Ношение бороды в исламе по ханафитскому мазхабу

Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "ношение бороды в исламе по ханафитскому мазхабу" с полным описанием и рекомендациями.

ношение бороды в исламе по ханафитскому мазхабу

Вопрос: Каков хукм (правило) относительно ношения бороды в нашем ханафитском мазхабе? Я слышал, что согласно нашему мазхабу, ношение бороды – это ваджиб (обязательное действие). Также мне говорили, что брить бороду нельзя, ее можно только подстригать. Объясните, пожалуйста, как правильно. Мурад

———————————————

Ответ:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятух!

Вопрос относительно длины бороды и возможности ее укорачивать был (и является) предметом больших дискуссий между учеными, особенно в арабском мире. Множество книг и статей было написано на эту тему.

После изучения вопроса я попытался осветить вопрос согласно ханафитскому мазхабу (ниже приводится результат моих исследований):

Ношение длинной бороды является Сунной, существует множество хадисов, где говорится об этом. Сподвижник Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

خالفوا المشركين: وفروا اللحى، وأحفوا الشوارب

Чтобы отличаться от многобожников, удлиняйте бороды и укорачивайте усы.

(Сахих аль-Бухари, хадис 5892)

От жены Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) Айши передается хадис:

” عشر من الفطرة: قص الشارب، وإعفاء اللحية، والسواك، واستنشاق الماء، وقص الأظفار، وغسل البراجم، ونتف الإبط، وحلق العانة، وانتقاص الماء “

«Десять вещей к фитре (естеству человека): подстригать усы, отпускать бороду, пользоваться сиваком, промывать нос водой, стричь ногти, промывать суставы пальцев, выщипывать волосы подмышками, брить в паху и подмываться водой». (Сахих Муслим, хадис 261)

Из вышеприведенных хадисов ясно, что отпускать бороду и укорачивать усы является Сунной. Также передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) имел большую бороду:

وكان كثير شعر اللحية

Он (саллаллаху алейхи ва саллям) имел большую бороду. (Сахих Муслим, хадис 2344)

Так что очевидно, что если человек отпустит бороду, он будет следовать Сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Однако нужно отметить, что также согласно Сунне, человек должен выглядеть прилично и опрятно. Поэтому, если человек отращивает бороду, он должен следить, чтобы она была чистой и аккуратной. Передают от имама Малика (рахимахуллах), что когда он видел человека с длинной и неопрятной бородой, он указывал ему подстричь ее.

Все ученые единодушны в том, что человеку не разрешается полностью сбривать бороду, если нет какой-то реальной необходимости. К примеру, медицинских показаний или опасения перед преследованием.

Относительно того, какой минимальной длины должна быть борода, некоторые ученые сказали, что человек может отпускать бороду до той длины, до какой она может вырасти естественным образом. Также ученые-ханафиты говорят, что рекомендуемая длина бороды должна соответствовать размеру кулака человека (чтобы ее можно было сжать в кулаке). Это также подтверждается практикой сподвижников, в частности, Ибн Умара (да будет доволен им Аллах).

Хайтам сообщает, что Ибн Умар укорачивал бороду, пока он не достигала размера его кулака (Китабуль Асар имама Абу Юсуфа, с. 234)

عن الهيثم عن ابن عمر رضي الله عنه أنه كان يقبض على لحيته فيأخذ منها ما جاوز القبضة

Имам Мухаммад (рахимахуллах) комментирует это сообщение так:

وبه نأخذ وهو قول أبي حنيفة رحمه الله

Мы считаем, что это мнение является мнением имама Абу Ханифы.

(Китабуль Асар имама Мухаммада)

Следовательно, согласно оригинальным ханафитским источникам, рекомендуемая длина бороды равняется размеру кулака. Ученые-ханафиты выбрали такое мнение из-за того, что это было практикой Ибн Умара, который, как известно, очень строго придерживался Сунны.

