Осетинского джигита с усами и бородой

Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "осетинского джигита с усами и бородой" с полным описанием и рекомендациями.

Отличает горца борода, украшает горца борода…

23:41, 15 июня 2012

Ветхозаветный сюжет о Самсоне, герое древнего Израиля, и филистимлянке Далиле едва ли не первое в литературе свидетельство не только о предательстве и коварстве, но и о магической силе мужских волос.  Главная интрига сюжета сводится к тому, как коварная Далила, используя свои женские чары, выведала у богатыря Самсона секрет его недюжинной  силы,  заключавшейся, как оказалось, в его волосах. Едва с головы богатыря «остригли семь кос», он утратил свою мощь и был пленен филистимлянами.  

В  период древности, античности, средневековья и нового времени носить бороду или же брить ее – всегда имело значение. Борода символизировала мужскую силу, достоинство, мудрость, благородство. 

Древние египтяне, шумеры, ассирийцы и персы относились к своим бородам с особым почтением, даже с пиететом. Их холили, лелеяли, тщательно расчесывали, красили, завивали, заплетали в локоны и косички. А египетская царица Хатшепсут, будучи женщиной, заказывала парадные портреты, на которых приказывала изображать себя с характерной бородкой.

Древнегреческие мужчины носили исключительно длинные бороды и усы, Спарта стала последним оплотом этого обычая. Эпоха эллинизма принесла не только бритву, но и смеси, выводящие волосы на лице. Александр Македонский завоевал полмира с солдатами, лица которых были выбриты начисто. 

В Европе гладкий подбородок и пышные бороды были сменяющими друг друга трендами.  Многие императоры вошли в историю под именами, связанными с характерными признаками их бород. Император Священной Римской империи германской нации вошел в историю как Фридрих I Барбаросса, что значит   «рыжая (или красная) бородушка». А  Генрих VIII известен как  «Синяя борода», основатель династии Тюдоров, герой страшной сказки, убивающий своих жен. 

Если в Европе с XVIII в. мужчины предпочитали бриться, но ношение бороды допускалось и определялось личным вкусом владельца или желанием следовать моде, то в России тема бритья бород становится вопросом государственной важности.

О том, как обстояло дело в России с бородачами, можно вообще написать целую книгу. Знаменитый указ Петра I о бритье бород,  пошлины за право носить бороду, мода на бороды в середине XIX века в среде русской интеллигенции и неслуживого дворянства – целая энциклопедия моды, история нравов и «хаоса» на лицах. 

 

Борода во многих культурах вплоть до начала ХХ в. считалась символом мужской силы, мудрости и благородства..

Интересно, что культурологи считают остриженность и выбритость проявлением  социального контроля и обращают внимание на то, что у мужчины, который только что расстался со своей бородой, меняется вся система жестов – исчезают степенность, спокойствие, достоинство, с которым он раньше поглаживал свою бороду, и новое выражение лица, не скрытое бородой, бывает самым неожиданным.

Тема бороды и усов на Северном Кавказе практически не исследована. Хотя описаний внешности горцев в различных источниках более чем достаточно для серьезного культурологического исследования. Пока что остановимся на общеизвестных фактах.

Борода и усы считались символами взрослого зрелого мужчины, демонстрирующими его волю и честь. Например, черкесы определяли зрелость молодого мужчины такими словами – “у него усы-борода сомкнулись”.

осетинского джигита с усами и бородой

Хаджи Керантук Берзег – один из лидеров освободительной войны горцев Западного Кавказа. Фото 1860-х гг. Из коллекции Тимура Дзуганова.

