Почему начали брить бороду?

Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "почему начали брить бороду?" с полным описанием и рекомендациями.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 4 мая 2018; проверки требует

1 правка

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 4 мая 2018; проверки требует

1 правка

.

Классическое мокрое бритьё перед зеркалом

Бритьё — один из способов удаления волос или депиляции, при котором с помощью режущего инструмента (бритвы) удаляется не весь волос, а только видимая надкожная часть. Без уточнения термин типично означает сбривание мужчинами бороды и усов, удаление волос с других частей тела обычно обозначается явно («бритьё головы»).

История

Время начала бритья у мужчин неизвестно, хотя изображения безбородых мужчин на стенах пещер заставляют относить начало этого обычая к доисторическим временам. Известно, что древние египтяне уже во времена первых династий несколько тысяч лет тому назад брили как лицо, так и голову. Считается, что поводом к бритью послужили чисто практические требования рукопашного боя: волосы предоставляли противнику удобный захват для перерезания горла. Эстетические соображения вряд ли играли какую-либо роль, особенно с учётом почти полного отсутствия зеркал у ранних цивилизаций.

Бритвы были найдены археологами также в Кноссе на Крите.

Распространение бритья среди древних греков связывается с именем Александра Македонского, который стал бриться сам и потребовал того же от своих воинов, опять-таки из чисто военных соображений. Сирийцы и персы вскоре начали бриться в подражание победоносным в то время грекам.

Хотя в древнеримской культуре борода первоначально символизировала мужественность и здоровье, римляне около 200 года до н. э. последовали примеру греков и стали бриться во время военных действий. Плиний Старший связывает массовое распространение обычая с именем Сципиона Африканского (римляне познакомились с бритвой гораздо раньше, Тит Ливий говорит о влиянии легендарного Луция Тарквиния Приска). Постепенно выбритый римский гражданин стал символизировать цивилизацию и прогресс, будучи антиподом бородатого раба-варвара.

Кратковременный возврат римлян к бородам произошёл во II веке н. э., когда римский император Адриан отпустил бороду, чтобы скрыть шрамы и бородавки на лице, римляне последовали его примеру. Лишь с падением Римской империи бороды надолго вернулись в Европу (традиции бритья, однако, сохранились в Азии). Римские традиции были восстановлены во время крестовых походов, когда крестоносцы столкнулись с сохранившимися на Ближнем Востоке привычками регулярного бритья (и купания).

В течение нескольких сотен лет, до XVII века, в Европе мода на выбритое лицо чередовалась с популярностью бород и усов, обычно в соответствии со вкусом правителя (Франциск I и Генрих VIII выделялись своими бородами). Однако, в последней трети XVII века, когда распространение париков позволило мужчинам украшать себя другими способами, бритьё одержало решительную победу; уже в 1661 году Томас Фуллер (англ.)русск. сравнил бороду с «декоративными экскрементами». Усы и небольшие бородки в стиле «Ван Дейк» (англ.)русск. оставались приемлемыми.

В новое время бритьё в основном приобрело эстетический оттенок. В западных странах бороды иногда кратковременно входили в моду. Например, в США мода на бороды возникла в ходе Гражданской войны в подражание президенту Линкольну, но уже в 1880-х годах американские мужчины были в целом вновь гладко выбриты.

В России

В России обычай бритья был заведён Петром I в 1698 году после возвращения из поездки в Европу. Как и многие другие преобразования Петра, бритьё вводилось насильственным образом. Убедившись, что население противится такому нарушению заветов Стоглавого собора (который объявил бритьё «латинской ересью»), Пётр по примеру других стран (см. ниже) ввёл налог на бороду.

Ежедневное бритьё

До XIX века немногие подражали Сципиону Африканскому и брились ежедневно, что частично объяснялось трудностями самостоятельного применения опасной бритвы и непрактичностью ежедневного похода к брадобрею.

В Средневековье человек, брившийся два раза в неделю, считался гладковыбритым. Елизаветинский указ, запретивший ношение бород студентам-юристам, определял «бороду» как двухнедельную щетину.

Современную популярность ежедневное самостоятельное бритьё приобрело лишь с изобретением в начале XX века безопасной бритвы.

