Почему евреи не бреют бороду?

Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "почему евреи не бреют бороду?" с полным описанием и рекомендациями.

Если вы обладатель бороды длиннее 10 см, носите темную одежду и ходите в церковь, то наверняка вам приходилось слышать в свой адрес – «Батюшка, а служба уже началась?». И только разглядев узкие джинсы, черепушку на футболке и абсолютно не смиренный взгляд люди понимают – нет, вы не из духовенства. В этой статье рассмотрим отношения разных религий к бородоношению. Какие из них приветствуют, а какие отвергают растительность на лице мужчины. Чем является борода для людей духовных и какой смысл вкладывается в ее взращивание.

почему евреи не бреют бороду

Борода и православие: значение бороды в православии

В православном мире отличительной чертой мужчин, имеющих духовный сан всегда было наличие бороды. Мы не будем дословно цитировать священные писания, их много, и они нагружены нюансами, но суть такова – Бог создал людей (мужчин) по подобию своему, а значит не гоже идти против природы и сбривать то, что растет естественным образом. Брадобрейство считалось действием еретиков и противников церкви. Сбривая бороду, мужчина оголяет лицо и нежную кожу, становится похожим на женщину. Таким образом, он как бы отвергает свое мужское начало и идет против природы, против Закона Божьего. Встречаются источники, которые говорят о распутстве и гомосексуальности этих мужчин, что является огромным грехом и всячески порицается. Таким мужчинам не было места в церкви на службе, не то что в монастыре. Ходить среди монашествующих с оголенным лицом считалось не допустимым. Менять образ по которому ты был создан, сбривать бороду, выделяясь таким образом и выпячивая свою некроткую натуру считалось грехом. На всех иконах Иисус Христос, святые, мученики – все с бородой. А там, где мужчины без растительности на лице – изображены отроки, они еще не вошли в соответствующий возраст. Но как бы там ни было, в современном православном мире нет строгого закона носить бороду. Это скорее традиция, чем непоколебимое правило. Вас не должно смущать, если вы встретите безбородого священнослужителя, хотя даже на сегодняшний день таких не так уж и много.

Борода в исламе: что означает борода у мусульман

Среди мусульман отращивание бороды принято классифицировать как «сунну». Сунна – это священное придание о жизни Мухаммада, это те действия, которые совершал сам Пророк. То есть, если он носил и отращивал бороду, то и современные мусульмане должны брать с него пример. Другой вопрос в том, какой именно должна быть борода. Нельзя допускать беспорядочного роста, лохматости и взъерошенности бороды. Человек, который не следит за растительностью на своем лице может прослыть неопрятным и неряшливым, а у мусульман это недопустимо. Есть множество историй о том, когда праведные халифы приказывали приводить в порядок и укорачивать растительность на лице мужчинам, которые по образу походили на дикарей. Мусульманину полагается быть красивым не только внутренне, но и внешне. Он должен быть аккуратным, опрятным. Заходить в мечеть позволительно только в таком виде, появляясь среди своих братьев нужно быть примером для людей. Так завещал сам Пророк. Именно поэтому, в современном мире, мусульмане лидируют в рейтинге самых красивых и ухоженных бородачей.  Имея густую и жгуче черную растительность на лице от природы, они следят и облагораживают ее согласно религиозным законам. Но, следует отметить, что усы у мусульман принято укорачивать, причем не реже чем один раз в сорок дней. Это правило так же обязательно к выполнению, так как является сунной. 

почему евреи не бреют бороду

Борода в буддизме: почему буддисты бреются

Известно, что волосы являются накопителем информации и содержат в себе тонкую энергию человека. Буддийский монах должен быть далек от мирской жизни и суеты, поэтому стрижка и бритье является для него моментом обнуления, подавления страстей человеческих и укрощением собственного эго. Сиддхартха Гаутама, в последствии ставший Буддой, покинув отчий дом, в первую очередь обрил голову. Буддийские монахи поступают так же с целью показать отречения от мирского и укрепить свою принадлежность к «святой жизни».    В основе образа жизни буддийского монаха лежит большое количество практик и медитаций. Для максимального погружения в себя и наивысшей концентрации необходимо исключить все внешние раздражители и факторы влияния. Еще одной причиной бритья головы, бороды и усов является желание буддийского монаха ежедневно полностью всего себя посвятить служениям. Уход за бородой, расчесывание и мытье волос, все это требует времени и внимания. А зачем тратить энергию на такие приземленные дела, если можно пустить ее в другое священное русло. Есть определенные правила, волосы какой длины допустимы, что предполагает бритье головы несколько раз в месяц. Бритва – неотъемлемый атрибут буддийского монаха. Но стоит отметить, что речь идет исключительно о монахах, о людях которые выбрали аскезу своим принципом жизни. Среди буддистов-мирян строгих правил о ношении бороды и подстригании волос нет.

