Мужик с синей бородой

Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "мужик с синей бородой" с полным описанием и рекомендациями.

Вспомним сюжет этой сказки Шарля Перро, впервые изданной в 1697 г. Жил-был очень богатый господин, но из-за синей бороды, делавшей его гадким и страшным, он никак не мог обрести подругу жизни. Его прель­щали дочки почтенной дамы, жившей по соседству. Он сватался к ним, получил отказ, но проявил настойчивость: устроил в своём замке им и всей респектабельной соседской молодёжи целую неделю развлечений. Акция удалась, и младшенькая дочка сдалась. Сыграли свадьбу, медовый месяц прошёл отлично. Молодая была счастлива, но муж собрался по делам и «по­просил её хорошенько развлекаться в его отсутствие, пригласить своих подруг, поехать с ними в загородный замок, если ей захочется, и всюду делать всё, что ей вздумается». Муж запретил лишь посещать одну комнатку в замке, пригрозив страшными карами. Жена пригласила подруг, и, пока они завидовали её богатству, обходя замок, она устремилась к запретной комнатке. Что она там увидела? «Весь пол покрыт свернувшейся кровью, в которой отражались трупы нескольких женщин, висевшие на стенах». Это были прежние жёны Синей Бороды, убитые им. От страха она уронила ключ, запачкав его кровью. Смыть её, как ни старалась, не смогла. Внезапно вернувшийся муж, увидев ключ, всё понял и предложил супруге быстрее готовиться к смерти. К счастью, подоспели её братья и всё закончилось удачно – они убили злодея, а жена, унаследовав его несметные богатства, удачно вышла замуж снова да ещё и спонсировала сестру и братьев.

мужик с синей бородой

Садо без мазо

Реальным прообразом Синей Бороды часто считают богатейшего барона и маршала Франции Жиля де Рэ. В 1440 г. его казнили за жуткие преступления. Продав душу дьяволу и став алхимиком и чернокнижником, он проводил чудовищные обряды, в процессе которых пытали и убивали детей. Сам де Рэ принимал в них активное участие, к тому же занимался содомией и некрофилией. Барон сознался примерно в 800 убийствах, но судьи решили, что их было около 150. Более жуткой фигуры в истории Франции не было. 

Но одновременно Жиль де Рэ был чуть ли не национальным героем. Звание маршала он заслужил своей отвагой в Столетнюю войну. Более того, он был ближайшим подвижником Жанны д’Арк и сопровождал её почти во всех битвах. Именно ему доверили почётную миссию  доставить елей для миропомазания Карла VII во время его коронации в Реймсе в 1429 г. Но в начале 30-х он отходит от доблестных дел, живёт поочерёдно в своих замках, коих у него было больше, чем у Синей Бороды, и пускается во все тяжкие. Окружает себя частной армией, огромной свитой и даже штатом священников. Его образ жизни и выезды похожи на королевские. А в запретных комнатах замков творятся жуткие вещи.

мужик с синей бородой

Маршал Франции Жиль де Рэн Фото: www.globallookpress.com

В отличие от сказочной Синей Бороды де Рэ убивал не жён, а детей. А единственную жену отправил в монастырь. Почему же Перро «наградил» героя синей бородой и почему мы отождествляем его с бароном де Рэ? Можно было бы предположить, что синюю бороду для героя великий сказочник придумал точно так же, как красную шапочку для крестьянской девочки и сапоги для кота. В народных сказках, на основании которых они написаны, кот совершает подвиги босиком, а у девочки голова не покрыта. «В памяти людей Рэ остался легендарным монстром. В краю, где он обитал, эта память смешалась с легендой о Синей Бороде», – объясняет эту коллизию Жорж Батай, известнейший философ и автор самой полной книги о Жиле де Рэ. По его мнению, между героем сказки и реальным бароном «нет ничего общего». И это похоже на правду. 

Отцы и дети

Гораздо ближе к сказке Перро легенда о Коморе – короле Бретани, правившем в VI веке. Он женился на некой Трифимии, потом ставшей католической святой. Когда она забеременела, ей было видение прежних семи жён короля, убитых им. Они уговорили её бежать. Комор догнал жену и, узнав о беременности, отрубил голову. А отец с помощью святого Гильдаса её воскресил. Поэтому святую часто изображают без головы – она дер­жит её в своих руках. В этой легенде отсутствует только запретная комната, но на сказку она похожа больше истории Жиля де Рэ.

