Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "председатель еврейской общины борода биография" с полным описанием и рекомендациями.
Текущая версия страницы пока
не проверялась
опытными участниками и может значительно отличаться от
версии
, проверенной 29 января 2018; проверки требуют
14 правок
.
Текущая версия страницы пока
не проверялась
опытными участниками и может значительно отличаться от
версии
, проверенной 29 января 2018; проверки требуют
14 правок
.
Алекса́ндр Моисе́евич Борода́ (2 июля 1968 год, Москва, РСФСР, СССР) — российский религиозный и общественный деятель. Президент Федерации еврейских общин России, основатель и директор Еврейского музея и центра толерантности.
Член Общественной палаты РФ. Член Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации, входит в комиссию по комплектованию войск по призыву и контракту. Член Экспертной группы по совершенствованию законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений Экспертного совета Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.
Биография
Родился 2 июля 1968 года в Москве, в семье инженеров. Детство прошло в районе Марьина Роща. Учился в Московском техникуме транспортного строительства.
По окончании техникума был мобилизован в ряды Советской армии, проходил службу в морской авиации.
Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Маркшейдерское дело». Принимал участие в строительстве станций метро Коньково, Теплый Стан, Бибирево, Алтуфьево. Согласно указу мэра Юрия Лужкова от 1 июля 2008 года «за большой вклад в развитие строительной отрасли города Москвы и многолетний добросовестный труд» присвоено звание «Почетного строителя города Москвы».
В 1989 году, учась в институте и работая, А. М. Борода стал посещать синагогу. В начале 1993-го начинает работу над журналом «Лехаим» совместно с Борухом Гориным (прим. — главный редактор журнала «Лехаим», Глава Департамента общественных связей ФЕОР).
Вручение Ордена Дружбы, 10 марта 2016 г.
Продолжая работу в журнале, в 1996 году становится президентом регионального общественного Фонда развития еврейской культуры — занимается проблемами развития еврейской жизни в масштабах Москвы. Фонд одним из первых на территории России развернул широкую благотворительную деятельность: в первую очередь, обширные ежемесячные региональные программы для малоимущих семей, культурно-просветительскую работу, образовательные программы и семинары, ежемесячные благотворительные концерты.
В 1996 году при содействии Бороды начинается строительство Московского еврейского общинного центра крупнейшего в Восточной Европе, которое завершается в 2000 году.
С 2000-го года А.Борода являлся исполнительным вице-президентом ФЕОР. Федерация еврейских общин России является ведущей еврейской организацией России, в которую входит более 200 общин в 180 городах, в 42 из них постоянно работают раввины.
19 февраля 2008 года избран президентом Федерации еврейских общин России.
Алексанр Борода — генеральный директор и основатель Еврейского музея и центра толерантности, открытого 8 ноября 2012 года в здании Бахметьевского гаража в Москве.
В 2015 году стал членом Жюри 1-го Московского еврейского кинофестиваля, а в 2016 — 2-го Московского еврейского кинофестиваля. С 2017 года член Общественного совета Московского еврейского кинофестиваля.
Семья
Женат, имеет пятерых детей.
- Жена — Хава Давидовна Борода.
Имеет 5 детей:
Сын — Давид,
Сын — Менахем Мендел,
Сын — Леви Ицхак,
Сын — Йосеф Мордехай,
Дочь — Ривка Фейга
См. также
- Федерация еврейских общин России
- Еврейский музей и центр толерантности
- Московский еврейский кинофестиваль
Ссылки
- Россия 24: Александр Борода: Интерес к религии будет только расти
- Москва 24: Александр Борода. Максимальное приближение”
- Телеканал Дождь: Александр Борода: Благодаря Путину евреи стали чаще ходить в синагогу
- Эхо Москвы: Музейные палаты
Примечания
Евреи как зеркало демократии: в Европе их бьют, а в России их награждают
09.03.2016 в 15:31, просмотров: 2810
В то время как в демократичном Европейском союзе и собирающейся примкнуть к ЕС Украине наблюдается невиданный со времен Второй мировой войны всплеск антисемитизма, в «путинской» России наблюдается удивительный еврейский ренессанс. Открываются новые синагоги, строятся современные общинные центры, а лидеров иудейской общины наряду с лидерами других общин представляют к государственным наградам.
