Можно ли красить бороду мусульманину?

Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "можно ли красить бороду мусульманину?" с полным описанием и рекомендациями.

Дозволено ли мужчине пытаться скрыть свой возраст, крася волосы и бороду?

можно ли красить бороду мусульманину

«Тот, кто поседел, будучи мусульманином, будет прощен» (Имам Раббани).

Вопрос от Мусы:

Дозволено ли мужчине пытаться скрыть свой возраст, крася волосы и бороду?

Ответ:

Если человек, будучи мусульманином, дожил до седых волос, то это хорошо. Так как в хадисах по этому поводу говорится следующее:

«Не выдергивайте поседевшие волосы! Так как каждый поседевший волос на голове мусульманина, станет для него источником света в судный день. И за каждый такой волос будет прощен один грех и будет записано одно вознаграждение» (Тирмизи).

«Не выдергивайте поседевших волос, так как они нур мусульманина» (Тирмизи).

«Каждый седой волос, который был выдернут для того, чтобы скрыть старость, в судный день превратится в штык, втыкаемый в тело этого человека» (Дайлями).

«Тот, кто поседел, будучи мусульманином, будет прощен» (Имам Раббани).

Для человека является большой милостью состариться мусульманином, поэтому лучше не красить волосы или бороду, без крайней необходимости. Так как в хадисах говорится:

«В судный день Аллах Всевышний не посмотрит на того, кто красил свои волосы и бороду в черный цвет» (Ибн Саид).

«Тот, кто выдергивал волосы или бороду, или красил их в черный цвет, не будет иметь никакой доли перед Аллахом» (Табарани).

Исламские алимы считали дозволенным для мужчин окрашивание волос и бороды в любой цвет, кроме черного. И даже были алимы, которые считали допустимым окрашивание волос и бороды в черный цвет, для того, чтобы казаться красивее. В качестве доказательства они приводили следующий хадис: «Аллах – Прекрасен, и любит прекрасное».

Однако категорически запрещено окрашивать волосы или бороду из высокомерия. Окрашивание для того, чтобы казаться красивее, подразумевает устранение того, что может оттолкнуть других людей, или вызвать у них чувство отвращения.

Islam-Today

Борода с давних времен считалась символом мужественности. В некоторых культурах чисто выбритое лицо даже вызывало отвращение и становилось объектом насмешек. Но с течением времени отношение к бородатым мужчинам менялось, и сейчас каждый человек имеет возможность самостоятельно выбирать, каким будет его внешний вид. Однако в определенных религиозных течениях существуют особые правила по поводу того, как должен выглядеть истинно верующий представитель конфессии. Довольно острой темой для споров, особенно среди молодежи, является борода. В исламе на этот счет нет единства мнений, поэтому мы попробуем немного прояснить данную тему.

можно ли красить бороду мусульманину

Ислам: традиционное отношение к бороде

Важность бороды в исламе особо подчеркивается многими религиозными деятелями. Они ссылаются на то, что еще пророк Мухаммад повелевал мужчинам носить бороды, чтобы отличаться от язычников. Поэтому и воспринимается эта рекомендация как правило, которому необходимо следовать, чтобы заслужить одобрение Аллаха.

Но не стоит так просто и поверхностно рассматривать ношение бороды в исламе. Чтобы разобраться в вопросе, необходимо иметь некоторые знания о том, каким образом формировалось это религиозное течение, а также в какой временной промежуток это происходило. Дело в том, что в период жизни пророка Мухаммада аккуратная растительность считалась неизменным атрибутом настоящего мужчины. Отращивание бороды было тем действием, которое позволяло юноше ощутить себя взрослым и самостоятельным мужчиной. Только в этом случае ему было позволено заводить семью и жить своим домом.

Подобное отношение к растительности на лице было не только у мусульман. Например, в Древней Руси мужчина должен был тщательно следить за собой и ни в коем случае не брить бороду и усы. Это считалось большим позором, хотя и не имело никакого отношения к религиозным обрядам. Историки относят данный факт скорее к культурным традициям.

А вот для мусульманина растительность на лице – это особенный атрибут, доказывающий его веру в Аллаха. Вот только, несмотря на понимание того, насколько важна борода в исламе, обязательно ли ее ношение, вам никто не скажет. Будет ли грехом избавление от нее? Как определить грань между выполнением заветов пророка Мухаммада и правилами, которые диктует современное общество? Попробуем разобраться.

Хадисы: что этот такое?

Способны помочь узнать, насколько важна борода в исламе, хадисы. Каждый правоверный мусульманин хорошо знает, что это такое. Но если вы не сильны в религиозных терминах, то мы готовы восполнить данный пробел.

Хадисами называют предания о словах пророка Мухаммеда, которые регулируют все стороны жизни правоверного мусульманина. Хадисы передавали мнения и высказывания пророка о тех или вещах, а их достоверность подтверждалась порядочностью и богобоязненностью человека, передающего данные слова.

Если человек не вызывал у общины доверие, то хадисы не могли считаться достоверными и тщательно перепроверялись. Порой их вовсе отвергали как источник сведений о пророке Мухаммаде. Со временем в исламе даже образовалось такое течение, как хадисоведение. Оно включает в себя изучение самих хадисов и их передатчиков. Для этого выработана особая методология, которая особенно активно используется мусульманскими учеными.