Но почему Комор убивает жён, узнав об их беременности? Этот мотив встречается очень широко в мифологии. Древнегреческому богу Кроносу предсказали, что его свергнет сын. Дабы избежать этого, он проглатывал только что родившихся детей. Но вместо одного из них мать подсунула ему камень, завёрнутый в пелёнки. Кронос проглотил его, ребёнок спасся и потом действительно сверг отца и стал главным богом на Олимпе. Это был Зевс. Но и он получил пророчество, что будет свергнут сыном. Чтобы сохранить власть, Зевс съел супругу, когда она забеременела. В результате он унаследовал от неё… беременность. Но родилась девочка, правда, муже­подобная. Это была Афина. Она появилась из расколотой головы Зевса сразу в боевом снаряжении – в шлеме, со щитом и копьём.

мужик с синей бородой

Кронос, детей пожирающий. Public Domain.

А вот среди сказок точного прообраза «Синей Бороды» нет. Есть сказки с запретными комнатами, в которых убивают, расчленяют, а потом воскрешают. Но в отличие от Перро делают это не только мужья, но ещё и животные, разбойники или какие-нибудь нелюди и посланцы из иного мира. Главным в них специалисты считают не образ мужа, а тот беспредел, который происходит в запретной комнате. Вот что видит героиня сказки братьев Гримм «Диковинная птица», которая была обезглавлена, а потом спасена: «Посреди комнаты стоял огромный таз, полный крови, и в нём лежали тела людей, разрубленных на части, а рядом с тазом поставлен был обрубок дерева и около него положен блестящий топор». 

Подобных картин много в сказках разных народов, в том числе и у нас. Владимир Пропп, самый влиятельный специалист по сказкам в мире, видел в этом феномен так называемой временной смерти. Его проводили во время посвящения: человека убивали, разрубали на части, потом собирали и воскрешали. Понятно, это делали понарошку, но под действием галлюциногенов или других психотехник посвящаемый воспринимал это буквально. Для большей уверенности, что с ним совершали экзекуции, ему могли отрезать палец, нанести несколько шрамов, оставить другие знаки насилия. В результате посвящаемый возрождался новым, другим человеком. Такие серьёзные ритуалы с расчленёнкой и сдвигом сознания обычно проводились при по­священии в шаманы. Проходили они часто в запретной комнате – как в сказке. В особых мужских домах, где этим занимались, такие помещения часто были. Это наблюдали у архаичных народов,  практиковавших такие обряды даже в XIX-XX вв. В незапамятные времена этим занимались и предки т. н. цивилизованных народов. Осколки воспоминаний об этом остались в сказках. 

Конечно, всё это чтение не слишком подходит детям в наше жёсткое время. Но помнить об этом нужно, ведь социальные психологи утверждают: то, что было однажды, может повториться. И сегодня уже возрождаются дикие обычаи. В Сирии террористы едят сердца убитых врагов, а в Дании публично убивают и вскрывают животных на глазах у детей. В детских книжках уже вовсю рассказывают об эвтаназии, насилии, гомосексуализме, наркозависимости. В Швеции писатели гордятся, что научились изображать детей злыми и неприятными. Стоит ли нам идти по этому пути или открыть другие книжки?

В ближайших номерах читайте о том, на каких сказках надо воспитывать детей.

Есть люди, что называется, «с дурным характером». На самом деле он вовсе не такой уж плохой (хотя, действительно, сложный). Просто они сотканы из противоречий: мелочные и великодушные, способные к монотонной работе и ко взрывам раздражительности, искренние и порой до лицемерия правильные, требовательные и готовые все пустить под откос… К ним надо знать ключ, и тогда с ними вполне можно иметь дело. Леонид Кроль, создатель проекта «Мастерская коучинга» и профессор магистерской программы «Психоаналитический коучинг и консультирование» в Higher School of Economics, познакомиться предлагает с Синей Бородой и формулирует наиболее эффективные правила общения с представителями этого типажа.

Синяя Борода жесток и сентиментален. Чтобы увидеть чувства, надо разъять, оторвать у мухи лапки… Проявить жестокость, чтобы почувствовать жалость. Это для него написан стих Маяковского про собаку, которая в конуру несет отрезанную поездом лапу.
По этой же причине сочетает в немыслимой пропорции ханжество и развратность и может измучить своими ласками.