Цели

Адамс отмечает, что зачастую цели (в прошлом опасного и болезненного) процесса бритья не вполне ясны и для иллюстрации приводит известный эпизод из жизни Бернарда Шоу. Пятилетний Шоу подошёл к своему отцу и, глядя на него снизу вверх, спросил: «Папа, зачем ты бреешься?». Отец на минуту задумался, а затем со словами «Какого чёрта я это делаю?» выбросил бритву в окно — и больше не брился. Кроме очевидных военных соображений, Адамс приводит три возможные причины зарождения бритья:

  • ассоциацию бород с пожилым возрастом и потому со смертью, бритьё могло рассматриваться как талисман;
  • неудобство бороды и усов для еды и питья;
  • борода представляла собой место для размножения паразитов.

Бритье как пытка

С целью пытки бородатого связанного пленника бреют тупой бритвой и без мыла.

См. также

  • Бритьё головы
  • Бритьё лобка
  • Бритьё подмышек

Литература

  • Фаресов А. И. История бороды и усов. // Исторический вестник, 1904. Т. 98, № 10. С. 174-212.

Примечания

Ссылки

Одной из главных святынь Древней Руси была борода. Не было худшего оскорбления, чем плевок в бороду. Безбородому отказывали в благословении. “Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее” – говорил патриарх Адриан. Как настоящая святыня, она охранялась государством. Ярослав Мудрый установил штраф за нанесение ущерба Бороде. Специальное предписание строго устанавливало, что люди во время драки не имеют права дергать друг друга за бороды. (А ведь куда еще, если не к бороде, так и тянется рука во время драки!) За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен.
Сумма по тем временам весьма внушительная – больше, чем штраф за искалеченную руку

.”

Действительно меня всегда интересовало, особенно на уроках литературы и истории: Почему борода была столь важна, что за нее старообрядцы готовы были себя сжигать заживо?

Я долгое время вслед за всеми учебниками считал, что Русь в допольские времена (особенно актуальная тема на 4 ноября!) была сплошь бородата и ,возможно, нечесана. заставила усомниться меня Исабель де Мадариага (Иван Грозный. Первый русский царь. – М.: Омега, 2007 – 608 с. (Серия “Загадочная Россия. Новый взгляд. Йельский университет. Опыт объективного исследования”). Она обратила внимание, что “на миниатюрах, иллюстрирующих некоторые летописии воспроизведенных во множестве книг, изображено немало безбородых людей. Создается впечатление, что это молодые люди , поскольку старшие и духовные лица носят бороду. В одной из книг , послужившей источником для данной работы, приводится миниатюра, на которой царь Иван, издающий указ 1556 года, окружен десятью фигурами, чьи лица можно различить. Шесть человек из участников сцены. включая царя , не имеют бород – действительно царь никогда не изображался с бородой. На тех немногих портретах, которые считаются изображениями реальных лиц (дьяк Мишурин, Борис Годунов), последние не имеют бород…” 

 В примечаниях со ссылкой на Зимина А.А.: “миниатюра с изображением Ивана IV на коне, в короне и без бороды, но с небольшими усиками, как у Петра I.”

Впервые я обратил внимание у Мадариаги на формулировку проблемы: “Бритье и усов было тесно связано с содомией” и далее со ссылкой на Горского А.Д. “Думали, что бритье ведет к содомии, потому, что лицо мужчины становилось круглым и гладким, как женское..”

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона вроде бы подтверждает, что еще царь Василий III брил бороду, чтобы казаться моложе своей жене. Однако, тут же “Едва ли не самым неприятным новшеством для русских людей был пример Бориса Годунова брить Б., который, конечно, после его смерти никакой силы иметь не мог, так что уже в следующем году (1606) москвичи в свое оправдание по поводу убиения Лжедмитрия и его приверженцев приводят то обстоятельство, между прочим, что они брили и стригли свои Б.”

Поскольку все жесткие уложения на Руси пошли в письменном виде от Иоана IV  Васильевича, то я тАк понял, что святость бороды пошла со Стоглава, т.е. с 1550-х годов. То, что Иван Грозный с таким усилием внедрял, буквально через 150 лет с не меньшим упорством искоренял Петр I. И что интересно, уже в 1700-х годах это вошло в такую привычку, что казалось завещанным с приснопамятных времен.

