Обильный рост бороды и усов у европеоидов

Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "обильный рост бороды и усов у европеоидов" с полным описанием и рекомендациями.

Задачи урока:

  • дополнить и обобщить имеющиеся у учащихся знания о расах человека;
  • формировать у учащихся отрицательное отношение к реакционной сущности расизма;
  • формировать умение доказывать несостоятельность расизма на основе научных фактов.

I.                   Актуализация знаний

1. Выбери правильный ответ


А. Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян?

 – парапитеки

Б. К каким людям относят питекантропа, синантропа и гейдельбергского человека:

– древнейшим

В. Какой вид людей стал использовать огонь:

– архантропы

Г. Какие из людей стали изготавливать орудия труда:

– древнейшим

Д. Какой человек стал именоваться Человеком разумным:

– кроманьонец


2. Из перечисленных факторов антропогенеза выберите (мальчики) биологические, (девочки) социальные: Мутации, популяционные волны, трудовая деятельность, культура, естественный отбор, изоляция, мышление, речь, общественный образ жизни, борьба за существование. ///Один мальчик – все социальные, одна девочка – все биологические.

3.  Вставьте пропущенное слово:

Прародиной человека современного физического типа является (Африка).

II.                Домашнее задание § 4.20, мини-сочинение по последнему абзацу параграфа, два аргумента из текста в подтверждение своих размышлений.

III.             Формирование новых знаний

Для людей всех рас характерны видовые признаки:

сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);

физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);

возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;

все едины по происхождению.

РАСА – это исторически сложившаяся группа людей, имеющая общие морфологические и физиологические наследственные особенности, а также традиции и обычаи.

По генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Признаки, исследуемые учеными – генетиками Бразилии показали, что у людей, относящих себя к белой расе в Бразилии, в среднем присутствует 39% генов, характерны для североамериканских индейцев, 28% генов, характерны для африканцев, и 39% генов для европеоидов. А также антропологи считают, что 15 населения планеты, это 1 млрд. 250 млн. человек метисы – представители смешанных браков.

Другим доказательством, что все расы относятся к одному виду можно считать пересадку органов. Известны многие случаи, когда сердце, почки пересаживают людям разных рас, и они успешно приживаются. Первая успешная операция по пересадке сердца в 80-х года сделал доктор Барнад (ЮАР, Кейптаун). Он пересадил белому человеку сердце утонувшего чернокожего юноши. После этого пациент прожил 5 лет.

Групповая работы

Доказательства единства рас.

Несомненно, все основные “человеческие” признаки были приобретены нашими предками до расхождения вида на отдельные расы. Различия между расами касаются лишь второстепенных признаков, обычно связанных с частными приспособлениями к конкретным условиям существования. По массе же мозга различия между отдельными территориальными группами оказываются большими, чем между разными большими расами (так, например, средняя масса мозга русских и украинцев 1391 г, а бурятов – 1508 г).

Дополнительными доказательствами единства человечества служат, например, локализация у представителей всех рас кожных узоров типа дуг на втором пальце (у человекообразных обезьян – на пятом), одинаковый характер расположения волос на голове и др.

Рассмотрим некоторые адаптивные расовые признаки. Тёмный цвет кожи оказывается приспособлением к солнечному облучению; тёмная кожа менее повреждается лучами солнца, так как слой меланина в коже препятствует проникновению ультрафиолетовых лучей в глубь кожи и предохраняет её от ожогов. Подобная защитная окраска сопровождается общей более совершенной способностью к терморегуляции (особенно после перегрева) темнокожих рас. Курчавые волосы на голове негра создают как бы плотную войлочную шапку, надёжно защищающую голову от палящих лучей солнца (в самих волосах негров находится больше воздухоносных полостей, чем в волосах монголоидов, что ещё более увеличивает термоизоляционные свойства волос). Характерную для тропических рас вытянутую, высокую форму черепа также, видимо, следует рассматривать как своеобразное приспособление, препятствующее перегреванию головы. Очень крупные размеры носовой полости (характерные для некоторых европеоидных рас), возможно, в прошлом и в своём возникновении были связаны с необходимостью создания своеобразной “нагревающей камеры” для холодного воздуха (крупные носы характерны для коренных жителей Кавказа и центральноазиатских нагорий). Отложение жировой клетчатки на лице у детей монголоидов могло в прошлом иметь приспособительное значение как адаптация против обмерзания в условиях холодных континентальных зим. Узость глазной щели, складка века, эпикантус, характерные для монголоидов, также могут иметь приспособительный характер как особенности, помогающие предохранять глаз от ветра, пыли, отражённого от снегов солнечного света.