 Все наибы имама Шамиля носили бороды…

 Ученый из Кабардино-Балкарии Хасан Яхтанигов в своей статье «К вопросу о традиционной внешности горцев» приводит архивные данные, в которых указание на цвет бороды является важной строкой при описании внешности. «Эдыг Жилехажев 65 лет – борода седая…, Иналуко Ухов 50 лет – борода русая,… Ибрагим Мирзоев 55 лет, борода русая…, Мусса Губыров борода русая…, Жандар Шортанов 50 лет борода с проседью…, Эрту Жануев 80 лет борода седая, Ачакай Хаджиев 60 лет борода с проседью…, Исхак Байрамуков 35 лет, борода русая…»

 осетинского джигита с усами и бородой

Мужчины отращивали бороду на Кавказе с 35 -40 лет. Фото из коллекции Тимура Дзуганова. Публикуется впервые.

Писатель – декабрист А.А. Бестужев – Марлинский написал об усах на Кавказе так: «Усы кавказских джигитов – это настоящие мостики любви – это не то, что наши петербургские – обрезанные также как и наши идеалы».

осетинского джигита с усами и бородой

Молодые мужчины до 30-35 лет бороды не носили, но отращивали усы.

В XIX веке все горцы, начиная с детского возраста, и до глубокой старости брили голову. Лишь молодые люди  (до 25– 30  лет) оставляли на макушке хохолок — это было характерно для многих народов региона от Кабарды до Дагестана. С 35–40 лет мужчины отпускали бороду, и это было знаком перехода в возрастную категорию «старших». Более молодым отпускать бороду считалось неприличным — это воспринималось как претензия на не соответствующий возрасту и незаслуженный статус. 

На фото – Александр Хромаев. Дигория. Начало ХХ в. Фото предоставлено Азаматом Берзеговым, правнуком Александра Хромаева. Публикуется впервые. 

Бывали случаи,  когда молодой мужчина отпускал бороду —  если умирали отец и старшие братья, и он становился главой семьи.

С наступлением совершеннолетия оставляли усы и тщательно с ними ухаживали. Авторы  книги «Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке» Шапи Казиев и Игорь Карпеев пишут об особой суповой ложке, которая позволяла не пачкать усы и бороду во время приема пищи.

Люди в возрасте на Восточном Кавказе иногда красили усы и бороду хной.  В случае нападения на аул его защитники с крашеными бородами хотя бы издалека выглядели молодым и сильным войском, пишут Ш. Казиев и И. Карпеев.

В конце XIX и начале XX веков горская интеллигенция и те военные, которые служили в России, стали брить бороды, как это было принято среди российского военного класса.

О горцах с бородой или без – в СССР, в период моды на бородку Де Ниро после фильма «Схватка», о бородах, предписанных исламом и о политизации темы бороды на Северном Кавказе – читайте дальше..

Таймураз Мамсуров против бородыalan_tskhurbaevJuly 31st, 2010

 К разговору из последнего поста о кодексах поведения, вспомнил, что ТД Мамсуров уже ведь описал свой взгляд на кодекс поведения современного осетина в книжке, которая имеет название «Построй свою башню». Если кто не читал еще, то попробуйте, «башню» сносит неслабо.

Это такой свод мудростей, которым должен следовать осетин 21 века. Дотошные блоггеры уже нашли несколько цитат из этой книги просто переписанных из книг других авторов и обвинили автора в плагиате, но я не хочу в это вдаваться. Большая часть изречений действительно просто древние, всем известные истины, но я хочу обратить внимание на несколько весьма сомнительных, на мой взгляд, мудростей.

Первое, что настораживает это обилие повелительного наклонения в книге. «Ты должен» и так далее… не знаю почему ТДМ решил, что он знает как должно быть и тем обязывать следовать этим советам, но поспорить здесь с ним нужно.

Не может молодой человек считать себя осетином, если он не мыслит по-осетински, не чувствует глубину родных корней, не опирается на вековую мудрость поведения своих предков…Еще как может. Осетин это совсем не тот, кто знает язык, болтает на каждом углу о великой истории Алан и знает наизусть все тосты. Я больше чем уверен, что можно совсем не знать осетинского языка и с гордостью считать себя осетином, доказывать это другими поступками. Надо уже думать о том, как бы осетинам сохранит свою самобытность если через лет 50 язык будет потерян для большинства жителей Осетии. Это возможно, примеры есть, и это хоть и печальный сценарий, но не смертельный. Или скажите, убийца вор и наркоман прекрасно владеющий языком может считать себя осетином?