Так как пророк Мухаммад рассказывал обо всем, что должен делать правоверный мусульманин, чтобы заслужить одобрение Аллаха, то естественно, что в хадисах упомянуто и о растительности на лице мужчин.

можно ли красить бороду мусульманину

Хадисы о бороде

Стоит заметить, что пророк Мухаммад довольно часто упоминал о личной гигиене мусульманина. Он утверждал, что правоверные являются примером для других людей, поэтому должны выглядеть опрятно и аккуратно. В одном из хадисов указано, что верящий в Аллаха обязан брить усы и отращивать бороду. Это будет отличать его от язычников и многобожников.

В другом хадисе пророк Мухаммад отмечает десять вещей, которые составляют естественность, данную природой мусульманину. Среди обычных рекомендаций по гигиене упоминается отращивание бороды. Также важно подстригать усы и ухаживать за полостью рта. Таким образом, можно сделать вывод, что борода в исламе – это важный и значимый атрибут. Но, помимо этого, существуют и правила ношения растительности на лице, которым необходимо неукоснительно следовать.

Культура ношения бороды в исламе

Многим мусульманам кажется, что растительность на лице должна быть как можно гуще и длиннее, но на самом деле это в корне неверное мнение. Например, подстригание бороды в исламе – это не произвольное действие, а четко регламентируемый процесс. В хадисах сказано, что пророк Мухаммад подстригал бороду в длину и ширину для того, чтобы она выглядела опрятно. Так как все правоверные должны уподобляться ему, то и им стоит внимательнее относиться к своей растительности на лице.

Допускается и борода без усов, этот момент оставлен на усмотрение самого мужчины. Многие мусульмане не отпускают усов, хотя весьма тщательно следят за своей бородой. В хадисах пророк Мухаммад уточнял, что не подстригают бороду только дикари. Самой приемлемой длиной считается та, которая не превышает размеров сжатого кулака. Впрочем, и короче этой длины растительность на лице не должна быть.

можно ли красить бороду мусульманину

Борода в исламе что значит?

Так все же, каково истинное предназначение растительности на лице правоверного мусульманина? Какую информацию транслирует в общество аккуратная борода в исламе? На эти вопросы не так легко ответить даже богословам и мусульманским ученым.

Но если резюмировать высказывания всех их, то можно сделать вывод о том, что борода в исламе – это некий символ, который позволяет отличать правоверного мусульманина от неверующего человека. К тому же данный атрибут внешнего вида приближает человека к Аллаху, ведь он выполняет повеления пророка Мухаммада, передающего людям волю Всевышнего.

Окрашивание бороды

Мало кто знает, что мусульманам разрешено и даже показано окрашивать растительность на лице. Пророк Мухаммад повелевал правоверным красить бороды в красные и желтые оттенки. Этим они должны были отличаться от иудеев и христиан.

Черный цвет в окрашивании недопустим, в этом вопросе все богословы единодушны. Единственным исключением является воин, ведущий джихад. В этом случае уже один цвет бороды должен красноречиво говорить о его намерениях.

можно ли красить бороду мусульманину

Борода в исламе: сунна или фарз

Несмотря на то что важность бороды богословами уже давно доказана, вопрос о том, насколько обязательным является ее ношение, остается весьма острым и обсуждаемым среди мусульман.

Все дело в том, что многие хадисы составляют основу сунны – рекомендации, которая является желательной, но не обязательной. Если мусульманин выполняет все, что содержит в себе сунна, он получит дополнительное одобрение Аллаха. Однако отказ от выполнения некоторых пунктов не приведет к греху.

Иначе обстоит дело, когда мы говорим, что действие превращается в фард. Это означает, что та или иная рекомендация приобретает статус обязательной к выполнению. И в случае отклонения от правил правоверный мусульманин совершает грех, который потребует раскаяния и искупления.

Но вот до сих пор никто из богословов нем может точно определить, как относиться к ношению бороды. Одни утверждают, что не стоит сбривать ее без особой на то причины. Она должна быть подстриженной и опрятной, но только в случае болезни мусульманин может допустить сбривание растительности на лице. К тому же многие из халифов утверждали, что если у человека попросту не растет борода, он не должен расстраиваться из-за этого и считать себя каким-то испорченным. Ведь вера не зависит от длины бороды, а является результатом работы сердца и души.

А вот другие богословы возводят бороду в разряд обязательного условия для правоверного мусульманина. Ее отсутствие воспринимается как нарушение законов Аллаха и требует немедленного наказания. Особенно ярко выражена эта тенденция в среде радикальных исламистов.

Нормы шариата: борода как символ истинной веры

Хотя среди мусульман ведутся споры о значении бороды, по нормам шариата этот вопрос решается крайне просто. Известно, что в странах Ближнего Востока, где были введены данные нормы, мужчины подвергались специальному осмотру на наличие бороды. Причем она должна была быть строго не менее длины сжатого кулака. Те, кто успешно проходили осмотр, могли считаться истинно правоверными. А вот к тем, кто не соответствовал правилам, судьба была не столь благосклонна. Они подвергались публичным избиениям.

В некоторых странах, контролируемыми талибами, за отсутствие бороды полагалась смертная казнь. Об этом заявлялось во всеуслышание сразу же после прихода к власти. В назидание талибы взрывали парикмахерские и выносили отдельные предупреждения цирюльникам. В своих высказываниях талибы ссылались на то, что бритье растительности на лице противоречит словам пророка Мухаммада.

Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды

Стоит отметить, что во многих странах, где официальной религией является ислам, мужчинам допустимо находиться в обществе без бороды. Например, в Турции борода рассматривается как сунна для взрослых мужчин, но вот государственные служащие должны находиться на рабочем месте с чисто выбритым лицом.

можно ли красить бороду мусульманину

Похожая ситуация складывается в Ливане. Там ношение бороды не характеризует мужчину как правоверного мусульманина, а во многих случаях, наоборот, вызывает к нему излишний интерес со стороны сил правопорядка.

В Казахстане и Узбекистане одинаково относятся к мусульманам с бородой и без нее. Но вот все чаще в обществе человек, на лице которого заметна густая растительность, вызывает подозрение. С чем это связано?

Борода – отличительная черта террориста

К сожалению, в современном мире отношение к бороде в исламе существенно изменилось. Она стала ассоциироваться с экстремизмом и терроризмом. Ведь большинство радикально настроенных мусульман, совершающих кровавые террористические акты и ведущие военные действия на Ближнем Востоке, имеют густые и длинные бороды. Теперь подобные люди вызывают страх, хотя ислам категорически выступает против убийства невинных людей.

В связи с изменениями в мире многие мусульманские лидеры крайне положительно смотрят на бритье бороды. Ведь это становится отличительной чертой тех, кто не имеет абсолютно никакого отношения к терроризму. Во многих странах вводится неофициальный запрет на ношение бороды, но стоит заметить, что это всего лишь временная мера, вызванная сложной обстановкой в исламском мире.

можно ли красить бороду мусульманину

Молодые мусульмане и отращивание бороды

Многие муфтии замечают, что борода без усов становится очень модным атрибутом современной мусульманской молодежи. И такое отношение всегда порицается богословами, ведь в этом случае молодые люди идут по пути наименьшего сопротивления. Они причисляют себя к правоверным мусульманам, выполняющим заветы пророка Мухаммада, только посредством бороды. Она будто свидетельствует о добропорядочности человека, что в большинстве случаев не подтверждается.

Поэтому некоторые муфтии начинают говорить о праве ношения бороды, которое можно только заслужить. Например, известна проповедь Ильдара Заганшина, который утверждает, что лишь с обретением семьи в тридцать лет (как минимум) можно позволить себе отрастить небольшую бородку. А вот в шестьдесят лет мужчина вправе отпустить длинную бороду, символизирующую его мудрость и готовность делиться жизненным опытом.

можно ли красить бороду мусульманину

Отращивать или брить: извечная дилемма

Конечно, сложно однозначно ответить на вопрос, стоит ли мусульманину отпускать бороду. Ведь мы уже показали, насколько многогранной является данная проблема. Но все же многие считают правильным соблюдать заветы пророка Мухаммада и не противопоставлять себя современному обществу. Поэтому зачастую мужчины позволяют себе носить небольшую и аккуратную бороду, которая не вызывает подозрений у окружающих. Возможно, именно это является самым правильным и мудрым решением правоверного мусульманина.

Его голова

Немало внимания в исламской культуре внешности уделяется этике ухода за волосами головы. Согласно нормам этого этикета, мусульманин должен постоянно хранить свою голову в чистоте, иметь аккуратную прическу и украшать волосы так, как это узаконено в Исламе. Один из выдающихся ханбалитских ученых Ибн Муфлих аль-Макдиси (ум. в 763 г.х.) в своей популярной книге по мусульманской культуре поведения пишет: «Волосы следует мыть, расчесывать и укладывать с пробором. Мужчина отпускает их до плеч, либо до мочек ушей. Можно ему сделать и челку. При этом нельзя забывать, что не должно приводить к тщеславию, либо к умалению мужского достоинства, либо к чему-нибудь подобному» .
Отказ от содержания волос в чистоте и аккуратности отвергается Исламом. Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) порицал тех, кто пренебрегал уходом за своими волосами. Он возмущался, когда видел людей с взъерошенными волосами, и даже сравнивал таких людей с шайтаном. Он говорил: «У кого есть волосы, пусть ухаживает за ними!» .

Правила ухода за волосами в Исламе не ограничиваются только содержанием головы в чистоте, расчесыванием волос и приданием им определённой формы. Ислам также рекомендует окрашивание волос и бороды и умащение их благовониями.

Красить волосы и бороду желательно тогда, когда на них начнёт появляться седина. Лучше всего красить волосы хной, либо басмой, в соответствии с хадисом Пророка (мир ему и благословение Аллаха!): «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину – это хна и басма» .

Ибн Хаджар аль-‘Аскалани (ум. в 852 г.х.) допускает и двоякое истолкование этого хадиса. По его мнению, этот хадис может говорить как об использовании хны и басмы отдельно, или поочередно, так и об использовании их смешанно .

О достоинстве окрашивания волос свидетельствуют разные хадисы, один из них гласит: «Поистине, иудеи и христиане не красят , так отличайтесь же от них!» .