Психологические особенности

► Искренность на разрыв, но при этом подглядывание: «Верят ли?» Казалось бы, невозможное сочетание искренности и фальши. Желание быть хорошим и правильным, грешить и каяться. Постоянная оппозиция чистоты и грязи. Или идеальная чистота, или все это притворство.

► Про себя почти ничего не знает. Каждый раз, падая в канаву, считает, что виновата канава.

► Очень скрытен, причем и от самого себя. Иногда по непонятной причине или по инерции зашифровывает самые простые вещи (как та сотрудница секретного завода, что до сих пор сжигает на свечке документацию).

► Сочетание монотонности со взрывом. Агрессию проявляет редко, неожиданно, резко меняя тон. Стоит это отмечать и приветствовать, снимая чувство легко возникающей вины.

► Постоянно подчеркивает, какой он хороший, как много делает для людей. Впадает в «блаженство», когда говорит об этом. Выслушивать слеует без иронии и по возможности недолго.

► Больше всего его интересуют решительные повороты, отгадки поведения. Резонанс и непосредственное ощущение других ослаблены, а нормативная база повышена. Должен часто сверяться с тем, все ли в порядке. Для этого любит проверять людей: хороший или нет? Он ищет себе «наставника» по узким вопросам, причем такого, чтобы не имел много власти, скорее консультанта, зависимого от него, подчиненного.

► Во многом живет декларациями и «идеологическими кампаниями», которые с трудом отличает от реальности. Вообще часто путает означаемое и знак, содержание и выражение. Поэтому мелочи часто раздуваются и выходят на первый план.

► Принципиально скромен, просто одевается, не любит лишней обслуги (если она есть – очень демократичен).

Как общаться с Синей Бородой

► Особенное значение имеет с ним правило первых трех минут: он будет тревожно принюхиваться, как царь, которому подали чашу – и он проверяет, не отравлено ли вино. Так будет повторяться на каждой встрече, хотя и в меньшей степени. Все-таки он привыкает, хотя и не быстро. Но с параметрами доверия и подозрительности (ревности) нужно быть особенно внимательной.

► Ему нужны не покорные рабы, а умные друзья! Именно умный человек всегда будет помнить о ревности и вспыльчивости и стараться не вызывать этих приступов неадеквата.

► Любит подробное описание мелочей, когда из них складывается целостная картина, это будто добавляет ему оптики. Он вдруг будто «выходит на поверхность», оглядывается и получает новый кругозор (которого ему хватает на какое-то время).

► Пребывает в состояниях то монотонности, когда сложно отвлечься и весь в текучке, то охотника, с резким скачком напряжения. Стоит быть готовым к внезапным переключениям и к следованию за его состояниями.

► Не любит черновики, но можно увлечь в совместной работе. Должна быть уверенность в достижимости. Плохо переносит неопределенность, но не настолько, чтобы ее избегать (иногда вполне азартен). Неопределенность и пугает, и манит – как и вообще судьба, власть которой признает.

► Создается впечатление, что он живет в лабиринте, с запасными ходами, хотя считает себя очень прямым и простым. Работая с ним, надо быть готовой к сложной карте маршрута и разбору самых разных ее поворотов.

► Особенно важно искренне выражать симпатию и хорошую память на детали; часто он устраивает спонтанные проверки, хотя и имеет большой допуск доверия – оно может внезапно иссякать.

► Обязательно надо быть готовой к его дисфории и перепадам настроения. Чем они ярче выражены, тем больше не хочет их видеть и скрывает.

► Его зоной турбулентности является резкий всплеск раздражительности, тогда же возникают слепые пятна восприятия, он легко принимает подозрительное за реальность. В этот период надо общаться с ним ровно и спокойно, с нейтральной поддержкой и на возможной дистанции. Во время приступа – никакого юмора и попыток переубедить.

► Однолюб, мономан. Сосредоточен на одной работе, одной семье (зачастую поздней), стабильном круге сотрудников. Раскачать и предложить ему нечто новое нужно в как можно более готовом виде, но до этого дать ему дорасти.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 22 ноября 2016; проверки требуют

28 правок

.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 22 ноября 2016; проверки требуют

28 правок

.