Решил проверить, что об этом пишет интернет. Вот, например, что пишет по этому поводу И.С. Кон:

“Митрополит Даниил, популярный московский проповедник эпохи Василия III, в своем двенадцатом поучении сурово осуждает женоподобных молодых людей, которые “… женам позавидев, мужское свое лице на женское претворяеши”: бреют бороду, натираются мазями и лосьонами, румянят щеки, обрызгивают тело духами, выщипывают волосы на теле и т.п.

Столетием позже знаменитый непримиримый протопоп Аввакум навлек на себя страшный гнев воеводы Василия Шереметева, отказавшись благословить его сына, “Матфея бритобрадца”. Комментируя это место аввакумовой автобиографии, известный специалист по древнерусской литературе Н.К. Гудзий писал, что мода брить бороду пришла на Русь с Запада в XVI веке. “Бритье бороды тогда имело эротический привкус и стояло в связи с довольно распространенным пороком мужеложства”.

Конечно, здесь возможны преувеличения: служители церкви всегда были склонны преувеличивать пороки своей паствы, а обвинения в сексуальной ереси помогали скомпрометировать врага. Тем не менее, С.М. Соловьев доверял этим свидетельствам и писал, в свойственном его эпохе морализаторском стиле: “Нигде, ни на Востоке, ни на Западе, не смотрели так легко, как в России, на этот гнусный, противоестественный грех”

Возвращаясь к старообрядцам: они воспринимали бритье бороды, как  постановку штампа в паспорте о нетрадиционной сексуальной ориентации.

Одна интернетовская энциклопедия уточняет (http://www.swarog.ru/b/boroda8.php):

“С точки зрения православных обычаев, Борода — деталь образа Божия. Пострижение Бороды и усов в допетровскую эпоху считалось тяжелым грехом и сравнивалось с мужеложеством и прелюбодейством, наказываясь отлучением от церкви. Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик. Противники Петровских реформ утверждали, что «таких людей, кто бороды бреет, не велено в земле погребать», а следует «яко же пса кинуть в ров», поэтому многие сохраняли свои насильно отрезанные Бороды и завещали положить после их смерти в гроб, чтобы предъявить на «том свете». Старообрядцы до сих пор считают, что без Бороды невозможно попасть в царство небесное, и запрещают входить в церковь бритому человеку, а если старообрядец, живущий «в миру», брился и перед смертью в этом не покаялся, его хоронят без выполнения похоронного обряда. У белорусов еще в XIX в. считалось, что на «тот свет» нельзя являться без Бороды, поэтому тяжело больные люди специально отращивали Бороду.

Борода — символ богатства, изобилия и счастья. В Полесье, к примеру, лен и коноплю должен был сеять человек с густой Бородой и волосами, чтобы такими же густыми были всходы. Сербы касались монетой Бороды, желая, чтобы денег было столько же, сколько волос, а македонцы, продав скотину, чесали монетой Бороду, приговаривая: «Сколько волос в этой бороде, столько пусть будет благополучия и изобилия!» Согласно сербским поверьям, увидеть во сне себя бреющимся или постриженным означает убыток, несчастье, а увидеть себя косматым или бородатым — прибыль и удачу. Словенцы пожелание друг другу счастья, богатства и благополучия выражали фразой: «Длинной бороды, полного кошелька, хорошего настроения!»____________________________________________________________

Не роскошной я Венере,
Не уродливой Химере
В имнах жертву воздаю:
Я похвальну песнь пою
Волосам, от всех почтенным,
По груди распространенным,
Что под старость наших лет
Уважают наш совет.

Борода предорогая!

Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.

Попечительна природа

О блаженстве смертных рода
Несравненной красотой
Окружает бородой
Путь, которым в мир приходим
И наш первой взор возводим.
Не явится борода,
Не открыты ворота.

Борода предорогая!.. и т. д.

Борода в казне доходы

Умножает по вся годы:
Керженцам любезной брат
С радостью двойной оклад
В сбор за оную приносит
И с поклоном низким просит
В вечный пропустить покой
Безголовым с бородой.

Борода предорогая!.. и т. д.

Не напрасно он дерзает,

Верно свой прибыток знает:
Лишь разгладит он усы,
Смертной не боясь грозы,
Скачут в пламень суеверы;
Сколько с Оби и Печеры
После них богатств домой
Достает он бородой.