Время и место возникновения человеческих рас.

По-видимому, по крайней мере, три основных ствола возникли очень давно. Об этом свидетельствуют находки в Африке черепов негроидного типа, в Азии – монголоидного. Европейские кроманьонцы, в свою очередь, были европеоидами.

В последнее время близость рас исследовали методами биохимической генетики. По этим данным получается, что общий предок всех рас жил 90-92 тыс. лет назад.

Именно тогда произошло разделение двух стволов – большого монголоидного (включая америндов) и европеоидно-негроидного (включая австралоидов). Австралийцы проникли на свой материк 50 тыс. лет назад. По-видимому, они сохранили больше черт общего нашего предка. Разделение европеоидов и негроидов произошло 40 тыс. лет назад, причём долгое время они обитали совместно.

Раса монголоидов также формировалась долго. Ещё не обладавшие всем набором черт монголоидов, древние охотники проникли из Азии в Северную Америку, а затем в Южную Америку. По-видимому, было три волны миграций, приведших к возникновению америндов: палеоиндейская (40-16 тыс. лет назад, последние данные “удревняют” эту дату до 70 тыс. лет), языковая группа на-дене (её языки обнаруживают до сих пор определённое сходство с языками древнего населения Сибири – 12-14 тыс. лет назад) и эскалеутская (около 9 тыс. лет назад, давшая начало эскимосам и алеутам). Только участники первой, палеоиндейской волны проникли в Южную Америку. Это лишь самая общая, грубая схема возникновения рас. Многое в ней ещё придётся уточнять.

Характеристика рас

Европеоиды – люди, как правило, с прямыми или волнистыми, часто светлыми волосами, со светлой кожей. Борода и усы у них обычно сильно растут, лицо узкое, с выступающим носом (т.е. профилированное), ширина носа невелика, ноздри параллельны друг другу. Глаза расположены горизонтально, складка верхнего века отсутствует или развита слабо, челюстная часть лица не выступает вперёд (ортогнатный череп), губы обычно тонкие. Сейчас европеоиды обитают на всех материках, но сформировались они в Европе и Передней Азии.

Монголоиды имеют чаще всего жёсткие, прямые и тёмные волосы. Кожа у них темнее, с желтоватым оттенком, борода и усы растут слабее, чем у европеоидов. Лицо широкое, уплощённое, скулы сильно выступают, нос, наоборот, уплощён, ноздри расположены под углом друг к другу. Очень характерны глаза: они часто узкие, внешний угол глаз чуть выше внутреннего (раскосость). Верхнее веко у типичных закрыто кожной складкой, порой до самых ресниц, имеется эпикантус (складка во внутреннем крае глаза, прикрывающая слёзный бугорок). Губы средние по толщине. Эта раса преобладает в Азии.

Негроиды – люди с курчавыми чёрными волосами, с очень тёмной кожей и карими глазами. Борода и усы, как и у монголоидов, растут слабо. Лицо узкое и низкое, нос широкий. Глаза широко открытые, складка верхнего века развита слабо, эпикантус у взрослых обычно отсутствует. Характерно также выступание челюстной части лица (прогнатный череп). Губы обычно толстые, нередко вздутые. Классические негроиды живут в Африке. Схожие люди встречаются по всему экваториальному поясу Старого Света.

Теории моноцентризма и полицентризма.

На протяжении многих лет в антропологии шли споры: произошла ли каждая раса в одном месте (моноцентризм) или же в разных, независимо друг от друга (полицентризм)? Более решительные исследователи предполагали, что каждая раса ведёт начало от “своих” неандертальцев или даже архантропов. Высказывалось мнение, что вид человек разумный возникал в разных местах независимо и даже от разных видов обезьян. Последняя точка зрения уже не принимается всерьёз. Исключено, чтобы процесс эволюции несколько раз приходил к одинаковому результату. Сторонники полицентризма указывали, что китайские архантропы (синантропы) имели признаки, например лопатовидные резцы, сближающие их с монголоидами. Но такие резцы имели все палеоантропы, в том числе и европейские неандертальцы. Логичнее считать, что это древний признак, потерянный европеоидами и негроидами.