Знай, что чрезмерная забота о красоте одежды – большая глупость, но вместе с тем ещё большая глупость – не заботиться об одежде вообще.Вот только не надо о внешнем виде здесь. В городе, где большинство магазинов продают одежду как будто для похорон это неуместный разговор. Оставьте людям право одеваться так, как они хотят, выражать себя хотя бы через внешний вид, не надо никого одергивать за узкие джинсы и так далее… в последнее время ситуация немного улучшилась, появилось больше сильно одетых людей, но по большому счету Осетия всегда испытывала проблемы с красиво, смело одетой молодежью. И очень плохо, потому что шмотки это гораздо больше, чем можно подумать. Для кого-то история это политика и войны, а для других мода и прически.

Не должен осетин отпускать бороду при живом отце, а также, если её не носит старший брат.Давайте я просто сам буду это решать, хорошо? И со своим отцом тоже я сам поговорю, ок? кстати, интересно, «профессорские» бородки попадают под запрет?

читать дальше и комментировать

В знаменитом фильме “Не бойся, я с тобой” есть момент, когда в театре разгорается скандал, грозящий закончиться кровопролитием, а все из-за того, что один из зрителей, не знающий местных обычаев, попросил другого снять папаху и нанес ему тем самым смертельное оскорбление…

Нет, хорошо все же, что времена столь трепетного отношения к головному убору на Кавказе прошли. А вот теперь азербайджанские мужчины вообще практически не носят ни головных уборов, ни усов, ни бороды. Хотя когда-то это были неотъемлемые атрибуты мужественности и даже чести и достоинства.

Что ж, общественные установки меняются и часто – самым что ни на есть кардинальным образом. Но давайте отвлечемся от морально-этической составляющей – рискну настаивать, что честь и мужественность все же имеют весьма косвенное отношение к тому, что человек носит на голове и как часто бреется… А поговорим об этих элементах мужской внешности с точки зрения моды.

Бородатый анекдот

Справедливости ради надо сказать, что, судя по увеличивающему числу усато-бородатых молодых людей на улицах Баку, эта модная тенденция постепенно возвращается (что, впрочем, вообще свойственно модным тенденциям). Хотя это по-прежнему остается в основном прерогативой и даже своеобразной отличительной чертой представителей творческих профессий. Так что, даже если вы не знаете, как держать в руках кисть, и думаете, что нот не 7, а 12, но носите при этом бороду, то вас, скорее всего, будут принимать за художника или музыканта. Ну, или, в крайнем случае, за человека, желающего соригинальничать…
 

Даже если вы не знаете, как держать в руках кисть, и думаете, что нот не 7, а 12, но носите при этом бороду, то вас, скорее всего, будут принимать за художника

Да, усы и борода, которые носили едва ли не все поголовно наши предки, теперь скорее придает лицу мужчины оригинальность. Хотя в соседних Турции и Грузии, например, бородатых мужчин в толпе можно встретить гораздо чаще, чем бритых. Возможно, в нас, даже тех, кто родился уже в конце 80-х, все еще живо советское представление о том, что борода и усы – это “пережиток прошлого”, символ консервативности и т.д. СССР сделал примерно то же, что в свое время Петр I – сбрил боярам бурную растительность на лице, сохранив “право” на них только пенсионерам, геологам и уже упомянутой творческой богеме.

С усами, правда, дело обстояло несколько иначе – ставшая чуть ли не легендарной “ниточка” над верхней губой (тут впору вспомнить другой известный фильм – “В одном южном городе”) и не менее легендарная “щеточка”, с помощью которой КВН-щики изображают кавказцев, мирно просуществовала на лице азербайджанцев все 70 лет Советского Союза, но успела завоевать себе довольно-таки сомнительную славу, так что теперь вряд ли найдется молодой мужчина или парень, который захочет отрастить себе такое украшение. Нет, теперь в моде, например, романтические “эспаньолки” или что-нибудь в стиле Хемингуэя, если его чуток подстричь. Ну, в крайнем случае – Таркана и прочей поющей турецкой братии… Это уж кому что больше нравится.
 