Однако если человеку угрожают какие-то неприятности из-за ношения бороды, он не попадет в грех, если подстрижет бороду короче, чем длина кулака. Единственно, нужно стараться избегать того, чтобы полностью сбривать бороду.

Примечание: Если по каким-то причинам естественного порядка у человека вообще не растет борода, на нем не будет греха из-за этого. Инша Аллах, он получит награду за то, что он имел намерение следовать Сунне, даже при том, что он не сумел отрастить бороду.

А Аллах знает лучше.

Вассалям.

Оригинал ответа.

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

ношение бороды в исламе по ханафитскому мазхабу

Ученые 4 мазхабов о ношении бороды

1. Ханафитский мазхаб

Мухаммад ибн Хасан сказал, что Абу Ханифа сообщил нам от аль-Хайсама от Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллах: «То, что он брал в руку бороду, и отрезал все что было под ней (рукой)». 

Мухаммад ибн Хасан сказал: «Этого мы и придерживаемся и это слова Абу Ханифы». (См. «аль-Асар», 900)

Ибн аль-‘Абидин (ученик Абу Ханифы) сказал: «Брать от бороды (то есть укорачивать её) без взятия её в руку (то есть меньше одного ухвата руки), как это делают некоторые Морокканцы и женоподобные мужчины, никто этого не разрешал». (См. «аль-Хашия», 2/417)

А также он сказал: «Запрещается мужчине отрезать свою бороду (полностью)».

2. Шафиитский мазхаб

Шейх Ибн Ра’фата в своей книге «Хашияту аль-Кафия», пишет: «Поистине аш-Шафи’и в своей книге «аль-Умм», указал на то, что сбривание бороды является харамом».

И на это же указали аз-Заркаши и аль-Халими в «Шу’б аль-Иман» и аль-Куффал аш-Шаши в «Махасин аш-Шариа», на то, что сбривание бороды является харамом.

Также в «Шарх аль-Уббаб» упоминается, что Два шейха (имеются ввиду ан-Науауи и ар-Рифа’и) сказали: «Сбривание бороды является нежелательным действием».

Шейх аль-Азра’и сказал: «Правильно (достоверней) запрет на её сбривание».

Аль-Хуляйми сказал: «Нельзя никому сбривать свою бороду и брови, даже если (кто-то) сбривает усы, то в сбривании их есть польза, а именно чтобы к ним не прилипал жир пищи и его запах не желаемый им, в отличии от сбривания бороды — это известно что неправильно (порок), и уподобление женщинам, и подобно кастрации (отрезанию полового органа)». (См. «аль-И’лям либни аль-Муткин, 1/711)

Ан-Науауи в «Шарх аль-Муслим» сказал о отпускании бороды и смысле слов «отращивайте, отпускайте»: «Их весь смысл означает — оставления её (бороды) саму по себе (так как она растет) это явно видно из хадиса и то о чём говорят его выражения и это то, что сказала группа наших товарищей и др. ученых. То что избирается (из смыслов), так это оставление бороды расти самой по себе и не подвергать её каким бы то не было укорочениям вообще…». (3/151)

3. Маликитский мазхаб

Имам Малик сказал: «Харамом является сбривание бороды, это делают только женоподобные мужчины». (См. «ат-Тамхиде»)

Шейх ад-Дасуки сказал в своем примечании к «Шарх Халиль»: «Запретны мужчине (для сбривания) борода или усы…».

Имам аль-Куртубии сказал: «Нельзя брить бороду, выщипывать её и подстригать её».

Ан-Нафрауи в «аль-Фауаких ад-Дивани» сказал: «И для тебя уже стало явным из этого, что Шафиитским мазхабом считается запрет на сбривание бороды, а слова о нежелательности опровержены и не берутся во внимании».

4. Ханбалитский мазхаб

Известно, что Имам Ахмад говорит, что отпускание бороды — уаджиб, и что можно укорачивать её если она привышает в длине один ухват рукой, как это делали сподвижники, а так же известно, что ученые этого мазхаба держатся мнения о запрете сбривания бороды.