Сейчас моноцентризм считается более обоснованным. Иное дело, что многие расовые группировки человека оказались искусственными, в них объединялись неродственные популяции. Например, негроидов и австралоидов объединяли в общую экваториальную расу. На всём протяжении тропического пояса в условиях влажных джунглей, от бассейна р. Конго до Индонезии, возникали карликовые племена. Сейчас считают, что они возникли независимо, может быть, вследствие дефицита микроэлементов. Но было мнение, что это остатки древней расы негриллей, ранее распространённой по всей экваториальной зоне.

В антропогенезе проблема поли- и моноцентризма не единственная, она примыкает к другой, более важной – причинам возникновения человеческих рас, механизмам расогенеза.

Механизмы расогенеза.

Существуют два основных механизма изменения генного состава (генофонда) популяции – естественный отбор и генетико-автоматические процессы (дрейф генов – процесс случайного ненаправленного изменения частот аллелей в популяции). Отбор сохраняет и распространяет в популяции приспособительные, адаптивные признаки, дрейф генов в малых популяциях может закрепить признаки нейтральные, не повышающие и не понижающие в данных условиях вероятность оставить потомство.

Оба этих механизма действовали и при возникновении рас человека, но роль каждого из них ещё выясняется. Многие признаки рас, несомненно, приспособительные. Дрейф генов может изменять черты популяции, если ему не препятствует отбор.

Человечество изменяется и сейчас, особенно широко распространены процессы грацилизации и акселерации.

Грацилизация – снижение общей массивности скелета – связана, в основном, с тем, что человек всё меньше занимается физической, мускульной работой. Параллельно идёт процесс акселерации – ускорения развития всего организма. Теперь, у грудных детей раньше удваивается масса, сменяются молочные зубы на постоянные. За последние 100 лет подростки стали на 15-16 см выше.

Все эти изменения идут параллельно у представителей разных рас. Сами расы постепенно теряют характерный для них набор признаков. Это объясняется тем, что всё больше и больше людей как бы изолируются от внешней среды, переходя на жизнь в городах и благоустроенных посёлках.

В таких условиях расовые признаки перестают быть адаптивными, отбор мало действует. Генетико-автоматические процессы играют роль при малых численностях популяций (менее 400 размножающихся особей). Уже сейчас эта величина выше и с отмиранием расовых, национальных и сословных предрассудков продолжает расти.

А главное, между расами сейчас почти нет географической изоляции, и процесс смешения рас необычайно усилился. Когда, по словам Пушкина “…народы, распри позабыв, в великую семью соединятся…”; все человечество через несколько сотен поколений сольётся в единую всепланетную расу.

Ложная теория расизма.

Расизм – исходящая из антинаучного утверждения теория о неравноценности рас, реакционная теория и политика господства “высших”, “полноценных” рас на “низшими” “неполноценными”.

Вид человек разумный – вид полиморфный. Однако внутривидовая изменчивость не затрагивает именно те признаки, по которым человек отличается от обезьян и животного мира вообще: у представителей всех рас имеются сложный мозг, развитая рука и речь, делающая их одинаково способными к познанию больших объёмов информации, творческой и трудовой деятельности. Всё это делает несостоятельными попытки считать ту или иную расу выше, совершеннее других. Такие попытки делались давно. Испанские завоеватели Южной и Центральной Америки пытались оправдать зверское истребление индейцев тем, что они происходят не от Адама и Евы, а, следовательно, не люди (примитивный полицентризм). Впоследствии якобы существующую неполноценность других народов пытались основывать на научных данных (неправильно истолкованных или просто ложных). При этом часто делали умышленно грубую ошибку: отождествляли народы с расами. На деле нет китайской, русской, немецкой, еврейской расы – есть раса восточных монголоидов, северные и южные ветви европеоидной расы и т.д. Каждый достаточно большой народ разнороден по расовому составу. К тому же сейчас бессмысленно говорить о “чистых” расах, таковых на Земле уже нет, и одна группировка людей, как правило, постепенно переходит в другую.

Современный расизм ничего не имеет общего с настоящей наукой и поддерживается лишь реакционными кругами с политическими целями.