Борода предорогая!.. и т. д.

О коль в свете ты блаженна,

Борода, глазам замена!
Люди обще говорят
И по правде то твердят:
Дураки, врали, проказы
Были бы без ней безглазы,
Им в глаза плевал бы всяк;
Ею цел и здрав их зрак.

Борода предорогая!.. и т. д.

Если правда, что планеты

Нашему подобны светы,
Конче в оных мудрецы
И всех пуще там жрецы
Уверяют бородою,
Что нас нет здесь головою.
Скажет кто: мы вправды тут,
В струбе там того сожгут.

Борода предорогая!.. и т. д.

Если кто невзрачен телом

Или в разуме незрелом;
Если в скудости рожден
Либо чином не почтен,
Будет взрачен и рассуден,
Знатен чином и не скуден
Для великой бороды:
Таковы ее плоды!

Борода предорогая!.. и т. д.

О прикраса золотая,

О прикраса даровая,
Мать дородства и умов,
Мать достатков и чинов,
Корень действий невозможных,
О завеса мнений ложных!
Чем могу тебя почтить,
Чем заслуги заплатить?

Борода предорогая!.. и т. д.

Через многие расчосы

Заплету тебя я в косы,
И всю хитрость покажу,
По всем модам наряжу.
Через разные затеи
Завивать хочу тупеи:
Дайте ленты, кошельки
И крупичатой муки.

Борода предорогая!.. и т. д.

Ах, куда с добром деваться?

Все уборы не вместятся:
Для их многого числа
Борода не доросла.
Я крестьянам подражаю
И как пашню удобряю.
Борода, теперь прости,
В жирной влажности расти.

Борода предорогая!

Жаль, что ты не крещена
И что тела часть срамная
Тем тебе предпочтена.

Между концом 1756 и февралем 1757

 

почему начали брить бороду


Статуя Моисея работы Микеланджело.

Автор статьи: Сергей Курий
Рубрика «Красота и мода»

«Притом же, знай, к моей беде,
В его чудесной бороде
Таится сила роковая,
И, всё на свете презирая,
Доколе борода цела —
Изменник не страшится зла».
(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»)

После публикации цикла статей об истории женской красоты меня спрашивали: а не хочу ли я обратиться к освещению красоты мужской? На что я отвечал следующее: мол, нет у меня для этого… как бы сказать… гендерного задора, пущай дамы пишут. Однако, поразмыслив, я таки нашёл для себя достойную и интересную мужскую тему…

Зачем мужчине борода?

На этот, простой с виду, вопрос коротко ответить непросто. Хотя часть ответов можно услышать в весёлой песенке Ильи Словесника. Помните?

Отличает мужика борода…
Украшает мужика борода…
Согревает в холода борода…

Разберём все аргументы по порядку. Итак…

1) Борода — вторичный половой признак, отличающий мужчину от женщины.

Тут не поспоришь. Обилие растительности на лице напрямую связано с наличием мужского гормона — тестостерона. Дарвин, например, прямо называл бороду результатом полового отбора, своеобразным фетишем для привлечения женщин, вроде роскошного хвоста самца павлина.
Аргумент не бесспорный, но у многих народов борода действительно символизировала мужественность и мужское достоинство. Бородой клялись, а иногда даже приписывали ей чудодейственную силу (как у колдуна Черномора или Старика Хоттабыча).


Борода колдуна Черномора из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».
Рис. — Н. Кочергин.

С целью укорить или унизить человека его бороду оскорбляли («Позор на твою бороду», «Я плюю на твою бороду»). При этом физическое «поругание бороды» жестоко каралось. Бритых же мужчин нередко обвиняли в женоподобии.

Анекдот:
— Доктор, а почему у меня борода не растет?
— Все закономерно: вы же женщина.
— Так я ещё и женщина?!!

Впрочем, в результате гормонального сбоя пышная борода могла вырасти и у женщины. В словаре Даля даже можно встретить слово «бородуля», означающее бородатых женщин.
Обычно несчастные «бородули» стремились получить от своего недостатка хоть какие-то бонусы и выступали на всяких цирковых представлениях в роли уродливой диковинки.


Бородатая женщина мисс Энни Джонс Эллиот.

