигов: Земская типографія, 1901. — С. 240–242.

Ссылки

  • Трескун // Толковый словарь Ушакова
  • Мароз Марозавіч, ён жа Зюзя // Народная газета, 15.02.2011  (белор.)

Оценка 5 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here