почему евреи не бреют бороду

Борода в иудаизме: почему евреи не бреются

Евреи всегда, всеми силами и при любых обстоятельствах стараются чтить традиции, постигать мудрость древних писаний и расти духовно. Выполнять волю Творца предпочтительнее в облике и с внешним видом, который был присущ предкам. При первом взгляде на человека должно быть понятно, что он уважает и принимает многовековое еврейские наследие. Борода, пейсы, кипа, черное одеяние – служат идентификатором, представитель какого народа перед нами. Тора дает конкретную установку евреям на счет растительности на лице: нельзя стричь волосы в пяти точках на нижней части лица. Одну точку определить несложно – это виски. Оставляя волосы на висках, евреи отращивают пейсы. А вот границы остальных четырех точек установить крайне сложно, конкретных толкований нет, поэтому принято оставлять нетронутой всю бороду. Тем более, сбривая бороду, человек отдаляется от Творца, ибо лишается части себя, а ведь он создан по подобию Всевышнего. Но есть примечание: если человек чувствует, что не постиг наивысшего духовного уровня, то бритья опасаться не стоит. Толкуя Тору, мудрецы постановили: можно срезать волосы на лице ножницами; выщипывать пинцетом; бриться только кошерными машинками для бритья (в настоящее время их две); пользоваться лезвием опасной бритвы категорически запрещено; срезать волосы на лице можно в любой день, кроме субботы. Этим правилам должны следовать те, кто всей душой стремиться быть истинным и духовным евреем. Но мирская жизнь еврея полна своих правил и нюансов, так что порицать его за сбритую бороду или отсутствие кипы не стоит.

Сбривать или не сбривать бороду, конечно же выбор каждого. Но то, что она придает шарма, мужественности и солидности ее обладателю – вне всякий сомнений. Уважаемые мужчины, вне зависимости от религиозных убеждений, будьте мужественными, будьте sborodoy, а где привести бороду в порядок подскажет наш каталог барбершопов. 

почему евреи не бреют бороду

Почему евреи бороду отпускают?

Почему евреи отпускают бороды? Многие месcианские евреи тоже с бородами — это обычай, заповедь или что? (Саша)

Отвечает Александр Ш., мессианский учитель:

Добрый день, Александр!

На данный вопрос можно было бы ответить так: «Ну, во первых, это красиво»! Но если дать развернутый ответ, то выглядеть это будет следующим образом: В древности большинство мужчин носило бороду. Тем более – еврейских мужчин. Тора не разрешает подрезать края бороды.

«Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Лев.19:27)

этими «краями», согласно Талмуду, являются пять точек на нижней части лица, и границы их трудно установить. Поэтому оставляют всю бороду.

Традиционно борода считается в еврейском ортодоксальном обществе украшением мужчины. А как известно – еврейский народ, это народ, который не спешит менять традиции. Мы должны помнить, что современные средства бритья, такие как различные кремы, для удаления волос и т.п. появились в нашем обиходе сравнительно недавно. Соответственно, еще сто лет назад, бритые щеки выдавали в еврее человека, который отступил от предания отцов. И, конечно же, никто из еврейской среды не хотел иметь с ним дела.

Устная традиция добавила много правил и постановлений относительно бороды, связывая их с каббалой и прочими учениями, которые не поддерживаются Писанием.

Для мессианских евреев ношение бороды это не обязательная традиция. Ее можно сравнить с ношением кипы. В каком-то смысле, это как небольшой «значок, знак», который может показать другим людям, что такой человек придерживается древних еврейских традиций. Но борода не наделяет человека, какими то особыми качествами и не приближает его к Богу. Если Вам нравится – носите на здоровье, только не забывайте за ней ухаживать 🙂 Как говорят в Одессе: «Борода не делает из козла раввина».

С уважением, старший служитель Еврейской Мессианской Общины «Свет Мессии»

Александр Ш.