Кстати, даже они умудрялись находить себе мужей и продолжать свой род. Например, ещё в первой половине XVII века в Испании жила женщина по имени Магдалена Вентура, обладающая длинной окладистой бородой. На картине Хусеппе Риберы мы можем увидеть, как она кормит младенца грудью, а рядом стоит её муж.

Сейчас времена изменились — теперь уже бородатые мужики рядятся в женское платье, чтобы эпатировать публику и привлечь к себе внимание. О победителе (победительнице?) «Евровидения-2014» — Кончитте Вурст, думаю, слышали все.

почему начали брить бороду
Кончитта Вурст.

2) Борода — символ возраста, мудрости и статуса

Длинная седая борода чётко указывала, что человек уже старый, а, значит, мудрый и достойный уважения. Например, название почтенных старцев у тюркских народов — аксакалы — так и переводится — «седобородые». Можно также вспомнить и знаменитую «философскую» бороду, о которой я расскажу позже поподробнее.

В. Шекспир «Много Шума из Ничего»:
Брадатый муж – он боле, чем юнец;
А безбородый – меньше, чем мужчина…

почему начали брить бороду
Аристотель и Платон на картине Рафаэля «Афинская школа».

3) Борода — символ естественности, природности.

Данное «качество» бороды имеет, как положительную, так и отрицательную оценку.
Например, в православии и мусульманстве считалось, что брить (или даже постригать) бороду — это вмешиваться в облик, данный человеку Богом. Кроме того, борода могла служить символом близости к природе и простой жизни (Лев Толстой, хиппи).


Лев Николаевич Толстой.

С другой стороны, растительность на лице могла восприниматься, как символ дикости, варварства, отсталости от цивилизации. Конечно, в том случае, если, мнящие себя, «цивилизацией» сплошь и рядом были бритыми. Впрочем, аномальная волосатость (т.н. гипертрихоз), когда волосы растут по всему лицу, способна вызвать шок даже у убеждённых бородачей.


Фёдор Евтихиев — «мальчик с пёсьей мордой».

4) Борода от нежелания или невозможности бриться.

Первое — предельно ясно: если борода у вас без изысков, то уход за ней не требует много сил и времени. Чего не скажешь о постоянном поддержании гладкости подбородка. По этой же причине, мы наблюдаем огромное количество бородачей на фронте или среди путешественников по диким местам, где для регулярного бритья порой нет ни условий, ни времени, ни надобности.

Из песни «Партизанская борода»

(муз. Л. Бакалов, сл. М. Лапиров): Парень я молодой,

А хожу с бородой.
Я не беспокоюся,
Пусть растет до пояса.
Вот когда окончим битву…
Сразу примемся за бритву.
Будем стричься, наряжаться,
С милой целоваться.

Бывали случаи, что военная бородатость даже входила в моду среди гражданского населения (например, после возвращения британских солдат с Крымской войны). Впрочем, были и другие примеры. Например, в своей «Бойне номер пять» (книге отчасти фантастической, но основанной на реальных воспоминаниях писателя) Курт Воннегут упоминал англичанина времён Второй Мировой войны, который даже в плену продолжал ежедневно бриться — прежде всего, чтобы сохранить своё человеческое достоинство и не опуститься.

«Он ещё сказал, что видел, как люди умирали: — Они перестали держаться прямо, потом перестали бриться и мыться, потом не  вставали с постели, потом перестали разговаривать, а потом умерли».

5) Борода, как защита от холода.

Здесь вопрос обстоит сложнее. Например, живущие в условиях низких температур, эскимосы, алеуты и индейцы, видимо, не считали, что борода «согревает в холода» и безжалостно выскабливали и вырывали всякую растительность на своих подбородках. Возможно, это было связано с тем, что у монголоидов волосы на теле растут жиденько и толку от такой «теплоизоляции» немного. Зато европеоидные обитатели севера — германские, кельтские и славянские племена – считали по-другому и вовсю щеголяли окладистыми бородами.

6) Борода — как форма протеста и эпатажа.

В «бритых» цивилизациях подобная метода протеста проявлялась не один раз (будь то революционеры середины XIX века или хиппи конца 1960-х).


Че Гевара.

7) Борода — как способ скрыть недостатки лица (например, некрасивый подбородок).