Однако, среди сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха!) практика окрашивания волос не получила всеобщего распространения. По этому поводу Ибн Хаджар пишет:

«Из тех, кто красил волосы, были Абу Бакр, ‘Умар и некоторые другие , а воздерживались от окрашивания ‘Али, Убайа б. Ка’б, Саляма б. аль-Аку’, Анас и еще некоторые люди. Ат-Табари (ум. в 310 г.х.) объясняет это тем, что те из них, кто красились, тому это было к лицу, а седина не подходила, тем же, кто воздерживались от окрашивания, тому больше подходило не подкрашиваться, а седина была к лицу. Основано такое предположение на хадисе, рассказывающем о том, как Пророк (мир ему и благословение Аллаха!), увидев бросающуюся в глаза белизну волос Абу Кухафы, велел изменить их цвет. сказал: «Кто попадает под описание Абу Кухафы, для того желательно краситься, а тот, кто не попадает под его описание, тому нежелательно».

Однако в основе окрашивание предпочтительнее, потому что окрашивание волос – это исполнение веления отличаться от людей писания и защита волос от пыли и прочего. Не считая того, в чьём населённом пункте воздержание от окрашивания является обычаем населения. Такому предпочтительнее отказаться от окрашивания» .

Другой шафи’итский ученый ан-Навави (ум. в 676 г.х.) также приводит в своей книге различные мнения по этому поводу и в заключение пишет, что самое правильное утверждение – это то, которое соответствует Сунне, а заключается оно, как он пишет, в том, что как мужчине, так и женщине, предпочтительнее окрашивать седину в красный или желтый цвет, но запрещено окрашивать в черный цвет .

Что касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение!), то имеются достоверные сообщения о том, что его волосы были окрашены хной и басмой и о том, как он красил волосы в желтый цвет и шафраном . Ибн ‘Умар сказал: «Я видел как Посланник Аллаха, – мир ему и благословение! – красил в желтый цвет и я люблю краситься этим цветом» .

Еще исламские ученые говорят, что желательно также иногда покрывать бороду и волосы на голове маслами, чтобы они не становились взъерошенными. Пророк (мир ему и благословение Аллаха!) разрешал поступать так только время от времени . Ахмад (ум. в 241 г.х.) сказал, что это означает один день умащаться маслами, а на другой день нет.

Вместе с тем, от некоторых манер в обращении с волосами, ставших, к сожалению, довольно-таки распространёнными среди современных мусульман, Ислам предостерегает. Так, Ислам порицает частичное бритьё головы (аль-каза’), когда какую-то часть головы бреют, а на какой-то части оставляют волосы. Как-то раз, увидев мальчика, голова которого была частично побрита, Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) запретил людям так поступать, сказав: «Либо сбривайте ему всё , либо оставляйте всё!» .

Ан-Навави сказал: «Ученые единогласны в порицаемости частичного бритья головы, кроме как в целях лечения и тому подобного. Однако некоторые наши товарищи говорят, что нет ничего плохого, если укорачивать волосы мальчику на затылке. Наше же мнение заключается в том, что порицается полностью, без исключения, как для мужчин, так и для женщин, на основании обобщения всех хадисов » .

Также порицается удаление седых волос. Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Не выдёргивайте седые волосы, поистине они будут светом мусульманина в День Воскресения» . «И в данном случае нет разницы между удалением седых волос на голове и удалением их на бороде» – поясняет ан-Навави .

Что касается полного обривания головы, то по этому поводу Абу Хамид аль-Газали (ум. в 505 г.х.) пишет: «Нет ничего плохого в сбривании волос головы тем, кто желает поддерживать её в чистоте, и нет ничего плохого в отращивании волос на голове тем, кто умащает их и причесывает» .

Его глаза

Мужчине мусульманину желательно подкрашивать свои глаза сурьмой, так как Посланник Аллаха (мир ему и благословение!) сказал: «Подкрашивайте глаза сурьмой, ибо поистине она улучшает зрение и способствует росту ресниц!» .
Это веление не носит обязательный характер, но исполнять его является сунной.

Сурьму получают из черного камня антимония (исмид). Ибн Муфлих пишет: «Лучший антимоний – это тот, который добывают в Исфахане, а также на Западе. Хорош тот антимоний, который легко расщепляется на блестящие крупинки, гладкий изнутри и без грязных примесей. Антимоний холодный и сухой, полезен для глаз, усиливает их свойства и укрепляет глазные нервы» .

Подкрашивая глаза сурьмой, желательно делать это нечетное количество раз. Относительно этого есть два мнения. Согласно первому, желательно подкрасить каждый глаз по три раза, и это мнение подтверждается многочисленными сообщениями. Согласно второму мнению, подкрашивая глаза, желательно делать это пять раз: три раза в правый глаз и два раза в левый. Это мнение основано на хадисе, который приводит аль-Багави (ум. в 516 г.х.) в «шарх ас-Сунна» («Разъяснение Сунны»), о том, что так поступал Пророк (мир ему и благословение Аллаха!). В последнем случае, необходимо чтобы подкрашивание глаз начиналось справа и заканчивалось справа, отдавая правой стороне предпочтение над левой, как сказал шейх Фируз Абади (ум. в 817 г.х.). Можно еще подкрасить каждый глаз по два раза и один раз подкрасить между глазами, или подкрасить вначале три раза подряд правый глаз, а потом два раза левый .