Си́няя Борода́ (фр. La Barbe bleue) — французская народная сказка, легенда о коварном муже, литературно обработана и записана Шарлем Перро и впервые опубликована им в книге «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями» в 1697 году. Прототипом персонажа мог послужить французский барон и маршал Жиль де Рэ, казнённый по обвинению в многочисленных убийствах.

По классификации Аарне — Томпсона этот сюжет имеет номер 312.

Сказка послужила основой для ряда театральных версий. Наиболее известные — одноименная оперетта Жака Оффенбаха и опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода». В обоих случаях сюжет сильно изменён: в оперетте — в ироническом ключе, а в опере — в философски-мистическом.

Сюжет

Богатого аристократа по прозвищу Синяя Борода боятся женщины: во-первых, из-за синего цвета бороды, за который он и получил такое прозвище, во-вторых, из-за того, что судьба семи его бывших жён остаётся неизвестной. Он сватается к одной из дочерей соседки, благородной дамы, предлагая матери самой решить, какую из дочерей выдать замуж. В страхе перед ним ни одна из девушек не решается выйти за него. В итоге, завоевав сердце младшей дочери, господин играет с ней свадьбу, и она переезжает к нему в замок.

Вскоре после свадьбы господин, собираясь уехать по делам, отдаёт жене ключи от всех комнат, в том числе от таинственной каморки внизу, под угрозой смерти запретив входить туда. В отсутствии супруга молодая жена не выдерживает, открывает дверь и обнаруживает там лужу крови и тела всех пропавших жён Синей Бороды. В ужасе она роняет ключ в лужу крови и, придя в себя, пытается оттереть кровь. Но поскольку этот ключ волшебный, у неё ничего не получается.

Неожиданно Синяя Борода возвращается раньше времени и по волнению супруги догадывается, что она нарушила запрет. Увидев кровавое пятно на ключе, он выносит жене смертный приговор. Она просит у него семь минут, чтобы помолиться перед смертью, а сама посылает старшую сестру на башню следить, не приехали ли братья. У Синей Бороды кончается терпение, он хватает жену, но в этот момент приезжают её братья и убивают его.

Варианты сюжета

Английский сюжет сказки слегка отличается от французского. Там Синяя Борода просто похищает случайно встретившуюся ему по дороге красивую девушку и насильно делает её своей женой. Все слуги в замке Синей Бороды — продажны, кроме одной прекрасной пастушки, с которой молодая хозяйка сдружилась. Синяя Борода уезжает, оставляя жене ключи, и запрещает открывать единственную каморку. Хозяйка и пастушка за неделю до возвращения Синей Бороды в замок, из любопытства открывают каморку и видят трупы женщин, которые висят на семи крюках, восьмой крюк свободен. В ужасе молодая женщина выпускает из рук ключ, он падает и оказывается замаран в крови. Девушки пытаются оттереть кровь, но чем больше моют, тем ярче становится пятно, и его никогда не стереть с волшебного ключа. Поняв, что госпоже не избежать наказания, пастушка посылает говорящую сойку со страшной вестью братьям своей госпожи. Синяя Борода возвращается и точит нож, чтобы убить непослушную жену. Пастушка напряжённо смотрит с башни, не едут ли братья хозяйки. В последний момент братья всё же успевают. Происходит битва: два брата сражаются с Синей Бородой, и его зловещими тремя псами-догами, большими и сильными, как быки, целый час. Однако братьям удаётся победить, и убить их. Они увозят домой сестру и юную пастушку, на которой младший брат с благословения родителей женится. И пастушка получает в свадебное приданое замок Синей Бороды.

Происхождение сюжета

Существуют две традиционные версии происхождения персонажа Синей Бороды, и обе они восходят к печально известным личностям из Бретани.

Согласно первой, прототипом легенды послужил Жиль де Рэ, живший в XV веке и казнённый по обвинению в убийстве нескольких своих жён и ритуальных убийствах от 80 до 200 мальчиков с целью вызова демонов. Стоит отметить, что данные обвинения скорее всего были сфальсифицированы. Так, жена у него была только одна, а в народе после его ареста и смерти ходила сказка, что дьявол выкрасил его русую бороду в синий цвет, за то что тот убил шесть своих жен, а археологи, при обследовании его замка, не нашли никаких останков, свидетельствующих о массовых убийствах и захоронениях. Возможно, барона оговорили по заказу короля Карла VII, бывшего другом де Рэ, а впоследствии — его врагом. В 1992 году французские учёные добились исторической справедливости — организовали новый «посмертный суд» в сенате Французской Республики. Тщательно изучив документы из архивов инквизиции, трибунал из нескольких парламентариев, политиков и историков-экспертов полностью оправдал маршала де Рэ.