Теперь в моде романтические “эспаньолки” или что-нибудь в стиле Хемингуэя, если его чуток подстричь

Ну а кто может лучше оценить мужскую внешность, чем… женщина? Потому-то мы и решили взять несколько комментариев у представительниц прекрасного пола.

Хаяла Мустафаева, 26 лет, офис-менеджер: “Обожаю парней с бородой. Только не просто с усами, а именно с бородой. Причем, любой длины и формы. Это придает им более мужественный и интересный вид. По-моему, если парень совершенно гладко выбрит, это смотрится даже неприятно… Наверно, некоторые не решаются отрастить бороду, потому что за ней слишком трудно ухаживать”.

Лейли Гараева, 34 года, стоматолог: “Все зависит от того, подходит ли борода этому конкретному мужчине… И еще – умеет ли он ее носить. Ведь это тоже своего рода искусство, как, например, ношение костюма. Иногда видишь, что какой-то паренек отпустил бороду, но толком и не знает, что с ней делать, и она смотрится на его лице, как накладная, будто он на карнавал собрался или от врагов прячется. Кстати, мой муж тоже пытался одно время отрастить бороду, но потом понял, что ему это не идет, и сбрил”.

Яна Байрамова, 30 лет, домохозяйка: “Мне гораздо больше нравится, когда мужчина аккуратно выбрит. Бородачи, на мой взгляд, выглядят как-то неопрятно. К тому же, это старит молодых людей, так что и не определишь, сколько им лет. Хорошо, когда лицо открыто, и человек выглядит цивилизованно и современно, а не так, будто только что из похода вернулся. Да и вообще, честно говоря, по-моему, это все сплошное позерство – хотят быть похожими на Бабека или Че Гевару, а ведь дело-то тут не в бородах, а в других качествах…”.
 

Это все сплошное позерство – хотят быть похожими на Бабека или Че Гевару, а ведь дело-то тут не в бородах, а в других качествах

Айша Сеидзаде, 21 год, студентка: “Мужчины с бородой лично у меня вызывают доверие. Они кажутся надежнее и серьезнее. Наверное, потому, что ассоциируются с сильными и смелыми героями исторических фильмов. Хотя умом я, конечно, понимаю, что это совсем не гарантия”…

Правда, большинство работодателей женской восторженности по этому поводу не разделяют и категорически запрещают своим сотрудникам приходить на работу небритыми. А значит, если даже кому-то из них хочется походить на Че Гевару, сделать это довольно проблематично. У Че Гевары-то, поди, не было строгого HR-менеджера…

Дело в шляпе, а шляпа в прошлом

А теперь – про головные уборы. Здесь все будет гораздо проще и короче. Каракулевые папахи, как уже было сказано, как ветром сдуло с мужских голов, и теперь сильный пол в Азербайджане носит головные уборы очень редко и исключительно в “отопительных” целях – чтобы не подхватить менингит и не отморозить уши в зимние холода. Да и в этих целях используют просто обычную неприметную вязаную шапочку. А все остальное исчезло без следа. Причем, вне зависимости от стиля, социальной принадлежности и т.д.: шляпы, в которых в то самое советское время ходила интеллигенция, кепки-аэродромы (опять “В одном южном городе”) и даже бейсболки встречаются довольно редко.
 

Скорее всего, половина Торговой будет коситься на него с явным неодобрением

Разве что какой-то франт решит вдруг облачиться в кепочку а-ля Доктор Ватсон, берет или шляпу с короткими полями. Да и то, скорее всего, половина Торговой будет коситься на него с явным неодобрением… Почему-то к экспериментам с мужским гардеробом у нас относится не так снисходительно, как к экспериментам прекрасной половине человечества.