Раньше обычай подкрашивать глаза сурьмой был популярен среди мусульман, однако со временем он подвергся забвению. Если раньше мужчина с подкрашенными сурьмой глазами без стеснения выходил в общество, то сегодня с такими глазами он рискует оказаться объектом насмешек. Чтобы исправить такое положение, необходимо рассказывать мусульманам про эту сунну. Будет хорошо, если имамы и другие уважаемые среди мусульман люди будут первыми её исполнять.

Продолжение следует

 
________________________________

См.: Ибн Муфлих ‘А. аль-Адаб аш-Шари’ийа (Этические нормы в шариате) / Изд. 3-е. – Бейрут: «Муассаса ар-Рисаля», 1999. Т. 3. С. 327.
Достоверный хадис, приводит Абу Дауд (№ 4163).
Приводят Абу Дауд (№ 4205) и ат-Тирмизи (№ 1806) с достоверным иснадом.
См.: аль-‘Аскалани А. Фатх уль-Бари би-шарх Сахих аль-Бухари (Открытие Творцом, посредством разъяснения достоверного сборника аль-Бухари) / Изд. 1-ое. – Эр-Рияд: отпечатано на средства Султана б. ‘Абду-ль-‘Азиза Али Са’уда. 2001. Т. 10. С. 367.
Приводит аль-Бухари (№№ 3272 и 5559).
См.: аль-‘Аскалани А. Фатх уль-Бари би-шарх Сахих аль-Бухари. Т. 10. С. 367 – 368.
См.: ан-Навави М. Аль-Минхадж шарх сахих Муслим бни-ль-Хаджжадж (Методология: комментарий к достоверному сборнику Муслима б. аль-Хаджжаджа) / Изд. 1-ое, б.м.: Египетская типография аль-Азхара, 1930. Т. 14. С. 80.
Сообщение об этом приводят Ахмад и Ибн Маджах (№ 3623), а аль-Хаким назвал его достоверным (№ 5474).
Сообщение об этом приводит Ахмад с достоверным иснадом.
Приводят аль-Бухари (№ 5851) и Муслим (№ 1187).
Достоверный хадис, приводят Абу Дауд (№ 4159), ат-Тирмизи (№ 1809) и ан-Наса’и (№№ 9315 и 9316).
Приводят Абу Дауд (№ 4195) с достоверным иснадом.
См.: ан-Навави М. Шарх сахих Муслим. Т. 14. С. 101.
Приводят Абу Дауд (№ 4202) и ат-Тирмизи (№ 2975) с хорошим иснадом.
См.: ан-Навави М. аль-Маджму’ (Собранная). – Джидда: ­«Мактабат-уль-иршад», . Т. 1. С. 344.
См.: аль-Газали М. Ихйа ‘улюм ад-дин (Оживление религиозных наук) / Изд. 3-е. – Бейрут: «аль-кутуб аль-‘ильмийа», 2003. Т. 1. С. 134.
Достоверный хадис, приводит ат-Тирмизи (№ 1811).
См.: Ибн Муфлих ‘А. аль-Адаб аш-Шари’ийа. Т. 2. С. 381.
См.: аль-Мубаракфури М. Тухфат аль-Ахвази би-шарх джами’ ат-Тирмизи (Подарок аль-Ахвази в комментариях к сборнику ат-Тирмизи). – Дамаск: «аль-Фикр», . Т. 5. С. 449.

Арсен Шабанов

Отношение к отращиванию бороды (араб. ‎‎) и бритью среди многочисленных исламских течений является неоднозначным. Некоторые из них считают бритье бороды грехом (фиск), а выращивание — обязательным (ваджиб) действием. Другие же считают отращивание бороды желательным (мустахабб), а бритьё порицаемым (макрух), но не запретным (харам) действием. Борода рассматривается мусульманами как символ мужественности, а её отращивание считается частью первозданного естества (фитра) человека.

Отращивание бороды

Ранний ислам

Показ волос пророка Мухаммеда в Чечне (2014)

Пророк Мухаммед, как и иудеи и христиане-монахи того времени, отращивал бороду. Согласно хадисам, Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду и не брить её: «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы», «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников».

В сборнике хадисов имама аль-Бухари сообщается, что во время своего предпоследнего и последнего паломничества, пророк Мухаммед разрешил людям взять его остриженные волосы. Полученные таким образом волосы с головы и бороды Пророка были сохранены, а затем распространены во всех частях исламского мира. Мусульмане хранили эти волосы в бутылках и заворачивали в зелёную материю.

Средневековье

О запрете брить бороду писали захиритский правовед Ибн Хазм, маликит аль-Хаттаб, ханбалит ас-Саффарини, ханафит Ибн Абидин.

Мнению большинства улемов о запрете бритья бороды противоречили некоторые представители шафиитского мазхаба, которые говорили о нежелательности (макрух) этого, но не считали харамом. Так говорили ар-Рафии, ан-Навави, Закария аль-Ансари и аль-Хатиб аш-Шарбини. Несмотря на это, шафииты аз-Заркаши, аль-Халими, аль-Каффаль аш-Шаши и аль-Азраи считали запретность бритья бороды более правильным мнением.