Шейх Ибн Теймия сказал: «И является запретным сбривание бороды», а также сказал: «И исходя из достоверных хадисов, сбривание бороды является запретным, и никто это не разрешал», и также сказал в «Шарх аль-Умда»: «Что касается отпускания бороды, то её нужно оставлять и если взять (подкоротить) то, что превышает одного хвата руки, то это не является нежелательным, на это указывает, то что было преведено от Ибн Умара и это же касается того, что разлетается от неё (бороды в разные стороны)».

Ибн Муфлих сказал в «аль-Фуру’у»: «Отпускает свою бороду по мазхабу, пока её длина не станет нехорошей,(странно выглядить, необычно),но сбривание её является харамом». (1/92)

И в заключении — Хвала Аллаху Господу миров!

Источник: «Почему Ислам?»

«Анти-Суфия»

Именем Господа Единого, Милостивого ко всем и Милосердного только для муслимов в День Суда!

Хукм о бороде является самым волнующим вопросом на сегодня. Не секрет, что на этот повод очень большое количество споров. И споры эти, как обычно, разводятся именно джахилями, которые возомнили себя толибуль ъильм.

Вопрос бороды часто поднимается именно среди гладковыбритых муслимов, которые утверждают, что «борода – это одна из Сунн, и что не стоит постоянно останавливаться на таких мелочных вещах». И на самом деле, альхамдулиллях, борода – это Сунна пророка (алейхи соляту уа ссалям), однако в исламском фикхе есть большое отличие среди обязательных и желательных сунн.

Великий имам одного из мазхабов Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) подразделил Сунну Посланника Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, на следующие важные деления:

  1. Сунна мандуба (мустахабба, желательная);
  2. Сунна ваджиба (обязательная).

Совершение первой Сунны считается желательным, а нарушение ее– разрешенным (мубах). Случаи Сунны мандуба – войти в Дом Аллаха с правой ноги, почистить зубы после совершения очищения и т.п. И кто будет соблюдать их, будет вдобавок награжден Аллахом, а кто отложит, не будет на нем никакого греха.

ношение бороды в исламе по ханафитскому мазхабу

Борода — это СУННА!

А что же насчет второй Сунны (ваджиба), то обязательность её совершения находится на абсолютно всех муслимах ахлю-Сунна уаль джамаа. Ваджибаты – это, именно, то деление Сунны, касательно которой есть хадисы, несущие в себе устрашение от Аллаха для тех, кто относится к ней пренебрежительно, либо повелительные приказы (запрещения) Пророка (алейхи соляту уа ссалям). Муслим, сознательно оставляющий Сунну ваджибат, есть грешник, так как Аллах сказал:

«Пусть берегутся те, которые нарушают приказ его (Посланника Аллаха), дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!» (Коран, 24: 63).

И кто не любит какую-нибудь часть Пречистой Сунны Посланника Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, вышел из религии Аллаха и будет неверным даже, если он будет выполнять это (к примеру, чтобы не отличаться между муслимами). Нелюбовь к Сунне вызвана лишь двумя аспектами: неприязнью к Пророку (алейхи соляту уа ссалям) либо неприязнью к его сахабам (как у крайних шиитов); и оба этих явления есть большое неверие.

Вышел из религии Аллаха и тот, который утверждает, что существует такое законодательство или норма традиций и обычаев, гораздо истинные, чем закон Всевышнего. И Всевышний строго предупреждает тех, кто смеется над Кораном и Путем Его Посланника, алейхи соляту уа ссалям; Всевышний Аллах, Субханаху уа Тааля, в Коране сказал:

«Не над Аллахом ли, Его аятами и Его Посланником вы издевались? Не извиняйтесь! Вы впали в неверие, после того как уверовали»
(Коран, 9:65-66).