8) Борода — как эстетическое украшение.

То, что растительность на лице — не только «ценный мех», но и материал для всяческих эстетских экспериментов, люди осознали ещё на заре цивилизации.
Об изысканных бородах, щеголеватых усах и хитроумных бакенбардах и пойдёт мой дальнейший рассказ.

Зачем борода египетской царице?

Как я уже писал, многие народы придавали бороде, чуть ли, не религиозный смысл.
Так, древние иудеи считали бороду неприкосновенной в полном смысле этого слова — её даже не стригли.

почему начали брить бороду


Ортодоксальный иудей с бородой и пейсами.

Мусульмане тоже стали отращивать бороду — поначалу для того, чтобы отличаться от язычников. Пророк Мухаммед так и говорил: «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников». Позже нравы смягчились. Что, впрочем, не помешало иранскому аятолле Хаменеи в 2012 году назвать короткую бородёнку короля Марокко «плевком в лицо Пророка».

почему начали брить бороду

Похожий обычай сложился и на Руси. Там брить подбородок могли лишь юноши до 25 лет, после чего бороде давалась возможность расти, как заблагорассудится. Её не стригли, но всячески ухаживали — расчёсывали, смазывали маслом. Брадобритие считалось занятием противоестественным и постыдным.

В сборнике законов «Русская правда» — ущерб («поторгание»), нанесённый чужой бороде оценивался штрафом в 12 гривен. Для сравнения: за отсечение пальца платили всего 3 гривны, а за 12 гривен можно было купить 15 коров или 6 лошадей.Борода считалась не только неприкосновенным мужским достоинством, но и знаком, отличающим православного человека от бритых «латинян»-католиков. Некоторые священники даже считали, что «без бороды и в рай не пустят». В подтверждение они говорили, что сам Христос и апостолы были бородаты, а также приводили отрывки из «Библии» вроде «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Левит, 19, 27).


Русский боярин Пётр Потёмкин.
(Рис. — Godfrey Kneller)

Когда старинному обычаю начала угрожать западная мода на бритые лица, приходилось принимать серьёзные меры. Так при Иване Грозном в 1551 году на Стоглавом соборе горячо обсуждался вопрос о брадобритии. После оного было выпущено постановление: «Такоже священная правила православным крестьянам всем возбраняют ни брити брад и усов, ни постригати… Правило святых апостол сице глаголет: «А ще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверным да причтется, от еретик бо се навыкоша»».

Как-то в начале XVI в. великий князь Василий III захотел понравиться литовской княжне Елене Глинской, для чего гладко побрился на западноевропейский манер. Церковь резко отреагировало на подобное кощунство — отлучила Василия от причастия и не пускала в храм. Так и топтался великий князь на паперти, пока его борода вновь не отросла. Безбородость Лжедмитрия I также лишь добавила в народе уверенности, что «царь-то ненастоящий».

почему начали брить бороду
Лжедмитрий I.

Очень ценили бороду и древние ассирийцы. Правда, в отличие от русских и иудеев они делали на ней настоящую причёску — пряди завивали косичками в несколько ярусов, а между ними вплетали золотые нити. С бритым подбородком ходили только евнухи, а человек с неухоженной бородой вызывал всеобщее презрение.

почему начали брить бороду
Ассирийский царь Ашурнасирпал II.

Древние индусы тоже украшали свою бороду – известно, что они окрашивали её в пурпурный, зелёный или тёмно-синий цвет. Позже они начали брить подбородок, но оставляли пышные усы.


Бодхисатва.

А вот сикхи из Пенджаба до сих пор лелеют свою бороду — носят её накрученной на шнур (концы от которого убираются под тюрбан) и распускают лишь в особых случаях.

почему начали брить бороду
Сикх.

Несмотря на то, что у монголоидов волосы на лице растут плохо, древние китайцы всё равно отпускали бороду и длинные висячие усы. Правда, усы у них выходили тоненькие, а борода жиденькой. Последняя часто напоминала длинную мочалку, свисающую с подбородка (взгляните на портреты китайских императоров или мудрецов).


Китайский император Хуан-ди.