К расистским теориям примыкает “социальный дарвинизм”, который рассматривает социальное неравенство как следствие биологического неравенства людей возникшие в результате естественного отбора.

IV.              Обобщение и систематизация знаний

Расизм – реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию, войны принадлежностью людей к различным расам.

1. Вставь пропущенные слова:

  • В настоящее время выделяют (три) большие расы.
  • Современное человечество представлено (одним) видом.
  • Процесс возникновения и становления рас называют (расогенез).
  • Существуют 2 гипотезы расогенеза: (моноцентрическая и полицентрическая)

 В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ:

  • Обильного роста бороды и усов у европеоидов.
  • Узких глаз у монголоидов.
  • Курчавых волос у негроидов.

 Заключение и выводы.

(Итоги урока подводит учитель).

Человек разумный возник в результате биологической эволюции от одной из ветвей филогенетического древа отряда приматов. При этом особенности, ныне характеризующие человека и выделяющие его из животного царства, возникли не сразу и не одновременно, а на продолжении миллионов лет.  

Своеобразие эволюции рода Homo в том, что биологические эволюционные факторы постепенно теряют своё ведущее значение, уступая социальным факторам.

Возникший в процессе эволюции как часть животного мира, человек разумный в результате общественно-исторического развития настолько выделился из природы, но и приобрёл власть над ней. Насколько разумно и дальновидно сумеет он использовать эту власть – вопрос будущего.

Каёхтина Галина Анатольевна
Преподаватель естественных дисциплин
КГКП «Костанайский строительный колледж»

Главным предметом изучения человечества является человек.

Гёте

Цель:

1. Дополнить и обобщить имеющиеся у учащихся знания о биологических и социальных факторах антропогенеза, о расах человека и основных областях их распространения; определение терминов раса, расогенез, расизм; морфологические признаки представителей больших рас.

2.Формировать у учащихся отрицательное отношение к реакционной сущности расизма; доказывать несостоятельность расизма; объяснять связь образования рас с миграцией населения; обосновывать свою точку зрения.

3.Формировать умение доказывать несостоятельность расизма на основе научных фактов.Должны воспитывать: чувство толерантности и навыки коммуникативного общения в поликультурном обществе.

Задачи:

· разъяснить связь образования рас с миграцией населения;

· доказать, что все расы по своим умственным и социальным

возможностям находятся на одном уровне;

· раскрыть биологическую и социальную составляющую людей,

принадлежащих к разным расам.

Тип урока: практическая работа

Вид урока: урок актуализации, систематизации знаний, закрепления изученного материала.

Метод обучения:проблемный.

Методы ведения: словесный, наглядный, проблемный

Проблема: сущность расовых противоречий.

Межпредметная связь: история, география, герменевтика, литература.

Наглядные пособия: учебники биологии, презентация.

Раздаточный материал: интертексты, индивидуальные листы заданий.

ТСО: преподавательский подиум

Почему верно утверждение, что и чернокожий двухметровый баскетболист, и краснокожий индеец,и миниатюрная желтокожая вьетнамка относятся к одному виду –Homosapiens?

Раздаточный материал: индивидуальный лист обучающегося, схема антропогенеза,интертексты.

ТСО: интерактивная доска, презентация.

Ход урока

1.Актуализация знаний, умений и навыков.

Сегодня мы рассматриваем проблему: сущность расовых противоречий.

До начала рассмотрения проблемы давайте вспомним материал предыдущей практической работы и ответим на основные вопросы и решим задачи.

1.Назовите первый закон Г. Менделя.

2.Что называется доминированием.

3.Какие признаки называются рецессивными?

4.Назовите второй закон Г. Менделя.

5.Что такое неполное доминирование?

6.Какие гены называются аллельными?

7.В чём сущность генетики пола человека?

8.Перечислите генетические заболевания, сцепленные с полом.

9.Решение задач по рядам. 1 ряд

Задача 1.(устно) У человека некоторые формы близорукости доми­нируют над нормальным зрением, а карий цвет глаз – над голубым:

а) кареглазый близорукий мужчина, мать которого была го­лубоглазая с нормальным зрением, женился на голубоглазой с нормальным зрением женщине. Какова вероятность рождения ре­бенка с признаками матери?