Да и кто тому же… Учитывая бакинский ветер, ношение чего-либо на голове, кроме волос, – дело хлопотное и неблагодарное. Так что фразу “как ветром сдуло” можно считать почти буквальной. Правда, в начале 20-го века, говорят, ветра в столице были куда сильнее, а наши предки все же как-то умудрялись носить свои папахи… Мистика.

Самое важное и срочное мы публикуем на странице в Telegram. Подпишись!

Оригинал взят у slavikap chegevara37 mu_pankratov в Уральские (Яицкие) казаки.

Так как фото еще не придумали, то сегодня маленько о бородатости казаков-староверов с реки Урала (Яика) в картинах разных художников.

Уральские казаки в Суворовском походе.осетинского джигита с усами и бородой

Казачья борода имеет свою историю. Борода у казаков староверов была признаком приверженности «древнему благочестию», культурно-религиозным традициям и даже символом свободы.

Согласно святоотеческой традиции, борода есть безусловный признак мужчины, созданного по образу и подобию Божиему. Дабы не идти против замысла Божиего, старообрядчество запрещает бритье и пострижение бороды – «резало не должно касаться брады». Бритье растительности на теле как уподобление противоположному полу считается у старообрядцев грехом и мерзостью.

В 1771 году, когда разнеслась молва, что из казаков будут делать гусарские эскадроны и будут брить им бороды, произошел мятеж яицких казаков. В 1773 году яицкими казаками был убит генерал Траубанберг, приказавший брить казакам бороды на главной площади. Войсковой атаман, пытавшийся успокоить разьяренных казаков, также был убит. Новым атаманом мятежных казаков был избран Емельян Пугачев, который обещал жаловать всех, кто присоединится к нему, крестом, бородой, рекой, землей, хлебом, свинцом, порохом и вечной волей.

Яицком Войске был хорошо известен казак по имени Марушка, сосланный за участие в пугачевщине в Нерчинские каторжные заводы. Этот казак не позволял прикасаться к своим волосам, которые, по арестантскому праву, у него должны были быть обриты как на голове, так и на подбородке. Он три раза ложился под кнут, но ни брить волос на голове, ни стричь бороды не позволил.

Казаки говорили «Чем одну бороду (брить), уж лучше всю буйну голову». В. И. Даль, живший пять лет в Оренбурге, также отмечал в повести об уральских казаках, что «казаку борода головы дороже».

Яицкий казак Ефим Павлов, отбывавший 30 лет на каторге в Сибири с выдранными ноздрями, с клеймами на лбу и щеках за то, что принимал участие в бунте Уральского Войска в 1804 году против введения положения о срочной службе, по возвращении с каторги говорил в назидание потомству:

«Пострадайте за веру, а докажите начальству, что вы не ясачные татары, не пахатные солдаты, a вольные люди, славные Яицкие казаки. Нам хотели обрить бороды, записать в легион, хотели нас сделать солдатами, да не могли: наша взяла; стойте же и вы: всех не перестреляют, всех не переказнят, сделают, и по нашему» (В. Н. Витевский, «Раскол в Уральском войске и отношение к нему духовной и военногражданской власти в конце XVIII и XIX в», 1878)

Ефим Павлов, вернувшись с каторги на Урал, вместе с 29 казаками подал прошение лично цесаревичу Александру Николаевичу. Казаки просили сделать атаманом природного казака, выбирать чиновников из своей среды; выказали недовольство иногородним атаманом В. О. Поткатиловым, жаловались на злоупотребления чиновников. За этот поступок престарелый Ефим Павлов был заключен в острог, где и помер в кандалах. Непоколебимый борец за свободу. «Разина порода», как уральцев называли иногородние.

худ. Т. Веберосетинского джигита с усами и бородой

худ. Ф. Фогельосетинского джигита с усами и бородой

Уральские казаки, как самые консервативные в вопросах религии, дольше всех казаков сохраняли общинный уклад.