фото: Александр Астафьев
Александр Борода
10 марта в Кремле состоится награждение известных российских общественных и религиозных деятелей. И как стало известно, в этот день высокая государственная награда — орден Дружбы — впервые будет вручена одному из руководителей российской еврейской религиозной общины, раввину Александру Моисеевичу Бороде, президенту Федерации еврейских общин России, основателю Еврейского музея и центра толерантности.
«МК» удалось одним из первых поздравить уважаемого российского религиозного деятеля с наградой.
— Александр Моисеевич, главный раввин России Берл Лазар (Шломо Дов-Бер Пинхос) — выходец из Италии, родился и воспитывался в семье раввина еврейской общины Милана. А как складывался ваш путь в религию, вы же родились в Советском Союзе, где еврею получить религиозное образование было практически невозможно…
— До распада СССР моя биография ничем не отличалась от биографии миллионов советских людей. Родился в Москве, в Марьиной Роще, в обычной советской семье инженеров. Учился в школе, потом в техникуме транспортного строительства. Получив профессию маркшейдера, ушел служить в армию. Как ни странно, именно там я впервые ощутил интерес к религии. В многонациональном солдатском коллективе соблюдение национальных и религиозных традиций вызывало уважение. Вернувшись после демобилизации в Москву, продолжил учебу по маркшейдерскому делу в вузе, параллельно работал в Метрострое. Еще в институте начал посещать синагогу. Мне было интересно узнать, что же такое «еврей», разобраться в своей жизненной позиции. В иудаизме этот процесс называется «тшува» (в переводе с иврита — «возвращение к Творцу»).
— С того момента прошло уже без малого четверть века. Как бы вы оценили этот период в жизни еврейской общины России?
— Без сомнения, в жизни общины произошли колоссальные качественные изменения. Во-первых, огромные массы евреев уехали из страны еще в начале 1990-х годов, во-вторых, очень вырос уровень еврейской жизни для тех, кто остался. В результате сегодня многие евреи оказались вовлечены в общинную жизнь, которую 25 лет назад и представить себе было невозможно. 25 лет назад, когда все уезжали за границу, так получилось, что центром еврейской жизни в Москве оказалось посольство Израиля, возле которого практически круглосуточно стояли огромные очереди на получение выездных иммигрантских виз. И если в те времена в столице работали только две синагоги, то сейчас их количество выросло многократно.
— Удивительно! За последние два десятилетия во всем мире сложился стойкий стереотип, что евреи массово уезжают из России, и вдруг оказывается, что еврейская община увеличивается. Люди стали возвращаться?
— Уезжать массово прекратили давно. В целом после двухтысячного года особо никто не уезжает. К этому времени все, кто хотел, уже уехали. Сейчас люди стали ездить в гости, сравнивать свою жизнь в России с бытом уехавших за границу родственников и друзей, и, в общем, возник своеобразный баланс. Вместо тех, кто все же решил совершить алию (репатриацию), даже возвращались евреи, не нашедшие себя в условиях Израиля.
— Называлась цифра, что только израильтян в Москве живет и работает порядка 100 000 человек?
— Да, да. Только я не стал бы называть их израильтянами, скорее, держателями израильского паспорта. Многие его получают из-за возможности путешествовать по миру без получения визы.
— Если учесть, что в традиционном смысле еврейство определяется не национальностью, а принадлежностью к иудейской вере, то, наверное, самое важное для членов вашей общины — возможность исполнять религиозные заповеди. Евреи, проживающие в России, имеют сегодня для этого такие же возможности, как евреи в США, Европе или в том же Израиле?
— Несомненно. Мы стараемся активно развивать как религиозную, так и социальную жизнь российских евреев. Ведь многие люди, особенно молодежь из ассимилированных еврейских семей, часто приходят в общину за общением — посещают клубы по интересам, лекции, даже спортивные секции. Молодежные программы пользуются большой популярностью: студенты в течение года посещают курс образовательных лекций, а потом отправляются в путешествие по Европе, посещая значимые для еврейской истории места. Обязательной и самой важной частью программы является посещение музея, созданного на месте концлагеря «Освенцим». Очень важной частью общинной жизни, безусловно, является благотворительность. Кстати, мы не ограничиваемся работой только в России: последние два года, например, направляем гуманитарную продовольственную помощь и медикаменты в некоторые украинские общины, а также в Донецк и Луганск.