Телеграм канал @ieshua.org

 В последнее время больше опытным путем прихожу к тому, что ношение броды лучше, чем ее неношение (для христианина, разумеется). Дело в том, что с бородой жизнь в браке выходит более благочестивой, не такой страстной, более целомудренной. Как монашество лучше женитьбы.  До ношения бороды нужно в буквальном смысле ДУХОВНО ДОРАСТИ. И чем раньше, тем лучше. Хотя возраст тоже очень важен. Думаю, что 30-летний рубеж – это уже какой-то показатель для христианина. Это возраст, в котором Господь вышел к людям, на общественное служение. Если православный мужчина в возрасте Христа не носит бороды, это уже странно.

Но что говорит об этом Бог?

В интернете поискал ответы, но ничего достойного не нашел. В основном всё сваливают в одну кучу, не разбираясь с источниками. Например, часто цитируют “Постановления апостольские” (не путать с “Правилами апостолов”) по этому вопросу, но ничего не пишут, что Православное предание не принимает их безусловную подлинность (см.Правило  6 Вселенского Собора). Та же ситуация со Стоглавым Собором. Большой Московский собор 17 века по крайней мере ряд его постановлений отрицает. Т.е. для православного христианина Апостолькой Церкви “Стоглав” и “Постановления апостолов” – не авторитетные источники. Почему это важно? В “Стоглаве” и в “Поставновлении апостолов” за неношение и бритье бороды полагаются слишком строгие наказания, как будто человек спасется бородой, а не благодатью.

(см. Стоглав: аще кто браду бреет и преставиться тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша”).

Итак, что я нашел.

1) Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете (Левит, 19: 27;   1-я Паралипоменон, 19: 4). Обритая борода считалась позором, бесчестием. Но не нашел, чтобы за бритье бороды  было какое-то наказание.

«Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:26-28).

«И взял Аннон слуг Давидовых и обрил их, и обрезал одежды их наполовину до чресл и отпустил их. И пошли они. И донесено было Давиду о людях сих, и он послал им навстречу, так как они были очень обесчещены; и сказал царь: останьтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» (1Пар.19:4,5).

Естественно, заповеди Ветхого Завета имеют значение для христиан. Ведь мы не едим с кровью, не гадаем, не делаем наколок на теле. Почему же мы тогда можем брить бороду?

2) В Новом Завете. Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога (Мат.10:30; Лук. 12:7).

Сам Господь был назореем, судя по всему, т.е. не стриг волосы на бороде. Однако из Предания (иконы, плащиница) мы знаем, что борода по крайней мере Господом подстригалась до определенной длины. Слишком уж  длинной она не была. Впрочем, на вид некторые ему давали “не больше 50”. Т.е. по виду ему могли дать и лет 45. Очевидно, что это благодаря бороде, которую Он носил и не брил.

В тоже время новобращенным христианам из язычников апостолы не запрещали брить бороду и не заповедавали ее отращивать (см.Собор Апостолов в Деяниях).

3) 96 правило 6 Вселенского собора. Часто цитируют по этому вопросу. Но при внимательном прочтении можно увидеть, что в нем прямо ничего об этом не говорится.  Смотрим сначала Толкование: “Трулльский Собор в этом правиле обращает внимание на внешнюю жизнь христиан, и в виду того, что чрез крещение они стали последователями Христа и этим обещались, по плоти, уподобляться Ему”.  Прервем цитату.

Действительно, христиане должны во всем подражать Христу, в том числе и внешне, по плоти. В этом смысле не брить бороду более благочестиво, чем брить ее. Хотя прямо о ношении бороды в этом правиле НИЧЕГО не сказано. Но, конечно, подразумевается.

Продолжим: “правило предписывает, под угрозой отлучения, чтобы все христиане избегали всякой суеты и внешних украшений и старались, чрез смиренную жизнь и примерное поведение, елико возможно, приблизиться к Богу”. Отлучением Правило  грозит тем, кто  “искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих”. Причем таких людей сначала  “отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их аки детей, и научая целомудренно жити, да, оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, елико можно, к Богу приближаются”.

 Желающие могут познакомиться с самим правилом:

«Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражати во плоти житию его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденные души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их аки детей, и научая целомудренно жити, да, оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, елико можно, к Богу приближаются, и внутренняго паче, нежели внешняго человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами: и да не носят в себе никакого останка порочности, происшедшия от сопротивника. Аще же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучен».

4) Писаниями по крайней мере некоторых святых отцов запрещается бритье бороды (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота).

Святой Епифаний Кипрский пишет: “Что хуже и противнее этого? Бороду – образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских Слово Божие и учение предписывают, чтобы не портить её, то есть, не стричь волос на бороде” (Творен. его, часть 5, стр. 302. Изд. Москва, 1863 г.).