«Придерживаются до сих пор не столько старой веры, сколько старого церковного обряда и по привычке, да и потому, что вся коренная основа казачьего быта выродилась из древних порядков и зиждется на них. Казаки, пожалуй, готовы и от войсковой суммы отказаться, лишь бы не рушили их коренных верований, связующих веру с общиной». (С. В. Максимов, «Плавня (Очерк уральской казачьей общины)», «Исторический вестник», т. 12, 1883)

Еще когда на Яике прознали, что Петр I намеревается сделать из казаков солдат со «скоблеными рылами», казаки даже думали бежать всем Войском в степи. Мужчины с бритыми лицами, по представлениям староверов, появляются в «последние времена». После жестоких «усмирений» волнений уральцы принуждены были переодеться в мундиры и сбривать бороды, находясь на службе в России. Уральские «мастерицы», ревнительницы и хранительницы «древнего благочестия», отчитывали молитвами вернувшихся из России казаков с бритыми усами и бородами.

худ. В. Адамосетинского джигита с усами и бородой

Молодой уральский казак с роскошной бородой

осетинского джигита с усами и бородой

осетинского джигита с усами и бородой

Гребенские казаки все были бородатые староверы

осетинского джигита с усами и бородой

Терской казак с несколько горскими чертами и окладистой бородой

осетинского джигита с усами и бородой

Терский казак Моздокского полка джигит Золотов

осетинского джигита с усами и бородой

Линейный казак с медалью “За покорение Кавказа”

осетинского джигита с усами и бородой

Атаман некрасовцев Саничев

осетинского джигита с усами и бородой

Казак с Верхнего Дона. Верховские дольше низовских придерживались патриархальных обычаев старины.

Но и остальные казаки, были сначала староверцами и соблюдали “бородатый дресс-код”.

У донских казаков в XVII веке брадобритие, по-видимому, считалось величайшим бесчестьем, так как называлось среди причин военных конфликтов с азовцами:

«Не дозволим никому оскорблять себя, сии неверные вздумали ругаться над нами: поймав на промыслах казаков, остригают у них бороды и усы». (В. Д. Сухоруков, «Историческое описание земли Войска Донского», 1903)

В 1698 году донские казаки более недели осаждали город Камышин на Волге «за бритье бород и новые обряды». Казаки хотели сжечь город Камышин, а служивых людей, населявших город, «с собой побрати». Подговорив караул, казаки вошли в город и стали бить людей, требуя привести к ним воеводу, сбежавшего на остров. Бритым людям отрубали головы. Казаки объявили жителям Камышина, чтобы они впредь бород не брили, платья немецкого не носили, веру не переменили и в том государя не слушали, а были с казаками заодно. Горожане приняли присягу и были предупреждены о том, что им, возможно, придется бежать на Кубань с казаками.

На Кубани к тому времени уже жили староверы, бежавшие после подавления восстания под предводительством Степана Разина. А на Дону, по-видимому, готовились дать бой «антихристу», захватившему власть на Руси, по мнению старообрядцев. В 1707 году «антихрист» явился на Дон в лице князя Долгорукова и потребовал выдать беглых христиан. Долгоруков устроил рейд по Верхнему Дону и поймал 2000 крестьян. «Христолюбивое воинство», то есть многие казаки под предводительством Кондрата Булавина, решили отстаивать древний свой обычай «с Дону выдачи нет». Казаки Булавина разбили московский отряд и убили князя Долгорукова. Но часть казаков во главе с войсковым атаманом Лукьяном Максимовым решили принять процарскую сторону, выдать беглых и подавить мятеж в Войске. Отряд казаков Максимова разбил булавинцев и вынудил Кондратия бежать в Запорожскую Сечь. Среди запорожских «лыцарей» Булавин нашел сочувствующих борьбе за казацкую волю и вернулся с ними на Дон. На Хопер к Булавину подошли 20 тысяч донских повстанцев. Круг повстанцев решил казнить донских старшин, принявших сторону московитов. Началось восстание, которое с невиданной жестокостью подавляла 32-тысячная царская армия. Часть казаков-повстанцев с атаманом Игнатом Некрасовым бежали на Кубань.