Согласно второй версии, легенда связана с правителем Бретани Кономором Проклятым, чья жена Трифина обнаружила секретную комнату в его замке, где находились трупы всех трёх его бывших жён. Духи сообщили ей, что они были убиты во время беременности. Забеременев, Трифина сбегает, но Кономор ловит её и обезглавливает.

Нельзя не отметить, что косвенное влияние на формирование сюжета также оказала судьба двух жен короля Генриха VIII, Анны Болейн и Екатерины Говард, казненных по приказу своего супруга за супружескую и государственную измену. В некоторых иллюстрациях и экранизациях сказки визуальный образ Синей Бороды очень сильно перекликается с внешностью и костюмом Генриха VIII.

Русский перевод

На русский язык сказка была переведена И. С. Тургеневым и впервые опубликована в книге «Волшебные сказки Перро» в 1866 году.

Экранизации

  • Немой короткометражный фильм-сказка Жоржа Мельеса «Синяя борода» (фр. Barbe-bleue) 1901 года — первая экранизация романа. В главной роли сам Жорж Мельес.
  • В 1951 году фильм «Синяя Борода (фильм)».
  • В 1972 году вышел фильм «Синяя Борода» с Ричардом Бёртоном в главной роли. Музыку к фильму написал Эннио Морриконе.
  • В 1973 году Вальтер Фельзенштейн снял на студии DEFA фильм «Ritter Blaubart», в основе которого лежит его собственная постановка оперетты Жака Оффенбаха в Комише опер 10-летней давности.
  • В советском мультфильме «Очень синяя борода» все жёны сами доводили Синюю Бороду до того, что он расправлялся с ними. Главного героя озвучил Михаил Боярский.
  • Шестнадцатый эпизод первого сезона японского аниме-сериала Сказки братьев Гримм, является почти дословной экранизацией сказки.
  • В 1996 году мультфильм «Последняя жена синей бороды», Украина, Франция.
  • В 2008 году был выпущен фильм «Синяя борода», в котором, в частности, снялся Дмитрий Исаев.
  • В 2002 вышел комикс «Fables», где Синяя Борода один из главных героев.
  • В 2012 на канале НТВ вышел 218 выпуск программы «Следствие вели», в которой Леонид Каневский рассказывал о маньяке, убивавшем девушек, которые хотели выйти замуж. Маньяк оставлял на губах жертв синюю нить, символизируя Синюю Бороду.
  • В 2013 году на основе комикса «Fables» была выпущена компьютерная игра «The Wolf Among Us», в которой Синяя Борода является одним из главных персонажей.
  • В 2014 году вышел одноимённый российский мультфильм.
  • Четвёртый эпизод первого сезона телесериала Гримм открывается цитатой: «Здесь она остановилась, размышляя… но соблазн был настолько велик, что она не смогла его преодолеть», что является отсылкой к оригинальной сказке. Данная серия является иной интерпретацией сказки.
  • В анимационном сериале Fate/Zero Синяя борода (Жиль де-Рэ) был призван в качестве слуги класса «Кастер». Его Мастер — Урю Рюуноскэ, серийный убийца, который случайно произвёл ритуал призыва, использовав кровь убитой им семьи.
  • В фильме «Багровый пик» герой Тома Хиддлстона женился на богатых одиноких девушках, которых убивала его сестра, в исполнении Джессики Честейн.
  • В дораме “Силачка До Бон Сун”,встречается синяя борода,точнее маньяк который пытается подражать ему.

Примечания

Литература

  • Тогоева О. И. Сказка о Синей Бороде // “Истинная правда”: языки средневекового правосудия. — М.: Наука, 2006. — С. 182-221.
  • Эстес К. П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях / Пер. с англ. Т. Науменко. — К., М.: ИД «София», 2003. — 496 с. — 5000 экз. — ISBN 5-9550-0014-3.

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Синяя Борода

Оценка 5 проголосовавших: 7
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here