б) дигетерозиготный кареглазый близорукий мужчина же­нился на голубоглазой гетерозиготной близорукой женщине. Како­ва вероятность рождения голубоглазого ребенка с нормальным зрением?

Задача 2. (письменно)У человека за цвет кожи отвечает две пары неаллельных генов. Каковы вероятности рождения детей с различным цветом кожи от браков средних мулатов. (Решение задачи у доски, используя решётку Пенетта)

Р: ♀ А1а1А2а2 (мулата) х ♂А1а1А2а2 (мулат)

G:

F1:

В этой семье возможны дети всех цветов кожи: 1:4:6:4: 1, т.е.

черные – 1/16

темные – 4/16

смуглые – 6/16

светлые – 4/16 белые – 1/16

2ряд

Определите тип взаимодействия генов.

10.У человека карий цвет глаз доминирует над голу­бым, а способность лучше владеть правой рукой доминирует над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в различ­ных парах хромосом. Какими будут дети, если их родители каре­глазые правши, гетерозиготные по обоим признакам?

11.Задача 3. (письменно)Родители имеют I и II группы крови, а их сын – I группу. Определите генотипы крови родителей и ребенка. Возможны ли переливания крови родителей их ребенку.

Р: ♀ АО х ♂ВО

G:

F1: АВ АО ВО ОО

У данной семейной пары возможны все сочетания групп крови у детей Переливание крови родителей ребенку с первой группой крови невозможно ввиду тканевой несовместимости.

2.Актуализация, систематизации знаний, закрепления изученного материала.

Выполнение практической работы №10.

Напоминаю цель нашего урока и проблему, которую мы рассматриваем на сегодняшнем уроке-сущность расовых противоречий, биологические и социальные факторы антропогенеза.

Почему верно утверждение, что и чернокожий двухметровый баскетболист, и краснокожий индеец,и миниатюрная желтокожая вьетнамка относятся к одному виду –Homosapiens?

1.Тестирование на опережение учебного материала

  1. Выбери правильный ответ (отметь правильный ответ карандашом, за каждый правильный ответ – 1 балл, выполненное задание – 5 баллов)

А. Какие обезьяны были предками человекообразных обезьян?

1- прагипопитеки 2- дриопитеки 3- парапитеки

Б. К каким людям относят питекантропа, синантропа и гейдельбергского человека:

1- древнейшим 2- древним 3- современным

В. Какой вид людей стал использовать огонь:

1- синантроп 2- кроманьонец 3- питекантроп

Г. Какие из людей стали изготавливать орудия труда:

1- древнейшие 2- древние 3- современные

Д. Какой человек стал именоваться Человеком разумным:

1- питекантроп 2- синантроп 3- кроманьонец 4- неандерталец

2.Дайте определение понятия ВИД(1балл)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Впишите, социальные факторы антропогенеза(4 балла)

-_____________________________________________________

-_____________________________________________________

-_____________________________________________________

-_____________________________________________________

4. Вставьте пропущенное слово (1 балл)

Прародиной человека современного физического типа является ______________.

Количество правильных ответов из 11 возможных________

10 -11 баллов – оценка 5

7 – 9 баллов – оценка 4

5 – 6 баллов – оценка 3

оценка за задание______________

2.Для установления биологических и социальных факторов антропогенеза выполним задание с выбором одного правильного ответа. Оцените себя.


Часть А(с выбором одного правильного ответа)

Выберите 1 верный ответ.

1. Развитие у отдельных людей большого числа сосков – пример:

а) ароморфоза;

б) рудимента;

в) атавизма;

г) идиоадаптации;

2. У человека в связи с прямохождением

а) когти превратились в ногти;

б) сформировался свод стопы;

в) срослись фаланги пальцев;

г) большой палец противопоставляется всем остальным;

3. В отличие от человекообразных обезьян у человека

а) имеется резус – фактор;

б) появилась рассудочная деятельность;

в) имеется четырёхкамерное сердце

г) развито абстрактное мышление;

4. Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

а) возникших мутациях;

б) о проявлении атавизма;

в) нарушении развития плода в организме;

г) происхождении человека от животных;

5. О происхождении человека от млекопитающих свидетельствует:

а) развитое мышление у млекопитающих;

б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей;

в) питание растительной и животной пищей;

г) общественный образ жизни млекопитающих

Часть В (на установление последовательности событий).