Современность

В традиционном арабском обществе социальный статус человека зависит от длины, формы и цвета его бороды. Современные салафитские богословы (Ибн Баз, аль-Усаймин, аль-Албани и др.) считают, что борода отличает мужчин от женщин и от неверующих (кафир), которые не отращивают бороды. Бритьё считается запретным (харам) и греховным действием. Такое же отношение к бритью бороды у шиитских аятолл Али Систани и Мухаммада Ширази. В 2012 году аятолла Али Хаменеи в эфире иранского национального телевидения назвал короткую бороду короля Марокко Мухаммеда VI, напоминающую скорее лёгкую небритость, «позором» и «плевком в лицо Пророка». В свою очередь король назвал это «чушью».

Ближний Восток

В некоторых странах Ближнего Востока (например, в Ливане) обладатели бород, даже если они отращивают их не по религиозным причинам, могут сталкиваться с подозрительным отношением к своей персоне со стороны полиции.

По некоторым данным, в связи с военными действиями в Сирии и Ираке, где курды воюют против боевиков Исламского Государства, курды на юго-востоке Турции стали массово сбривать свои бороды, чтобы быть непохожими на бородатых членов ИГИЛ. Несмотря на то, что ношение бороды не являются особенностью только ИГИЛ, были зафиксированы случаи, когда члены Рабочей партии Курдистана казнили людей за наличие у них бороды. В Турции отращивание бороды считается сунной и рекомендуется для взрослых мужчин. Но по турецкому правовому кодексу государственному служащему запрещено носить бороду.

В период правления Хосни Мубарака в Египте борода рассматривалась как символ исламистских сил, настроенных против президента, хотя бороды имеют не только мусульмане, но и копты-христиане (например, патриарх Феодор II). Братья-мусульмане имели ухоженные бороды, а салафиты отращивали внушительную растительность на лице и сбривали усы. Некоторые из них окрашивали свои бороды хной: от тёмно-бордового до ярко-оранжевого цветов. Все государственные служащие были обязаны сбривать бороды, но после падения режима Мубарака ношение бороды вновь вернулось в моду.

Афганистан под властью «Талибана»

После того как 27 сентября талибы без боя взяли Кабул, они ввели на территории новоявленного Исламского Эмирата Афганистан нормы шариата. Среди прочего, мужчины должны были отращивать густые бороды; стали проводиться «проверки бород». Те, чьи бороды были короче длины сжатого кулака, могли быть избиты.

Пакистан

В агентстве Баджаур, расположенном в зоне племён Пакистана, контролируемой талибами, на дверях парикмахерских были развешаны предупреждения о том, что бритьё бороды противоречит исламу и нарушители запрета будут убиты. Несколько парикмахерских были взорваны, после того как отказались соблюдать запрет. Такие же предупреждения были сделаны парикмахерским Вазиристана.

Средняя Азия

Официальная позиция Духовного управления мусульман Казахстана заключается в том, что отращивание бороды является суннатом (то есть необязательно), а о греховности бритья говорят только ваххабиты. В вопросе о необязательности отращивания бороды казахстанское духовенство опирается на египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру (1898—1974) и Махмуда Шалтута (1893—1963) и на постановление египетского Управления по фетвам. А по словам заведующего «Центра религиоведения» Танжарыка Турганкулова на сайте астанинской мечети им. Гылмани, отращивание бороды сегодняшними молодыми мусульманами Казахстана делается для того, чтобы внести смуту в общество мусульман.

В Узбекистане, основное население которого исповедует ислам, нет никаких официальных законов, направленных на запрет ношения бороды, но бородатые люди вызывают подозрение у окружающих и сотрудников милиции. Даже имамы мечетей вынуждены сбривать бороды, чтобы не попасть в список «бородатых» СНБ Узбекистана. По словам директора службы новостей организации Форум 18 Феликса Кроли, «узбекские власти борются не только с исламскими радикалами, но и просто с верующими мусульманами».

Неофициальный запрет на бороды связан с борьбой против экстремистских движений, которая началась после того, как в 1997 году в Намангане (Ферганская долина) было совершено жестокое показательное убийство высокого должностного лица правоохранительных органов. Тогда наличие бороды или фотографии с бородой в паспорте человека могло стать причиной для ареста и уголовного преследования.

Для того чтобы бородатый человек мог получить паспорт в Узбекистане, ему нужна справка от областного управления духовенства о том, что он «не является членом экстремистской организации». Но мало кому удаётся добиться такого разрешения.

Россия

Согласно постановлению Совета улемов ДУМ Карачаево-Черкесской Республики РФ от 27 августа 2011 года, ношение бороды согласно ханафитскому мазхабу является ваджибом. Совет улемов обязал всех имамов КЧР «отрастить бороды, минимально в пределах видимости (то есть запретить выбривать лезвием)».

По словам муфтия Тюменской области Ильдара Заганшина, ношение бороды не являются традицией татарского народа, чтобы носить бороду, надо заслужить это право. Небольшую бородку можно отпустить после женитьбы, в 30—35 лет, и только по достижении 60-летнего возраста можно отпускать густую длинную бороду и «быть похожим на Деда Мороза».

Имам-хатиб московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов в своей статье «Ношение бороды» отметил, что ношение бороды «категорически не является» обязательным (фард) и такое мнение — «одно из проявлений неграмотности». В этом вопросе он, как и коллеги из Казахстана, опирается на мнение египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру и Махмуда Шалтута.

На Северном Кавказе, в частности в Дагестане, ношение длинной бороды может служить основанием постановки сотрудниками полиции граждан на «профилактический учёт» в категорию «религиозный экстремизм».