Если же говорить про открытие новых общинных центров и синагог в России, то в 2015 году у нас их было открыто пять (в Абакане, Калуге, Иванове, Владивостоке и Московской области). В текущем году мы планируем открытие и регистрацию еще нескольких синагог в Москве и в других крупных городах России. Я считаю, у нас в России сложилась очень хорошая и интересная общинная жизнь. А по сплоченности, дружественной атмосфере в отношениях между членами общины, может быть, мы даже и обходим общины многих других стран.
— Выходит, для вас не стали неожиданностью слова Президента РФ Владимира Путина, прозвучавшие на встрече с представителями еврейских общин Европы и России. Когда в ответ на рассказ Вячеслава (Моше) Кантора, президента Европейского еврейского конгресса, поведавшего о беспрецедентном разгуле антисемитизма в Европе, Владимир Путин заявил, что двери в Россию открыты для всех евреев, нуждающихся в защите?
— Я расцениваю предложение Президента России прежде всего в качестве гуманитарного ответа на сложившуюся в Европе угрожающую ситуацию с разгулом антисемитизма. В нашей стране, слава богу, сейчас другая ситуация, все существенно спокойнее, по крайней мере, угрозы жизни и здоровью членов общины, как, например, во Франции или Бельгии, здесь нет.
— До вас доходила информация, как европейские общины откликнулись на это предложение? Может, кто-то уже проверял возможности переезда в Россию?
— Времени на самом деле прошло очень мало. Но, по крайней мере, евреи Европы знают, что для спасения от антисемитизма Россия также присутствует на карте их возможной эмиграции. А какую страну выбирать — это уже им решать.
Справка «МК»: В начале 2015 года сообщалось о 766 случаях насильственного проявления антисемитизма в странах Европы. Лидерами по числу актов антисемитизма среди стран бывшего СССР является Украина, а среди стран ЕС — Франция и Бельгия.
Согласно отчету, в 2014 году число актов проявления насилия возросло на 38%. А в новом отчете за 2015 год, который ЕЕК планирует опубликовать в следующем месяце, цифры еще ужаснее.
Читать нас в Яндекс.Новостях Работа в компаниях и профессиональных организациях ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ ПОЧТОЙ Введите корректный email БиографияБорода Александр Моисеевич по окончании школы был мобилизован в ряды Советской Армии, проходил службу на морском флоте. ОбразованиеВысшее Обсуждают – в данных материалах оставлено больше всего комментариев. Следите за последними новостями Петербурга Россия Москва (495) 290-75-18 (21, 25) [email protected] |
Президент Федерации еврейских общин России и основатель Еврейского музея и центра толерантности мечтал стать пожарником, но выучился на маркшейдера. О кашруте он узнал от однополчан-азербайджанцев, а свадьбу сыграл через полтора месяца после знакомства.
Я родился в Марьиной Роще. Но в местную синагогу не ходил, даже не знал о ее существовании. А бабушка туда ходила, да. Папа и мама были инженерами, работали допоздна. Я в детстве мечтал стать пожарником. Мне казалось, что они работают мало — только тогда, когда есть пожар.
Когда мне исполнилось 12 лет, семья переехала в Бибирево, чтобы увеличить жилплощадь. После переезда раз в год всей семьей посещали синагогу на Архипова на Симхат-Тору, а перед Песахом покупали мацу. Вокруг меня евреев не водилось, поэтому так странно было: уже на станции «Площадь Ногина» много евреев, а перед синагогой — вся улица битком.
Рос я обычным московским школьником, но с четкой самоидентификацией. Семья была четко ориентирована в еврейском плане. Верили в то, что Б-г есть. Национальность не скрывалась, ущербности мы не чувствовали, даже ощущали превосходство. Мне давали «хануке гелт». Впрочем, карманные деньги были и так. Помню, приятель, который жил на четвертом этаже, прочел в классном журнале, что я еврей. Он начал что-то такое говорить типа: «Я думал, ты украинец, а ты, оказывается…» В результате я его стукнул, мы перестали общаться.
Школу окончил, пошел в техникум. Были всякие ограничения для евреев Москвы — в тот вуз берут, в этот не берут, и я решил подготовиться заранее. Окончил техникум на одни пятерки. Потом пошел в армию.