Установите правильную последовательность стадий антропогенеза, согласно которой появлялись современные люди на Земле.

а) неандерталец

б) питекантроп

в) австралопитек

г) кроманьонец

д) дриопитек

Оценка: _______________.

3.Для ответа на следующие вопросы можете воспользоваться своимитетрадями илекционным материалом

А. Что называется антропогенезом?

Б. Какие факторы называются биологическими?

В. Какие факторы называются социальными?

Г. Сделайте соответствующие выводы по факторам антропогенеза и запишите их в тетрадь.

4. Составление кластера «Движущие факторы антропогенеза»

обильный рост бороды и усов у европеоидов

Выводы: Человек становится человеком только тогда, когда он развивается и живёт в обществе.Человек – биосоциальное существо.

5.Внешние признаки рас и основные области их распространения.

Расаэто исторически сложившаяся группа людей, имеющая общие морфологические и физиологические наследственные особенности, а также традиции и обычаи. Термин «Раса» ввел Жорж Бюффон в 18 веке.В современном человечестве выделяют три большие расы и несколько десятков малых рас. Большие расы: 1) экваториальная (австрало-негроидная), 2) европеоидная (евразийская), 3) монголоидная (азиатско-американская)

Выполнение задания – Заполнение таблицы.

Используя материал учебника и знания, полученные при изучении данной темы , заполни пропуски:

признаки

расы

экваториальная

европеоидная

монголоидная

цвет кожи

волосы

лицо

губы

нос

усы, борода

Формирование рас началось около 90 тысяч лет назад в Африке.

обильный рост бороды и усов у европеоидов

Процесс возникновения и становления рас человека называют расогенезом.Существуют 2 основные гипотезы, объясняющие происхождение рас:

·полицентристы считают, что расы возникли независимо друг от друга от разных предков и в разных местах;

·моноцентристы признают единство происхождения социально-психического развития, единый уровень умственного развития;

6. Заполни схему:

Доказательства моноцентрической гипотезы переводят ее в разряд теорий (гипотеза + доказательства):

·различия во второстепенных признаках;

·генетическая изоляция отсутствует;

·биологические эволюционные изменения (уменьшение массивности скелета, увеличение роста, ускорение развития) проявляются у представителей всех рас.

7. Работа по учебнику. Причины расогенеза.

В учебнике выберите основные факторы расогенеза и попробуйте их прокомментировать

·естественный отбор

·мутации

·изоляция

·смешение популяций

По мере заселения человеком земного шара, сталкиваясь с новыми условиями среды, выживали и давали потомство приспособленные индивиды. Сформировавшиеся в ходе биологической эволюции морфологические признаки объясняются: (Запись в тетрадь с пояснением)

·характером окружающей среды,

·климата,

·пищевых ресурсов,

·количеством солнечного света.

8. Работа с интертекстами.

№1 А. Швейцер врач и миссионер, долго живший в Африке заметил, что венозная кровь представителей экваториальной расы по цвету почти не отличается от артериальной. Он решил, что это признак представителей этой расы. Но когда он через 1,5 года заболел и сделал себе такой анализ, то заметил, что и его кровь приобрела ярко – красный цвет (содержание кислорода выше, т.к. растения выделяют кислород постоянно).

№2. Долгое время некоторые ученые связывали биологические особенности рас с уровнем их культуры и социального развития. Эти заблуждения легли в основу антинаучной идеологии расизма. Расизм зародился еще в рабовладельческом строе, но основные его положения были сформулированы в Х I Х веке. В них ученые пытались обосновать преимущества одних рас перед другими, выделяли «высшие» и «низшие» расы. Причем, «высшими» расами пытались представить, как европеоидную расу, так и экваториальную. Среди представителей различных рас есть выдающиеся ученые, актеры, путешественники, преподаватели, люди искусства. Но, тем не менее, человек, независимо от расовой принадлежности является биологическим «уникальным продуктом».

Вывод: Для людей всех рас характерны видовые признаки:

·сходство строения тела (строение черепа, мозга, внутренних органов);

·физиологическое сходство (группы крови, болезни, защитные реакции);

·возможность для неограниченного скрещивания, в результате которого появляется плодовитое потомство;

·все едины по происхождению.