Мужчина с окрашенной бородой

Укорачивание бороды

Большинство богословов разрешали укорачивать бороду, если её длина превышает длину сжатого кулака. Лишь некоторые шафииты (ан-Навави и др.), на основе общих доводов об «отпускании» бороды, считали, что её нельзя стричь. На дозволенность укорачивания бороды указывают действия сподвижников Мухаммеда Ибн Умара и Абу Хурайры, а также слова многих улемов прошлого (Хасан аль-Басри, Ибн Абд аль-Барр, Ибн Таймия, Ибн Абидин).

Окрашивание бороды

Помимо того, что Мухаммед призывал отращивать бороду, чтобы отличаться от язычников, он также призывал окрашивать бороды, чтобы отличаться от иудеев и христиан. Обычно мусульмане окрашивают (хидаб) бороду хной. По мнению ан-Навави мужчинам и женщинам предпочтительнее окрашивать седину в красный или жёлтый цвет. Что касается пророка Мухаммеда, то имеются сообщения о том, что он красил бороду и волосы на голове в жёлтый цвет. Также он говорил: «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину — это хна и басма».

Окрашивание бороды в чёрный цвет, по мнению некоторых богословов, запрещено. Исключением является окрашивание бороды и волос в чёрный цвет во время джихада для устрашения врага.

Инциденты с окрашиванием бороды

Халид Шейх Мохаммед, который считается организатором террористического акта 11 сентября 2001 года, во время судебного процесса на американской базе Гуантанамо появился с бородой, покрашенной в ржаво-красный цвет, тем самым озадачив службу безопасности тюрьмы. Заключённым на Гуантанамо запрещено использовать краску для волос, потому что в ней могут содержаться различные химические вещества, такие как аммиак и другие, которые могут быть использованы в качестве оружия. Возникли подозрения, что Халид Шейх Мохаммед мог получить контрабандным путём хну, но, как выяснилось, он использовал для окрашивания бороды фруктовый сок и ягоды из тюремного питания.

Мусульманин с выбритыми усами

Укорачивание усов

Среди исламских богословов есть разногласие относительно того, как укорачивать усы. Шафииты и имам Малик ибн Анас считали, что укорачивание должно ограничиваться лишь удалением того, что выходит за край губы. Ахмад ибн Ханбаль говорил, что нет ничего плохого ни в укорачивании усов, ни в их сбривании. Ранние ханафиты (ат-Тахави и др.), под укорачиванием понимали полное искоренение (исти’саль), а более поздние говорили, что усы надо просто укорачивать, но не сбривать полностью.

Имам Малик называл полное сбривание усов нововведением, а один из последователей его мазхаба Ибн Фархун (ум. ) даже запретил принимать свидетельские показания у того, кто полностью сбрил усы.

Что касается сподвижников Мухаммеда, то некоторые из них укорачивали усы (Абу Умам аль-Бахили, Микдам ибн Мадикариб, Утба ибн Ауф, Хаджжадж ибн Амир, Абдуллах ибн Бишр и др.), а некоторые сбривали полностью (Абу Саид аль-Худри, Джабир ибн Абдуллах, Ибн Умар, Абу Усайд аль-Ансари, Салама ибн аль-Акуа, Абу Рафиа и др.).

Примечания

  1. Patrick Hughes, Thomas Patrick Hughes. Dictionary of Islam. — Asian Educational Services, 1995. — P. 40. — 750 p. — ISBN 9788120606722.
  2. Abdelwahab Bouhdiba. Sexuality in Islam. — Routledge, 2013. — P. 34. — 304 p. — ISBN 9781135030377.
  3. Jeffry R. Halverson. Theology and Creed in Sunni Islam: The Muslim Brotherhood, Ash’arism, and Political Sunnism. — Palgrave Macmillan, 2010. — P. 123. — 208 p. — ISBN 9780230106581.
  4. ↑ Сахих аль-Бухари № 5892, Сахих Муслим № 259

    Оригинальный текст (ар.)

    خَالِفُوا الْمُشْرِكِينَ وَفِّرُوا اللِّحَى وَأَحْفُوا الشَّوَارِبَ.

  5. Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — С. 63.

    Оригинальный текст (ар.)