А вот в Древнем Египте бороду было принято брить. Лишь отдельные чиновники и жрецы носили маленькие кубические бородки. И только для фараона — земного воплощения бога Хора — борода была обязательным атрибутом и служила символом власти. Правда, делали её (как, кстати, и парики) из чужих волос и крепили к подбородку повязкой. Она была узкой и длинной с загнутым кончиком (нечто похожее носил в наше время певец Борис Гребенщиков).


Аменхотеп I.

Бороду приходилось цеплять даже египетской царице Хатшепсут, когда у неё были официальные приёмы (патриархальность власти ещё никто не отменял).

почему начали брить бороду
Гранитный сфинкс с лицом египетской царицы Хатшепсут.


Зачем Сашка сбрил усы?

Что касается древних греков, то здесь нас может ввести в заблуждение современный исторический кинематограф, где Ахиллы и Одиссеи нередко щеголяют гладко выбритыми лицами.
Однако стоит посмотреть на росписи древнегреческих амфор, как становится понятным, что взрослые греки бороду носили практически поголовно. Они заботливо ухаживали за ней, завивали и стригли, придавая конусообразную форму.


Бог Посейдон.

Отсутствие волос на лице говорило лишь о том, что человек ещё слишком молод. Например, без бороды изображался вечно юный бог Аполлон.

почему начали брить бороду
Бог Аполлон.

В эпоху повальной педерастии (а было в Древней Греции и такое), появление бороды делало юношу мужчиной и избавляло от сексуальных домогательств со стороны «старших товарищей». Безбородого мужчину жестоко «троллили». Например, знаменитый философ Диоген спрашивал у такого: не собирается ли он подать в суд на природу за то, что она сотворила его мужчиной, а не женщиной?


Афинский стратег Перикл.

На стороне «бородатой» моды был и суровый «идеолог» Спарты — Ликург. Он заявлял, что «обилие волос и бороды делает тех, кто приятен наружностью, ещё приятней, а уродливых — ещё ужаснее для врагов». Если спартанец струсил в бою, ему сбривали бороду, чтобы все видели его позор.

Закончилась бородатая традиция лишь в эпоху Александра Великого. Говорят, что у македонского царя борода росла плохо. А тут ещё подвернулся удачный повод. Перед битвой при Гавгамелах по войску прошёл слух, что персы (которые сами были изрядно бородаты), в бою очень любят подло хватать противника за бороду. Чтобы лишить врага этой возможности, Александр приказал воинам побриться, тем самым положив начало новой традиции.


Бюст Александра Великого в образе Гелиоса.


Почему перестали бриться римские философы?

Где-то в конце III века традицию брить лицо переняли римляне, которые до этого бороды носили. Если верить Плинию Старшему, первым выбритым римлянином, появившимся на публике, стал генерал и консул Сципион Африканский.

Отныне гладко выбритое лицо стало символом цивилизованности, отличием жителя Римской империи от варварских народов. Вот что писал оратор Цицерон в своей речи против политического противника Пизо: «Каким ужасным было его приближение, как дико и как ужасно было на это смотреть! Можно сказать, что ты смотришь на одного из тех бородатых мужчин — экземпляр старой Империи, экземпляр древности, собственность Республики».

почему начали брить бороду
Сципион Африканский и Гай Юлий Цезарь.

Если у греков юноша становился мужчиной с появлением бороды, то у римлян наоборот — в 20 лет первую бороду у юноши торжественно сбривали и приносили в жертву богам.
Ценнейшими людьми в Риме становятся т.н. «тонзоры» (tonsors) — т.е. цирюльники и парикмахеры (отсюда, кстати, происходит название обритой макушки монаха — тонзуры). Вот какую красноречивую надпись можно прочесть на надгробии одного тонзора:

«Здесь покоится безвременно ушедший Пантагатус, который славился умением стричь вьющиеся волосы и брить, и лёгким прикосновением стальной бритвы снимал щетину с небритых щёк. …Пусть земля будет пухом Пантагатусу и легко будет ему лежать в могиле. Он заслужил эту лёгкость, ибо лёгкой была его умелая рука».

Были и исключения. Например, вот что пишет о причудах императора Калигулы Светоний:

«Одежда, обувь и остальной его обычный наряд был недостоин не только римлянина и не только гражданина, но и просто мужчины и даже человека. …много раз он появлялся с позолоченной бородой, держа в руке молнию или трезубец или жезл, или – даже в облачении Венеры».