№3. Так и по генам человека нельзя с точностью определить его расу, поэтому в генетическом смысле рас не существует (а лишь признаки, доминирующие и рецессивные, различные нормы поведения). Признаки, исследуемые учеными – генетиками Бразилии показали, что у людей, относящих себя к белой расе в Бразилии, в среднем присутствует 39% генов, характерны для североамериканских индейцев, 28% генов, характерны для африканцев, и 39% генов для европеоидов. А также антропологи считают, что 1/5 населения планеты, это 1 млрд. 250 млн. человек метисы – представители смешанных браков.

Другим доказательством, что все расы относятся к одному виду можно считать пересадку органов. Известны многие случаи, когда сердце, почки пересаживают людям разных рас, и они успешно приживаются. Первая успешная операция по пересадке сердца в 80-х года сделал доктор Барнад (ЮАР, Кейптаун). Он пересадил белому человеку сердце утонувшего чернокожего юноши. После этого пациент прожил 5 лет.

В настоящее время выделяют 4 расу людей, которую называют самириты.

(Выполнение задания «Закрепление нового материала»).

Закрепление материала:

1. Вставь пропущенные слова:

·В настоящее время выделяют…. (три) …большие расы.

·Современное человечество представлено…… (одним)… видом.

·Процесс возникновения и становления рас называют…. (одним) эволюционным процессом.

·Существуют 2 гипотезы расогенеза: и … (моноцентрическая и полицентрическая)

2. Дайте определение:Расизм – (реакционная теория, оправдывающая социальное неравенство, эксплуатацию, войны принадлежностью людей к различным расам).

(Проставь свой вариант от окна – 1, 2, 3) ________ вариант.

3.Ответь на проблемный вопрос (устно).

в чём заключается биологическое значение:

•Обильного роста бороды и усов у европеоидов.

•Узких глаз у монголоидов.

•Курчавых волос у негроидов.

Ответ на проблемный вопрос урока. Почему верно утверждение, что и чернокожий двухметровый баскетболист, и краснокожий индеец,и миниатюрная желтокожая вьетнамка относятся к одному виду –Homosapiens?

Закончить наш урок я хочу словами Р. Рождественского:

Для всех угнетенных

Трудом обожженных,

Разницы в цвете кожи – нет

в людях – черных, белых, желтых –

Красная кровь течет.

Инструктаж домашнего задания к следующему уроку:ответить на проблемный вопрос: Почему на планете Земля меняется газовый состав атмосферы?

Итоги урока: оценивание по индивидуальным листам опроса, индивидуальное оценивание за устные ответы.

Рефлексия: мини-сочинение на тему «Я и люди вокруг меня». (на индивидуальном листе)

скачать dle 11.0фильмы бесплатно

а) радиальная симметрия

б) наличие хорды, нервной трубки

в) наличие позвоночного столба

г) незамкнутая кровеносная система

Эталон: б

2. Представители гоминид, относящиеся к виду Человек разумный:

а) австралопитек

б) кроманьонец

в) питекантроп

г) синантроп

Эталон: б

3. Черты, характерные для класса Млекопитающие, проявляющиеся у человека:

а) туловищные почки и бинокулярное зрение

б) теплокровность и живорождение

в) наличие трехкамерного сердца и жабр

г) многокамерный желудок и наружное оплодотворение

Эталон: б

4. Морфофизиологические особенности свойственные человеку как представителю отряда Приматы:

а) сочетание легочного и жаберного дыхания

б) наличие плаценты и вынашивание плода внутри тела матери

в) стриарный тип мозга и многососковость

г) тазовая почка у взрослых и когти

Эталон: б

5. К палеоантропам относят:

а) питекантропа

б) синантропа

в) гейдельбергского человека

г) неандертальца

Эталон: г

6. Ключевой адаптацией ранних гоминид является

а). прямохождение

б) зубная система

в) большой объем мозга

г) небольшая масса тела

Эталон:а

7. К неоантропам относится:

а) кроманьонец

б) неандерталец

в) питекантроп

г) гейдельбергский человек

Эталон:а

8.Австралопитеки имеют большое сходство с человеком по:

а). объему головного мозга

б) строению мозга

в) строению костей таза

г) строению зубной системы

Эталон:г

9. От тотального генетического полиморфизма человечества расовые признаки составляют:

а)80%

б). 50%

в) 8%

г)5%

Эталон:в

10.Укажите расу людей не относящуюся к “большой”:

а) суданская

б) австрало-негроидная

в) европеоидная

г) монголоидная

Эталон:а

Заполнить таблицы:

Таблица№1.