    جزوا الشوارب، وأرخوا اللحى، خالفوا المجوس

  6. Ahmet Zebidi Zeynüddin. Sahih-i Buhari muhtasarı tecridi sarih tercemesi / Ahmed Naim-Kâmil Miras. — Istanbul, 1926-46. — С. 193—8. — 442 с.
  7. ↑ Encyclopaedia of Islam, 1960—2005, Liḥya-Yi S̲h̲erīf.
  8. Ибн Хазм аль-Андалуси. Маратиб аль-иджтима = مراتب الإجماع. — С. 157.
  9. Ибн Хазм аль-Андалуси. Аль-Мухалла = المحلى. — Т. 2. — С. 189.
  10. Аль-Хаттаб. Мауахиб аль-джалиль = مواهب الجليل. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 1. — С. 313.
  11. Ас-Саффарини. Газа аль-альбаб = غذاء الألباب. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 1. — С. 334.
  12. Ибн Абидин. Радд аль-Мухтар = رد المحتار. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 3. — С. 398.
  13. Ибн Хаджар аль-Хайтами. فصل في العقيقة // Тухфат аль-Мухтадж = تحفة المحتاج.
  14. Закария аль-Ансари. Асна аль-Маталиб = أسنى المطالب. — Т. 1. — С. 551.
  15. Аль-Хатиб аш-Шарбини. Мугни аль-Мухтадж = مغني المحتاج. — Т. 6. — С. 186.
  16. ↑ حكم حلق اللحية (ар.). — www.binbaz.org.sa.
  17. Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин. ما حكم حلق اللحية؟ // مجموع فتاوى و رسائل الشيخ محمد صالح العثيمين. — Т. 11.
  18. Насируддин аль-Албани. Этикет бракосочетания = آداب الزفاف. — С. 210—211.
  19. ↑ الاستفتاءات » حلق اللحية (ар.). www.sistani.org. Проверено 1 марта 2015.
  20. Мухаммад Ширази. حلق اللحية (ар.). alshirazi.com. Проверено 1 марта 2015.
  21. ↑ Аятолла Хаменеи признал бороду короля Марокко «недостаточно исламской», Credo.ru (15 марта 2012). Проверено 2 марта 2015.
  22. Priya Elan. Who’s That Lebanese Man With A Beard? Hipster Or Jihadi?; 10 Moments That Made Jay-Z – review (англ.). — The Guardian, 13 November 2014.
  23. Pinar Tremblay. In Turkey, it’s all about the beard (англ.). — Al-Monitor, 2014.
  24. Ashraf Khalil. Decoding facial hair in the Arab world (англ.). — Би-би-си, 2 February 2013.
  25. John F. Burns. Islamic Rule Weighs Heavily for Afghans. — The New York Times, September 24, 1997.
  26. Kim Sengupta, Jerome Starkey. Taliban in policy shift on beards and burqas (англ.). — The Independent, 2 April 2009.
  27. Mushtaq Yusufzai. In tribal Pakistan, a shave may cost your life (англ.). — NBC News, Mar 6, 2007.
  28. ↑ Pakistani barbers receive Taliban-style beard threat (англ.). — Reuters, Feb 12, 2007.
  29. ↑ Обязательно ли отращивать бороду? (казах.) = Сақал қою парыз ба?. — Официальный сайт Петропавловской мечети, 16 января 2015. Архивировано 2 марта 2015 года.
  30. ↑ Тұрғанқұлов Таңжарық (казах.). Официальный сайт мечети им. Садуакаса-хаджи Гылмани (08.04.13). Проверено 2 марта 2015. Архивировано 2 марта 2015 года.
  31. Житель Узбекистана отстоял право на бороду. — Lenta.ru, 9 марта 2010.
  32. Игорь Ротарь. Борода – нехороший признак. — Известия, 3 марта 2003.
  33. Умар Одил. Борода в Узбекистане – важная улика. — ФерганаНьюс, 08.08.2002.
  34. ↑ Постановления и рекомендации Совета Улемов ДУМКЧР(и не только КЧР). www.elbrusoid.org (09.09.2011). Проверено 2 марта 2015. Архивировано 3 марта 2015 года.
  35. Виктория Гришина. Муфтий Тюменской области: нужно уважать традиции и обычаи страны, в которую ты приехал. — Комсомолькая Правда, 13 марта 2013.
  36. Шамиль Аляутдинов. Ношение бороды. — Umma.ru.
  37. Лаптиева Д. Борода экстремизма. За что ставят на профучет на Северном Кавказе. Спектр (5 сентября 2016). Проверено 9 марта 2017.
  38. Гордиенко И. Схватить «экстремиста» за бороду. Новая газета (28 июня 2016). Проверено 9 марта 2017.
  39. ↑ В Дагестане врача поставили на профучет из-за длинной бороды. Наша версия на Северном Кавказе (27 января 2016). Проверено 9 марта 2017.
  40. Халид ибн Сауд аль-Булайхид. حكم إعفاء اللحية والأخذ منها (ар.). — www.saaid.net, .
  41. Салих ибн Ахмад аль-Асмари. حكم الأخذ من اللحية (ар.). — www.saaid.net.
  42. Haggai Mazuz. The Religious and Spiritual Life of the Jews of Medina. — BRILL, 2014. — P. 81. — 148 p. — (Brill Reference Library of Judaism). — ISBN 9789004266094.
  43. ↑ Encyclopaedia of Islam, 1960—2005, K̲h̲iḍāb.
  44. Шабанов, Арсен Его голова // Внешность мусульманина. Исламская цивилизация (8 сентября 2013). Проверено 3 марта 2015.
  45. Шабанов, Арсен Внешность мусульманина. Исламская цивилизация (9 сентября 2013). Проверено 2 марта 2015.
  46. Ибн Хаджар аль-Аскаляни. Фатх аль-Бари. — Т. 6. — С. 499.
  47. Jane Sutton. September 11 mastermind’s beard mystery solved: he dyes it with berries (англ.). — Reuters, Oct 23, 2012.

Литература

  • Encyclopaedia of Islam. . — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005. (платн.)

Дополнительная литература

  • Bart // Brockhaus Bilder-Conversations-Lexikon. — Leipzig, 1837. — Т. 1. — С. 186—187.
  • Muhammad al-Jibaly. The Beard Between the Salaf & Khalaf. — Al-Kitaab & as-Sunnah Publishing.

Оценка 5 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here