Наши евреи свинину не едят
Советская армия была похожа на тюрьму. Живешь собачьей жизнью, тебя унижают. Ты — раб. Я служил на аэродроме в Крыму. В случае войны наша боевая задача была все свернуть и передислоцироваться в Болгарию, в тыл. Армейские друзья, кстати, это не самое крепкое сближение. Солдат сплачивают тяжелые испытания, а должно сплачивать общее видение, интересы. Нам так командиры и говорили: уйдете — все забудете.
В армии мое национальное самосознание раскрылось по полной. В московских дворах сверстники были более-менее одинаковыми, а тут разные народы СССР представлены. Азербайджанцы, чеченцы, у всех национальная гордость. Я сразу говорил, что еврей. Родителей попросил, они в армию мацу прислали. В столовой азербайджанцы удивлялись: «Слушай, а наши евреи свинину не едят». А я не знал, что это трефная пища. Про то, что в субботу работать нельзя, знал, а про свинину — нет.
Когда после армии я попал в синагогу на Архипова, очень плохо представлял себе, что происходит. Там увидел стенд с адресом синагоги в Марьиной Роще. Пошел, понравилось. Ходили молодые ребята, мои ровесники. И атмосфера была небольшой синагоги. Их взгляды и философия «Хабада» были мне близки, меня дома воспитывали в похожем ключе: любить всех евреев и тому подобное. Это импонировало.
Папа считал, что человек должен работать по специальности, которая требует знаний от него самого, без необходимости отвечать за других. Вот я и выучился на маркшейдера, эта работа не требует привязки к кому-нибудь другому. А потом ушел в религию. Не знаю, оправдал ли я папины надежды.
Ехать или не ехать?
Президент Федерации еврейских общин России раввин А. М. Борода (фото: Илья Иткин)
Считаю, что религиозные должны идти работать. Отучиться в ешиве год после свадьбы, как хабадники обычно делают, а потом зарабатывать деньги. Потому что жить на иждивении других аморально. Человек должен созидать, зарабатывать трудом своих рук. В ешивах по-настоящему способных учеников процентов 10, остальные сидят, потому что им так выгоднее. Работать гораздо тяжелее, чем сидеть на пособии.
Религиозное общество в Израиле не только не показывает пример светскому, но демонстрирует негативные стороны поведения. Вот, скажем, жители Бней-Брака готовы были бы себя защищать, если бы те, кого они ненавидят, отошли в сторону? Когда одни защищают, а другие уклоняются, одни платят налоги, а другие их получают, симпатии это не вызывает.
Земля Израиля, безусловно, является святой, написано, что Б-г прощает грехи человеку, который там живет, а живущий в диаспоре приравнивается к идолопоклоннику. Но есть и диаспора, это обычное положение дел. Евреи живут в разных странах, потому что там они работают, могут прокормить семью, это достаточная причина. Я не беру на себя ответственность советовать людям ехать в Израиль или не ехать. Это индивидуальное решение. Не факт, что при переезде туда или сюда человек станет счастливее. Могу дать вводные данные, не более.
После армии, в 1989-м, я был настроен на отъезд. Но возникло много новых дел, я пошел учиться в заочный институт, занимался бизнесом, начал ходить в синагогу. Отъезд не то чтобы потерял актуальность — он стал откладываться, а потом сошел с повестки дня. В начале 90-х я был на Земле обетованной, там у меня родственники. Мне понравилось, хоть и было жарко. Сестра позже уехала, она поняла, что надо ехать, ничего интересного в Москве для нее не было. А у меня все закручивалось — бизнес, религиозная жизнь.
Мы, как одна из конфессий, работаем с органами госвласти. Но никогда нас не просили делать то, что противоречит нашим верованиям. Я почти не высказываюсь по политическим моментам. Но выражаю точку мнения по еврейским вопросам. Мы не вмешиваемся в политические или экономические аспекты российско-украинского конфликта. Но когда люди ходят с портретами Бандеры, это не имеет отношение к политике. Это реабилитация нацизма, оскорбление нашей исторической памяти. Или партия «Свобода», деятельность которой носит явно антисемитский характер. И неонацистские марши в Прибалтике. Это не политика, это борьба с антисемитизмом, мы ее ведем. Еврейские организации должны об этом говорить.