Основные черты человека, унаследованные им от других животных (предковых форм)

Основные черты

От кого унаследованы

1. Генетический код

2. Двусторонняя симметрия тела

3. Костный скелет

4. Пятипалые конечности

5. Легочное дыхание

6. Амниотическое яйцо

7. Удлиненные конечности, дифференциация зубов, молочные железы, теплокровность

8. Плацента, живорождение

Таблица№2.

Различия в строении человека и человекообразных обезьян

Часть тела

Морфологические признаки

Человек

Человекообразные обезьяны

1. Головной мозг

2. Лицо

3. Позвоночный столб

4. Таз

5. Кости передних конечностей

6. Стопа

Ситуационные задачи:

Задача 1. Из набора таксонов соберите такую последовательность, которая бы отражала систематическое положение человека животном мире: тип Хордовые, подтип Личиночнохордовые, подтип Позвоночные, класс Пресмыкающиеся, класс Млекопитающие, отряд Насекомоядные, род Человек, отряд Приматы, подотряд Обезьяны, семейство Гоминиды, подкласс Сумчатые, подкласс Плацентарные, вид Человек разумный, царство Животные.

Ответ: По возрастанию таксонов: вид Человек разумный, род Человек, семейство Гоминиды, подотряд Обезьяны, отряд Приматы, подкласс Плацентарные, Класс Млекопитающие, класс Млекопитающие, подтип Позвоночные, тип Хордовые, царство Животные.

Задача 2. Проведите дифференцировку сравнительно-морфологических доказательств и выберите среди предложенных вариантов атавизмы и рудименты: остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, многососковость, волосатость, наличие клыков, зубы мудрости, околоушные мышцы, наличие когтей, аппендикс, копчик, дарвинов бугорок на ушной раковине.

Ответ: К атавизмам относят признаки, встречающиеся у отдельных особей, такие как многососковость, волосатость, наличие клыков, околоушные мышцы, наличие когтей. Рудиментарные органы характерны для всех представителей вида.К ним из перечисленных признаков относят все остальные: остаток мигательной перепонки во внутреннем углу глаза, зубы мудрости, аппендикс, копчик, дарвинов бугорок на ушной раковине.

Задача 3.

Объясните, в чем заключается биологическое значение обильного роста бороды и усов у европеоидов?

Ответ: это явление рассматривается как пример формирования адаптаций к условиям существования в жестких климатических условиях.

Задача 4. В приведенном тексте отражена суть одной из теорий близких к расистским теориям:« Причины исторического развития общества сторонники данной теории объясняют биологическими законами борьбы за существование и естественного отбора, т.е. биологизируют общественные процессы и социальное неравенство, а деление на классы объявляют следствием биологического неравенства людей. С позиций данной теории оправдываются локальные войны , которые якобы контролируют численность и предотвращают перенаселение планеты людьми…». Суть какой теории здесь отражена?

Ответ: Это идея социал-дарвинизма, ее сторонниками являются «Мальтузианцы», оправдывающие необходимость локальных войн.

Задача 5. Выберите из перечисленных характеристик крупные ароморфозы – антропоморфозы, давшие возможность человеку подняться на новую ступень развития живого: лазанье, ползанье, прямохождение, теплокровность, S-образный изгиб позвоночника, узкая грудная клетка, широкий таз, укорочение крестца, всеядность, опора на четыре конечности, сводчатая стопа, развитие рук…

Ответ: решающими антропоморфозы прежде всего является прямохождение, S-образный изгиб позвоночника, развитие рук, широкий таз, укорочение крестца, сводчатая стопа.

Занятие № 26 «Эволюция живой природы. Механизмы и закономерности»

Подготовка к обобщающему занятию – коллоквиуму.

Для подготовки к занятию рекомендуется использовать знания теоретического материала, практических навыков, приобретенных на предыдущих занятиях и использование основной, дополнительной литературы, лекционного материала.

Перечень вопросов для самоподготовки к коллоквиуму:

Оценка 5 проголосовавших: 7
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here