К этому касаются и всякого рода усмешки о Пречистой Сунной Пророка (алейхи соляту уа ссалям), также и борода («вахабит», «радикал», «басурман», «бородач», «короткошерт», «душман», «басмач» и т.д.).

Ну а сейчас перейдем, собственно, к вопросу.

Хукм о бороде

В 22 суре Корана «Хадж» говорится:

«Потом пусть они покончат со своей неопрятностью, целиком выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего храма» (Коран, 22:29).

Великий сахаб Пророка, алейхи соляту уа ссалям, Абдуллах ибн Аббас, да будет Аллах доволен ими обоими, сообщил, что под выражением«устранением неопрятности» Всевышний Господь подразумевает сбривание головы, остригание ногтей, укорочение бороды и усов к завершению хаджа. Такие же слова приведены и от Ибн Джубайра, Мухаммада ибн Кя’ба и большинства других, о чём пишет имам Мухаммад бин Джарир ат-Табари, рахимахуллах, в собственном толковании Корана.
(т. 10, стр. 149-150).

От Абдуллаха ибн Умара, да будет Господь доволен ими обоими, сообщается, что Пророк (алейхи соляту уа ссалям) повелел каждому мужчине из его общины оставлять бороду и укорачивать усы. Хадис приводится в сборниках шейха аль-Бухари («аль-Джами’у-с-сахих», № 5893), Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и остальных мухаддисов. Согласно другому варианту хадиса, передаваемом имамами аль-Бухари и Муслимом, Пророк Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, говорил:

  • «Не будьте похожими на язычников, отращивайте бороды и укорачивайте усы!»
    Относительно внешности Пророка (алейхи соляту уа ссалям) скажем, что в момент его переселения сподвижник Умар ибн аль-Хаттаб, да будет Аллах доволен им, сказал:
  • «Я увидел Пророка (алейхи соляту уа ссалям) с большой бородой».

Другие хадисы о том, что Посланник Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, якобы укорачивал или брил бороду, представляют из себя слабые (даиф) или придуманные (вымышленные) (мауду) хадисы, и никто из факихов не имеет права брать их во внимание в собственном иджтихаде (выводе исламских постановлений).

На случай если заглянуть в Сунну сахабов Посланника Аллаха (алейхи соляту уа ссалям), то сообщается, что Абдуллах ибн Умар, выполняя хадж или умру (малое паломничество), брал бороду в кулак от подбородка и подстригал всё, что было ниже данного кулака. Джабир ибн Абдилля, да будет Аллах доволен им, говорил:

«Мы постоянно отпускали бороды, исключая период хаджа и умры» (хадис от имама Абу Дауда, рахимахуллах).

И никто не сможет найти ни одного правдивого риваята о том, чтобы кто-либо из сподвижников посланника Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, сбривал или укорачивал бороду (к сведению, от неверных и нововведенцев хадисы не берутся во внимание). Наоборот, много есть достоверных хадисов, которые говорят нам, как их длинные бороды становились влажными от слёз, текущих с их глаз. Вдобавок сообщается, что в тот момент, когда Кайс ибн Са’д (сын Са’да ибн Убады) дорос до полового развития и сподвижники узнали, что у него не появляется борода, они промолвили:

«Наш Кайс – хороший человек, если бы не один недостаток: у него нет бороды. Если бы мы знали, что борода продаётся где-то за дирхамы, то сложились бы для того, чтобы купить ему бороду!»

Таби’уны (второе поколение муслимов, следующих за сахабами) тоже подстригали немного свои бороды лишь к завершению хаджа или умры; они укорачивали их, взяв в кулак, далилем на это приходится вышеприведенный нами хадис Абдуллаха ибн Умара, да будет Аллах доволен ими обоими. Так же нужно добавить, что Абдуллах ибн Умар являлся из тех самых учеников Посланника Аллаха (алейхи соляту уа ссалям), подражавшим его действиям в буквальном смысле слова во всяком поступке, чтобы он не совершал. Так, к примеру, Абдуллах ибн Умар, радиаллаху анху, разузнал, что возле Медины растет дерево, под тенью которого Пророк, алейхи соляту уа ссалям, прохлаждался, и он (Абдуллах ибн Умар) ежедневно посещал это дерево, чтобы полить его водой, дабы оно не высохло.