Мне абсолютно не нравятся теории антиизраильской направленности, характерные для некоторых религиозных движений. Я говорю не о сионизме, а об Израиле как государстве, в котором живут евреи. И государство их кормит и защищает. Это не вопрос отношения к государству и его идеологии. Израиль — самое крупное еврейское поселение, надо с уважением относиться к его функциям и посильно помогать.
Четыре свидания
Есть люди, которым подходят синагоги литовского направления, есть люди, которым ближе хасидский стиль. Это зависит от характера конкретного человека. Хабадники тоже разные бывают. В Москве есть три любавические синагоги. Те, которые предпочитают Бронную, считают, что Марьина Роща более прохладная, более официальная. Те, кто ходят в Отрадное, хвалят клубную атмосферу тамошней синагоги. Личность раввина накладывает весомый отпечаток.
В диаспоре шидух — единственно возможная форма создания еврейской семьи. С будущей женой меня познакомила сестра раввина Берла Лазара. Моя супруга из Киева, жила в Лос-Анджелесе, училась в Нью-Йорке. Я туда поехал, провел недели полторы. Встретились раза четыре. И потом объявили о помолвке. Поехал знакомиться с ее родителями, вернулся в Москву, мы договорились о дате свадьбы. Месяца через полтора поженились.
Особых поручений по дому мне жена не дает, я в пятницу прихожу поздно. Моя задача за шабатным столом рассказать о недельной главе Торы. Мои дети знают, как работает община, им знакомы разные организационные моменты. Они учатся в ешиве, преподаватели занимаются их формальным воспитанием. А я слежу за моральными качествами: чтобы были честными, порядочными людьми.
«Хабад» был активен и в советское время, и сейчас. В других движениях раввины, которые приезжают в Россию, являются контрактниками. А эмиссары «Хабада» приезжают в город навсегда, чтобы там жить. Эмиссаров специально ничему не обучают. Они учат Тору, потом помогают другим эмиссарам, так и перенимают нужные навыки. Недавно я был у Чернобыльского ребе в Бней-Браке. Его зять говорит: «Мы были в Москве, там все выходцы из Украины — в “Хабаде”». А ребе отвечает: «Ну так “Хабад” через все прошел, он это заслужил».
Музей толерантности — это надобщинная структура, вышедшая за традиционные рамки. Поэтому попечительский совет работает так, как это принято на Западе. Американский «Хабад» считает, что книги Шестого Любавического ребе должны переехать в Бруклин. То, что они находятся в нашем музее, для них ничего не значит.
Не могу сказать, что являюсь образцом толерантности и политкорректности, но в целом, если что-то не нравится, в лоб не озвучиваю. Прямолинейность и желание все сказать — это не одно и то же. Высказать все в лицо может быть крайне неэффективным. Тебе что важно — выговориться или достичь результата?
Благотворительность — это не халява
Президент Федерации еврейских общин России раввин А. М. Борода (фото: Илья Иткин)
Мне кажется, что светские евреи — ментально россияне, живут в общей системе координат, от общей массы не отличаются. У религиозных свои ценности. Ментально я за объединение российских еврейских организаций. За единство многообразия. Должна быть общая структура, единая еврейская община России. Это было бы хорошо для позиционирования. Мы делали шаги в этом направлении. Но другие организации не хотели, боялись, что их будут ущемлять.
Пожилые люди нуждаются в благотворительности. Поэтому бесплатные еврейские мероприятия не являются «халявой», это жизненная необходимость. Есть люди, которые нуждаются, и есть те, которые приносят деньги. Просить деньги у спонсоров очень некомфортно. Единственное, что мотивирует, — это цели. Понимание, зачем это делаешь. Такое ощущение осталось до сих пор. Дать намного проще, чем брать. Многие люди мало знают о еврейской жизни, но готовы помочь общине материально. В моей практике имелись спонсоры, которые на протяжении 10 лет давали деньги, а сами никогда в синагоге не были. Они чувствовали потребность именно в оказании помощи. Единственная связь с общиной у них происходила через меня.
Я стараюсь, чтобы деньги не меняли сущность наших отношений и чтобы спонсоры понимали важность своего вклада. Случались ситуации, когда спонсорские деньги оказывались столь незначительными, а дискомфорт при общении с ними настолько большим, что я от этих пожертвований отказывался.
Кем я буду через 10 лет? Если не дай Б-г не придет Машиах, буду продолжать делать то, что делаю.