Напомню, что “Постановления апостольские” 6 Вселенским собором признаны документом, в который вкрались исправления еретиков.

По крайней мере некторые святые, н-р, преподобный отец Феодосий Печерский в “Слове о вере христианской и латинской”, обвиняли латинян между другими ересями и в том, что они “остризают браду”.

Преп. Максим Грек писал (Слово 137): “Аще же прокляти уклоняющиеся от заповедей Божиих яко не слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою брады своя”.

5) Жития святых. В городе Вильно (ныне Вильнюс) языческими воинами в 1347 году были замучены три православных христианина Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ подвергнуться брадобритию. Мучевший их князь Ольгерд после многих истязаний предложил им лишь одно, чтобы они сбрили свои бороды и если они это сделают, то он отпустит их. Но мученики не согласились и были повешены на дубе. Церковь причислила виленских (или литовских) мучеников к лику святых Божиих угодников, считая, что они пострадали за Самого Христа и за веру Православную. Память их совершается 27 апреля н.с.

В то же время на иконах мы видим Лики некоторых святых вовсе без бороды, н-р, великомученик Георгий Победоносец. Скорее всего, ему по долгу службы приходилось брить бороду, но когда пришло время действительного испытания веры, он остался христианином. Еще примеры святых, не носивших бороды на древних иконах:

В Торе сказано: «Не округляйте (или не уравнивайте) края волосяного покрова голов ваших и не уничтожайте края бород ваших» (Ваикра, 19:27). Заповеди Торы в полной мере невозможно постичь. И все же наши учителя приоткрыли для нас некоторые идеи, кроющиеся в том или ином повелении Торы. Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин (Нацив из Воложина) в своем комментарии к Писанию «Эмек а-Давар» (Ваикра, там же) пишет, что в прежние времена важные люди носили бороды и отращивали волосы на висках. Без волос на голове и лице были только рабы, которых хозяин обривал сразу после приобретения для того, чтобы они выглядели молодо. Всевышний пожелал, чтобы избранный Им народ выглядел достойно, и поэтому запретил сбривать бороды и волосы на висках.

Запрет выбривания висков

Под округлением головы, о котором идет речь в Писании, подразумевается выбривание волос с висков (Макот, 20б). Место, с которого запрещено сбривать волосы определяется следующим образом. Если провести условную линию ото лба, где нет волос и до места за ухом, там, где так же не имеется волосяного покрова, то все волосы, которые находятся ниже этой линии и до места, где соединяются нижняя и верхняя челюсти, запрещено сбривать.

Согласно ряду комментаторов Талмуда (Рамбам, «Законы об идолопоклонстве», 12:6; Ритва, Швуот 3а), Торой запрещено убирать волосы с висков только в случае, если это происходит посредством бритья. Другие комментаторы Талмуда (Рош, Макот, 3: 2-3; Рабейну Йерухам, «Толдот Адам ве-Хава», 17:5) считают, что волосы с висков запрещено полностью убирать любым способом. Автор кодекса «Шулхан Арух» («Йорэ Деа», 181:3) привел оба мнения и указал, что следует учесть более строгое из них. Поэтому запрещено полностью удалять волосы в указанном месте как с помощью ножниц, так и выщипывая их рукой или пинцетом.

Стрижка волос на висках разрешена только в случае если все волосы «запретной зоны» окажутся некоторой длины («Биур Агро», 14). Минимальная длина, которую необходимо оставить, подстригая волосы на висках – полсантиметра («Торат Яаков», Макот, стр. 20 от имени рава Й. Ш. Эльяшива).

Человек, у которого выпала часть волос, «зону запрета» устанавливает согласно тому, где у него росли волосы до того, как они выпали («Ле-Шхено Тидрешу», стр. 301):

Те, кто отращивают на висках длинные волосы – пейсы, могут делать их любой формы, и так, чтобы они начинались с любого места, но при условии, что в «зоне запрета» все волосы останутся как минимум длиной в полсантиметра. Часто случается, что, отрастив пейсы, люди думают, что все в порядке. Однако если при этом были выстрижены волосы «зоны запрета», то закон был нарушен.

Пример, когда оставили длинные пейсы и при этом нарушили запрет Торы:

Еще один пример, когда оставили длинные пейсы и при этом нарушили запрет Торы:

Пользование электрической машинкой для стрижки волос в случае, когда с ее помощью хотят укоротить волосы на висках

Принцип работы машинки для подстригания подобен принципу стрижки с помощью ножниц: волос срезается посредством соприкосновения двух ножей, один из которых стационарный, а второй – двигающийся.