Вдобавок скажем, что фундаментом разделения хадисов Посланника Аллаха (алейхи соляту уа ссалям) на Сунна мандуба (желательное) и Сунна ваджибат (обязательное) представляет из себя именно его призыв к нам выполнять тот или иной поступок. Так, к примеру, относительно окрашивания в цвет бороды Посланник Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, сказал:

«Лучшим из того, чем вы будете закрашивать седину, являются хна и катам».
(Ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).

А в отношении отращивания бороды Посланник Аллаха (алейхи соляту уа ссалям) повелел своей общине это утвердительным образом. Вот почему праведные предшественники (ас-саляфу ас-солих) единогласным мнением говорили про бороду одним из ваджибатов. А праведный имам аз-Захаби, да смилуется над ним Аллах, отнёс сбривание бороды в категорию больших ослушаний Аллаха (иснад «аль-Кябаир»).

Воззрения кибар уляма ахлю-с-Сунна уаль джамаа в теме укорачивания бороды разветвились: некоторая часть из их числа воспрещает совершать это и в период хаджа. Эти уляма аргументируют свою точку зрения тем, что нет правдивого хадиса о подстригании бороды Посланником Аллаха (алейхи соляту уа ссалям), а что касается поступка Ибн Умара и остальных сахабов, то у них свой иджтихад, и в нем они сделали ошибку. Но многие учёные советуют подстригать бороду в завершении хаджа или умры, однако не дают данному действию статус ваджибат.

Густая борода и коротенькие (или же их нет) усы – основное, что выделяло лица сахабов и таби’унов от обликов ахлюль Китаб, мушриков, безбожников и отколовшихся муслимов. Особо ошибаются те, кто утверждает, что борода – это доисламский обычай жителей Аравии, потому что Посланник Аллаха (алейхи соляту уа ссалям) собрал в их мировоззрении только те обычаи и устои, не выходящие за границы Закона Аллаха. Несомненно, Абу Джахль (враг Аллаха, родственник Умара ибн аль Хаттаба, да будет Аллах доволен им) и Абу Ляхаб (проклятый дядя посланника Аллаха, алейхи соляту уа ссалям, в суре «Масад, Пальмовые волокна») имели бороды, однако они не укорачивали усы, так же, как и не преклонялись пред Всевышним Господом!

ношение бороды в исламе по ханафитскому мазхабу

Хукм о бороде в Исламе

Конечно, есть особенные обстоятельства, в которых муслимам разрешено укорачивать бороды (в частности, при ношении респираторов, специальных масок врачей), однако – это лишь с одобрения ученых, постановляющих хукмы для любой особой ситуации. Горе муслимов сегодняшних времен – в том, что они разрешают для себя и остальных многие харамные, порицаемые (макрух) или сомнительные дела (как и запрещают халяльное), не спрашивая об этом у обладателей религиозных знаний. Так, один, пробыв в окружении неверных, полагает разрешенным сбривание бороды, второй – поедание сала, крови и мертвечины, третий же – ношение амулетов и одежды, не закрывающей аурат и т.п.

Заканчивая эту статью, хотелось бы привести слова четырёх больших имамов (основоположников мазхабов) и их верных последователей по теме бороды. Заметим попутно, что сегодня муслимы могут именовать себя ханафитами, маликитами, шафи’итами или ханбалитами, пренебрежительно относясь к более чем половине хукмов собственного мазхаба (неверный Карл Маркс однажды говорил о нескольких коммунистах его времени: если они – марксисты, то я не марксист).