На Дону все же остались приверженцы «древнего благочестия». По воспоминаниям Фаддея Булгарина, все казаки Атаманского полка Матвея Платова носили бороды «и не было в полку бороды ниже пояса». «Казак Серединской станицы Ермолай Гаврилович, с Дону» в 1812 году написал письмо атаману Платову, в котором говорил: «Мы с бородками и долгополы, а Отцу Богу мы веруем; от Него нам ведь и помощь-то». (Журнал «Русская старина», 1905, № 5)

Казаки видели связь между внешним мужским признаком бородой и духовным мужеством. Академик, М. И. Сухомлинов, рассуждая о народных обычаях, писал: «Донские казаки, будучи в заграничной армии, обрили себе бороды по приказанию начальства; им казалось, что с утратою бороды они потеряли и часть своей храбрости».

Во второй половине XIX века казаки на службе обязаны были гладко бриться; некоторые не оставляли даже усов.

«По возвращении домой с военной службы казак обычно перестает брить бороду, к 30-35 годам она достигает больших размеров и густо покрывает подбородок и щеки». («Антропологический тип донских казаков» В. В. Бунака, 1916)

Казаки Верхнего Дона дольше низовских придерживались патриархальных обычаев старины, в том числе касательно бороды. Впрочем, среди низовских черкасы (жители Черкасска и окрестностей) исстари носили только усы, подобно черкасам запорожским. Генерал-майор Ригельман в 1778 году написал «Историю, или повествование о Донских казаках», в которой поведал, что донские казаки «ходят с бородами или, сбривая, оставляют усы».

Прославленные донские герои – Ермак, Разин, Пугачев – носили бороды.

В 1919 году для подавления Вёшенского восстания «антихрист» снова явился на Дон в лице чекиста Малкина, чья жестокость описана в романе «Тихий Дон»: «А другого старика, Митрофана с хутора Андреяновского, увидал сам Малкин на улице, зазывает к себе: «Откуда? Как по фамилии? – и иржет. – Ишь, – говорит, – бороду распушил, как лисовин хвостяку! Очень уж ты на угодника Николая похож бородой. Мы, – говорит, – из тебя, из толстого борова, мыла наварим! По третьей категории его!». – У этого деда, не грех, борода, дивствительно, как просяной веник. И расстреляли только за то, что бороду откохал да в лихой час попался Малкину на глаза».

В завершение экскурса в бородатую старину вспомним славных терских бородачей – гребенских казаков.

Во времена взятия Ахульго казак станицы Червленной по фамилии Дигурин совершил ловкий подвиг, за что был прозван Хвацким. «Хвацкий был высокого роста и красив собою, с чёрной окладистой бородой». «Начальство пожелало представить Хвацкого Его Величеству, но тут вышло затруднение: казак не захотел брить бороду (гребенцы бороды никогда не брили и считали её священной: в жарких боях и схватках с чеченцами они брали свои бороды в рот и, закусывая их зубами, считали себя как бы принявшими таинство причащения, и тогда смерть для них была “чашей сладкою вина красного”). Долго начальство старалось уговорить Хвацкого сбрить бороду, но всё было тщетно: он уверял, что если его начнут брить, то он этою же бритвою перережет себе горло, говоря при этом, что борода никогда не мешала ему исполнять свой долг, как следует, Царю Батюшке. Об упорстве казака Хвацкого доложили Государю и Его Величество был столь милостив, что пожелал видеть Хвацкого с бородою». (Л. А. Ржевусский, «Терцы. Сборник исторических, бытовых и географическо-статистических сведений о Терском казачьем войске», 1888)

«Дай Бог каждому умереть как он, с честью славою;

Даже бороду, Тайну Божию, умираючи, закусил в зубах…

Хорошо бы если умереть также, как Татаринцев, удалец Гребня!

А то, может быть, схватят сонного…» (Из песни гребенских казаков)

К сожалению не ведаю автора статьи, нашел в Контакте.http://vk.com/wall-106305023_126

Оценка 5 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here