Поскольку волосы с висков запрещено состригать, если они станут короче, чем полсантиметра, независимо от способа стрижки, в случае, когда волосы на висках хотят укоротить с помощью машинки для подстригания, необходимо пользоваться специальными насадками, корректирующими длину оставляемых волос. Причем такие насадки одного и того же номера в машинках разных моделей и фирм могут значительно отличаться своими параметрами. Поэтому перед тем, как воспользоваться той или иной насадкой, необходимо быть уверенным в том, что оставляемые после стрижки волосы будут не короче, чем полсантиметра.

Стрижка и бритье бороды и усов

Помимо законов, связанных со стрижкой и бритьем висков, Тора обучает нас законам стрижки и бритья бороды и усов. Тора заповедует всем еврейским мужчинам: «…и края бород своих не уничтожайте» (Ваикра, 19:27), а далее (Ваикра, 21:5) приведена заповедь, обращенная к коэнам: «…и краев бороды своей не сбривай». В Талмуде (Макот, 21а) объясняется, что не всякое удаление волос с поверхности лица является нарушением. И во многих еврейских общинах и отдельных семьях принято, что мужчины отпускают бороду, а те, кто руководствуются каббалой, даже не подравнивают бороду. Согласно букве закона, запрещено удалять волосы с лица, только если для этого пользуются бритвой. Но если это делают с помощью ножниц – разрешено («Шулхан Арух», там же, 10). Однако речь идет не о том, каким инструментом пользуются для устранения волос, а о том, насколько тщательно происходит это устранение. Бритва срезает волос под корень, а с помощью ножниц удаляют только верхнюю часть волоса, поскольку волос попадает между двух «ножей», и тот «нож», который находится ближе к лицу, является своего рода «ограничителем» между кожей лица и срезаемым волосом, так, что нижняя часть волоса размером в толщину ножа остается нетронутой. Понятно, что пользоваться ножницами для удаления волос с лица разрешено только в случае, когда ими именно стригут, но не бреют, как лезвием, широко раскрыв или разобрав их на отдельные части («Шемеш ве-Цдака», «Йорэ Деа», 61; «Хатам Софер», «Орах Хаим», 154; «Шевет а-Леви», 5:101).

Однако устранять волосы с лица запрещено только в случае, если это происходит посредством бритья, но выщипывать их рукой или пинцетом разрешено.

Запрет удаления волос на лице включает в себя также бритье усов:

И даже просто подравнять усы и бороду, если при этом полностью удаляют волосы лезвием, – запрещено.

Очень тяжело провести четкие границы бороды в отношении запрета бритья, Запрещено выбривать даже волосы, которые растут на щеках и на горле (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», там же, 11; «Турей Заав», 4).

Пользование электробритвой и машинкой для стрижки волос

в случае, когда с их помощью хотят удалить волосы с лица

Для того чтобы было разрешено удалять волосы с лица с помощью электробритвы или машинки для подстригания, они должны отвечать определению «ножниц», но не «бритвы». Другими словами, это разрешено только в случае, если небольшая часть каждого волоса останется нетронутой так, чтобы это хорошо ощущалось, когда проводят рукой по лицу против направления роста волос. Если нет полной уверенности в том, что при использовании данной электробритвы или машинки ни один, даже самый тонкий и мягкий волосок кожи лица, не будет срезан под корень, использование категорически запрещено.

Каким образом можно определить, полностью срезается волос, или нет, при использовании машинки для стрижки? Как уже было упомянуто, принцип работы заключается в том, что волос срезается посредством соприкосновения двух ножей, один из которых статичен, а второй – подвижный. Если стационарный нож прикладывают к лицу, он является своеобразным предохранителем для подвижного ножа, и волос не срезается полностью.

Но если к лицу обращен подвижный нож, некоторые машинки для стрижки сбривают волос полностью, что подобно лезвию и запрещено Торой. Как определить, в каких видах машинок это запрещено делать, а в каких разрешено? Машинкой, в которой оба ножа – и стационарный, и подвижный, – находятся на одном или почти на одном уровне, запрещено касаться лица, обратив к нему подвижный нож. Если подвижный нож ниже стационарного хотя бы на два миллиметра, машинкой разрешено сбривать усы и бороду (но не виски), даже если подвижный нож будет обращен к поверхности лица.