Мухаммад ибн аль-Хасан аш-Шайбани, один из учеников имама Абу Ханифы, да помилует Аллах его, сказал:

«Каждый раз, когда Абу Ханифа совершал хадж, он сбривал бороду, взяв её в кулак, после чего он подстригал усы. И поэтому мы используем такой же способ в период хаджа».

Само же сбривание бороды имам Абу Ханифа, да смилуется над ним Аллах, внёс в категорию «макрух тахрими» (нежелательные поступки, близкие к хараму). Один из больших ханафитских улемов Ибн Абидин, да смилуется над ним Аллах, говорил по этому вопросу:

«Что касается подстригания бороды короче, чем до уровня сжатого кулака, то это – поступок некоторых марокканцев и гермафродитов из числа мужчин, и он не дозволяется никому».

Имам Малик ибн Анас, да помилует Аллах его, пишет:

«От Абдуллаха ибн Умара сообщается, что Посланник Аллаха (алейхи соляту уа ссалям) повелел держать бороды и укорачивать усы», целиком разделив мнение Абу Ханифы в том, что укорачивать бороду разрешено только лишь паломнику и только до уровня сжатого кулака. Маликитский имам аль-Хаттаб аль-Малики, да смилуется над ним Аллах воспрещал как сбривание бороды, так и сбривание усов (по его воззрению, усы разрешено лишь подстригать).

Имамы аш-Шафи’и и Ахмад, да помилует Аллах их, также держали бороды и повелевали это своим ученикам (притом имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, возвысил бороду на уровень фарда (обязательное)). Шейхуль-ислам ибн Теймия сопоставил сбривание бороды с тем, что женщина станет налысо сбривать голову, потому что борода является «фитра таби’ийя» (природным внешним свойством). Мужчина с гладковыбритым подбородком уподобляется женщине с лысой головой, о которых пророк (алейхи соляту уа ссалям) говорил (хадис от Абдуллаха ибн Аббаса, переданный имамом аль-Бухари):

«Аллах проклял мужчин и женщин, которые пытаются походить друг на друга».

Вся хвала Единому Господу миров.

Хвала Аллаху. Его мы восхваляем и к Нему взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого поведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение, а кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого достойного поклонения, кроме Аллаха, нет у Него сотоварища. И свидетельствуем, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем: 

Сегодня выполнение человеком сунны Посланника Аллаха (благословит Его Аллах и приветствует), а в частности ношение бороды и подкорачивание брюк для многих людей является признаком Вахабизма. Самое удивительное, что такие слова можно услышать не от простых людей, которые не разбираются в Исламе, а от имамов мечетей, которые изучали ханафитский мазхаб в медресе. По причине этого многие мусульмане не знают истинного положения бороды и ношение одежды ниже щиколоток мужчинами в ханафитском мазхабе. По этой причине я счел, необходим немного разъяснить, с позволения Аллаха, суть этого вопроса, дабы исправить неправильные взгляды.

Прежде всего, необходимо знать какие хукмы существуют в ханафитском мазхабе, во всех мазхабах, кроме ханафитского существует пять хукмов: Уаджиб/Фарз (обязательно, а за оставление человек берет грех), Мустахаб (желательно), Мубах (дозволено), Макрух (порицаемо) и Харам (запрещено, за совершение харама, человек берет грех). В то время как в ханафитском мазхабе сущесвует семь хукмов: Фарз, Уаджиб, Мустахаб, Мубах, Макрух танзихан, Макрух тахриман и Харам.

Главные отличия: 

Фарз и Уаджиб в ханафитском мазхабе отличаются друг от друга, Фарз это обязательное выполнение, а Уаджиб обязательное, но не в крайней форме как Фарз.

И так же в ханафитском мазахбе есть деление Макруха на Танзихан и Тахриман. Макрух Танзихан ближе к Мубаху, то есть соответствует обычному макруху как в других мазхабах, а Макрух Тахриман очень близок к Хараму и человек берет за него грех, но этот грех меньше чем за совершение Харама.