Другой император — Нерон — отпустил себе длинные курчавые бакенбарды, которые сходились под подбородком. Пишут, что император был большим фанатом гонок на колесницах и таим образом подражал причёске профессиональных наездников. Интересно, что пышные бакенбарды мы видим и у Александра Македонского, изображённого на мозаике в римском городе Помпеи.

почему начали брить бороду
Бюст императора Нерона и изображение Александра Македонского на помпейской мозаике.

А вот у кого борода стала частью профессионального имиджа, так это у философов. Считается, что мода на «философскую бороду» началась в 155 г. до н.э., когда в Рим приехало три грека: один — из Платоновской академии, второй — из Аристотелевского лицея, а третий — глава школы стоиков из Вавилона. Они произвели фурор не только своим «умищем», но и великолепными бородами.
С тех пор, борода становится распространённым атрибутом мудрецов. Когда император Домициан приказал изгнать из Рима стоика Эпиктета, тот гордо заявил: «Кесарь может лишить меня головы, но не бороды (т.е. — мудрости — С.К.)!».


Эпиктет.

Эпиктет:
«Борода выражала идею, что философия – не просто интеллектуальное хобби, но, скорее, образ жизни, меняющий все аспекты жизни, включая сюда привычку бриться. Если человек продолжает бриться, чтобы быть похожим на приличного гражданина Рима, значит, философия не стала еще укладом его жизни: истинный философ отвергает общественные установки и поступает в соответствии с природой или разумом».

Мода на «философскую бороду» возродится в XIX веке — уже среди деятелей науки (Ч. Дарвин, К. Маркс, Д. Менделеев, И. Павлов).

Впрочем, уже в Древнем Риме над этой модой подтрунивали. Например, римский сатирик Лукиан писал, что «если бы борода была действительно гарантией мудрости, то козёл стал бы выше Платона».Хрестоматийным стал случай, когда к уважаемому и богатому римлянину Ироду Аттику заявился некий человек — длинноволосый, бородатый, закутанный в плащ и просящий, как водится, денег на пропитание. На вопрос Ирода — кто он такой? — посетитель раздражённо ответил, что и так видно, что он — философ. На что хозяин сделал недоуменное лицо и сказал: «Плащ вижу, бороду вижу, а вот философа пока не вижу». Впрочем, «пособие» выдал, заметив, что делает это «не ради него, как человека, однако ради нас, как людей».

Анекдот советских времён:
«Учительница показывает на портрет Карла Маркса: — Дети, вы знаете, кто это такой?
Вовочка отвечает: — Конечно! Это наш новый дворник дядя Вася.
Учительница в испарине выбегает во двор и, действительно, видит дворника, внешне неотличимого от создателя коммунистического учения.
Она возмущённо говорит дворнику: — Знаете, милейший, это школа. Вы очень некстати похожи. Могли бы хоть бороду сбрить…
Дворник подумал и говорит: — Ну, бороду-то сбрить можно. А умище? Умище-то куда девать?».

почему начали брить бороду
Чарлз Дарвин и Карл Маркс.

Во II веке нашей эры борода входит в моду и среди римских императоров. Законодателем считают императора Адриана — горячего поклонника всего греческого — в том числе, и бороды. Правда, злые языки говорили, что таким образом он просто скрывает шрамы на подбородке.
Так или иначе, множество последующих римских императоров были бородаты (Септимий Север, Марк Аврелий, Каракалла и пр.).

почему начали брить бороду
Императоры Адриан и Марк Аврелий.

Зато после Константина Великого (того самого, что сделал христианство официальной религией Древнего Рима) императоры снова становятся сплошь бритыми (исключение – Юлиан Отступник, который пытался вернуть языческую религию).

Император Константин Великий.

Возможно, именно из тех времён берёт своё начало обычай католических священников гладко выбривать свои лица. Недаром, когда норманнские завоеватели вступили на берег Англии, лазутчики сообщили, что, видимо, все они — священники, «ибо все лицо их и обе губы обриты, тогда как англичане оставляют волосы над верхней губой».

Брить или не брить? – вот в чём вопрос (история бороды и усов), часть 2

 Автор: Сергей Курий
2013 — 2016 гг.

Оценка 5 проголосовавших: 7
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here