В отношении первых моделей электробритв возник серьезный спор законоучителей начала и середины прошлого века. Многие считали, что пользование даже бритвами тех времен приравнивается к бритью лезвием и запрещено Торой. В отношении практически всех современных моделей любых фирм, которые оснащены двойными, тройными и «плавающими» ножами, а также имеют другие технологические усовершенствования, позволяющие достигнуть уровня удаления волос даже более высокого, чем тот, когда пользуются лезвием, нет расхождений среди раввинов, и по всем мнениям пользование ими запрещено. Для того чтобы предоставить возможность желающим пользоваться электробритвами, в ряде мест продаются определенные модели, изначально созданные или специально переделанные в соответствии с законом о запрете бритья лезвием. При приобретении и пользовании бритвами необходимо удостовериться в том, что эта модель разрешена для использования компетентными раввинами.

Пользование мазями и кремами для удаления волос

Поскольку удаление волос с помощью специальных кремов не считается бритьем, при пользовании ими не происходит нарушения уничтожения бороды и усов. Принцип устранения волос с помощью крема заключается в том, что содержащиеся в креме вещества ослабевают крепления корней волос к коже, в результате чего появляется возможность легко их устранить. Если бы крем находился на коже длительное время, то корни всех волос смогли бы ослабеть, и было бы разрешено устранить волосы любым, даже очень острым предметом, так как этот предмет лишь убирает уже отделенные от тела волосы, а не бреет их. Однако на практике невозможно оставить крем на коже длительное время, поскольку это вызывает раздражение, и его вместе с волосами снимают очень быстро. Особо крепкие корни не успевают при этом ослабнуть, и, если устранять волосы острым предметом, получается, что их как бы сбривают лезвием. Поэтому для снятия волос запрещено пользоваться острыми предметами, из какого бы материала они ни были изготовлены, так как любой предмет, который полностью сбривает волосы, из какого бы материала он ни был изготовлен – металла, камня или дерева, – считается бритвой ( «Нода бе-Йеуда», таньяна, «Йоре Деа», 81).

Дополнительные законы, связанные со стрижкой и бритьем

Подбривать волосы на шее разрешено любым способом:

Запрет о бритье висков и бороды не распространяется на женщин («Шулхан Арух», там же, 6).

Разрешено причесывать бороду и усы, несмотря на то, что при этом могут непреднамеренно вырвать волос («Хатам Софер», 2, «Йоре Деа», 139; «Тшувот ве-Анагот», 1:460; «Маасе Иш», 5, стр. 31).

Тот, кто бреет или стрижет другого еврея запрещенным способом, совершает нарушение. Тот, кого стригут или бреют запрещенным способом, совершает нарушение, даже если тот, кто стрижет – нееврей («Шулхан Арух», там же, 4).

Во время стрижки мальчиков младше тринадцати лет также необходимо придерживаться всех изложенных выше законов («Шулхан Арух», там же, 5). Принято с раннего возраста приучать детей к заповеди оставлять волосы на висках. Поэтому, когда им делают первую стрижку – халаке, – оставляют на висках пряди волос – пейсы.

В случае, когда необходимо выстричь или выбрить волосы в «запретной зоне» в медицинских целях (операция, обработка раны и прочее), в каждом отдельном случае следует проконсультироваться с раввином о том, как надо правильно поступить.

Если родители или жена просят не отпускать бороду или не отращивать длинные пейсы, в большинстве случаев следует исполнить их просьбу, если она не противоречит букве закона («Тшувот ве-Анагот», 1:529).

Рав Хаим Виталь в книге «Шаар а-Мицвот» пишет, что его великий учитель Аризаль во время стрижки имел намерение исполнить две заповеди, связанные со стрижкой висков – оставлять волосы с правой и с левой стороны, и пять заповедей, связанных с бритьем бороды – не портить пять краев бороды. Причем бороду Аризаль не брил вообще и считал, что запрещено вырвать из нее даже один волос. Он говорил, что если бы царь одарил кого-либо знаком отличия с золотыми нитями, то тот человек наверняка берег бы его, чтобы не сорвать даже одной нити. Не каждый из нас может претендовать на то, что он уже достиг уровня Б-гобоязненности, о котором говорит автор книги «Шаар а-Мицвот», но, по крайней мере, будем надеяться, что столь возвышенный пример от имени Аризаля придаст нам сил исполнить хотя бы те законы стрижки и бритья, которые мы обязаны исполнять.

Оценка 5 проголосовавших: 7
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here