Хукм бороды 

Что касается бороды, то по ханафитскому мазхабу отпускать бороду является уаджиб, то есть брить её это макрух тахриман, и это иджма ученых ханафитов, то есть мужчина берет грех за бритье бороды.

Мухаммад ибн Хасан сказал: «Абу Ханифа сообщил нам от Аль-Хайсама от Ибн Умара, да будет доволен ими Аллах: «То, что он брал в руку бороду, и отрезал все что было под ней (рукой).» Мухаммад сказал: «Этого мы и придерживаемся и это слова Абу Ханифы»»” (См. «Аль Асаар» 900)

Ибн Аль Абидин сказал: «Брать от бороды (то есть укорачивать её) без взятия её в руку (то есть меньше одного ухвата руки). как это делают некоторые Морокканцы и женоподобные мужчины, никто этого не разрешал» (См. “Аль Хашия” 2/417) А так же он сказал: «Запрещается мужчине отрезать свою бороду (полностью)»

Хукм о ношение одежды ниже щиколоток мужчинам Ханафитские ученые разошлись во мнениях, одни ученые считают ношением одежды ниже щиколоток макрухом танзихан, а другие макрухом тахриман, однако в любом случае это как минимум является нежелательным действием.

Мнение о том, что ношение одежды ниже щиколоток является Макрухом Тахриман

Муфтий Сухайл Тармахомед: «Согласно мнению большинства мухаддисов и факихов, запрет для мужчин на брюки, опускающиеся ниже щиколоток, действует всегда, независимо от того, делается ли это из чванливости или нет, во время намаза или вне его…

И в заключение необходимо отметить, что мужчинам недозволенно волочить брюки ниже щиколоток, даже если это сделано без гордыни или чванливости.» (Джамиат-уль Уляма, Дар уль-Ифта)

Ашраф Али Танави: «Более того, это упоминается во втором хадисе в начале этой статьи то, что щиколотки являются нижним лимитом. Условие высокомерия не было упомянуто в этом хадисе, наоборот слова Пророка (благословит Его Аллах и приветствует) являются безоговорочными, что доказывает то, что будь то это вместе с гордыней или без неё, ношение одежды ниже щиколоток запрещено в любых формах.

Да, если ношение одежды ниже щиколоток делается с гордыней, наличие другого греха как высокомерия сделают этот грех еще хуже, это уже отдельный вопрос. Без высокомерия только один грех останется. Нету возможности того, что это разрешено. Если кто-то хочет сказать, что мы рассматриваем мутляк передачу, так же как и мукаяд, ответ на это то, что этот вопрос был установлен в основах ханафитского фикха, с доводом что мутляк остается неограниченым в его применении. В общих словах, нету возможности на разреженность этого.» (см. «Ислях Ар-Русум» 8/1/28-30)

Мнение о том, что ношение одежды ниже щиколоток является Макухом Танзихан

Муфтий Таки Усмани: «Эти слова хадиса используются как довод на то, что те, кто полагают, что ношение одежды ниже щиколоток является только макрухом, макрухом тахриман, когда это делается вместе с высокомерием. Когда же это делается без высокомерия, то это не является макрухом тахриман, а является макрухом танзихан. Это мнение, которое предпочли Ан-Навави, Аль Айни, Ибн Аль Малик и Али Аль Кори» (См. «Такмилату Фатх Аль Мульхим» 4/105-108)

Из Фатава Аль Хиндия: 

“Необходимо чтобы изар был выше двух лодыжек выше половины голени и это то, что касается мужчин. Что касается женщин, они должны опустить свою одежду ниже одежды мужчины, для того чтобы прикрыть верхнюю часть ноги (голеностопа). Если мужчина не опускает одежду ниже щиколоток из-за высокомерия это является макрухом танзихан.” (См. “Фатава Аль Хиндия” 5/333)

Абу Бакр Аргыни 

ВСЕ НОВОСТИ

Оценка 5 проголосовавших: 7
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here