Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "красивая борода мусульманина" с полным описанием и рекомендациями.
Содержание
- 1 Ислам: традиционное отношение к бороде
- 2 Хадисы: что этот такое?
- 3 Хадисы о бороде
- 4 Культура ношения бороды в исламе
- 5 Борода в исламе что значит?
- 6 Окрашивание бороды
- 7 Борода в исламе: сунна или фарз
- 8 Нормы шариата: борода как символ истинной веры
- 9 Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды
- 10 Борода – отличительная черта террориста
- 11 Молодые мусульмане и отращивание бороды
- 12 Отращивать или брить: извечная дилемма
- 13 Отращивание бороды
- 14 Укорачивание бороды
- 15 Окрашивание бороды
- 16 Укорачивание усов
- 17 Примечания
- 18 Литература
Борода с давних времен считалась символом мужественности. В некоторых культурах чисто выбритое лицо даже вызывало отвращение и становилось объектом насмешек. Но с течением времени отношение к бородатым мужчинам менялось, и сейчас каждый человек имеет возможность самостоятельно выбирать, каким будет его внешний вид. Однако в определенных религиозных течениях существуют особые правила по поводу того, как должен выглядеть истинно верующий представитель конфессии. Довольно острой темой для споров, особенно среди молодежи, является борода. В исламе на этот счет нет единства мнений, поэтому мы попробуем немного прояснить данную тему.
Ислам: традиционное отношение к бороде
Важность бороды в исламе особо подчеркивается многими религиозными деятелями. Они ссылаются на то, что еще пророк Мухаммад повелевал мужчинам носить бороды, чтобы отличаться от язычников. Поэтому и воспринимается эта рекомендация как правило, которому необходимо следовать, чтобы заслужить одобрение Аллаха.
Но не стоит так просто и поверхностно рассматривать ношение бороды в исламе. Чтобы разобраться в вопросе, необходимо иметь некоторые знания о том, каким образом формировалось это религиозное течение, а также в какой временной промежуток это происходило. Дело в том, что в период жизни пророка Мухаммада аккуратная растительность считалась неизменным атрибутом настоящего мужчины. Отращивание бороды было тем действием, которое позволяло юноше ощутить себя взрослым и самостоятельным мужчиной. Только в этом случае ему было позволено заводить семью и жить своим домом.
Подобное отношение к растительности на лице было не только у мусульман. Например, в Древней Руси мужчина должен был тщательно следить за собой и ни в коем случае не брить бороду и усы. Это считалось большим позором, хотя и не имело никакого отношения к религиозным обрядам. Историки относят данный факт скорее к культурным традициям.
А вот для мусульманина растительность на лице – это особенный атрибут, доказывающий его веру в Аллаха. Вот только, несмотря на понимание того, насколько важна борода в исламе, обязательно ли ее ношение, вам никто не скажет. Будет ли грехом избавление от нее? Как определить грань между выполнением заветов пророка Мухаммада и правилами, которые диктует современное общество? Попробуем разобраться.
Хадисы: что этот такое?
Способны помочь узнать, насколько важна борода в исламе, хадисы. Каждый правоверный мусульманин хорошо знает, что это такое. Но если вы не сильны в религиозных терминах, то мы готовы восполнить данный пробел.
Хадисами называют предания о словах пророка Мухаммеда, которые регулируют все стороны жизни правоверного мусульманина. Хадисы передавали мнения и высказывания пророка о тех или вещах, а их достоверность подтверждалась порядочностью и богобоязненностью человека, передающего данные слова.
Если человек не вызывал у общины доверие, то хадисы не могли считаться достоверными и тщательно перепроверялись. Порой их вовсе отвергали как источник сведений о пророке Мухаммаде. Со временем в исламе даже образовалось такое течение, как хадисоведение. Оно включает в себя изучение самих хадисов и их передатчиков. Для этого выработана особая методология, которая особенно активно используется мусульманскими учеными.
Так как пророк Мухаммад рассказывал обо всем, что должен делать правоверный мусульманин, чтобы заслужить одобрение Аллаха, то естественно, что в хадисах упомянуто и о растительности на лице мужчин.
Хадисы о бороде
Стоит заметить, что пророк Мухаммад довольно часто упоминал о личной гигиене мусульманина. Он утверждал, что правоверные являются примером для других людей, поэтому должны выглядеть опрятно и аккуратно. В одном из хадисов указано, что верящий в Аллаха обязан брить усы и отращивать бороду. Это будет отличать его от язычников и многобожников.
В другом хадисе пророк Мухаммад отмечает десять вещей, которые составляют естественность, данную природой мусульманину. Среди обычных рекомендаций по гигиене упоминается отращивание бороды. Также важно подстригать усы и ухаживать за полостью рта. Таким образом, можно сделать вывод, что борода в исламе – это важный и значимый атрибут. Но, помимо этого, существуют и правила ношения растительности на лице, которым необходимо неукоснительно следовать.
Культура ношения бороды в исламе
Многим мусульманам кажется, что растительность на лице должна быть как можно гуще и длиннее, но на самом деле это в корне неверное мнение. Например, подстригание бороды в исламе – это не произвольное действие, а четко регламентируемый процесс. В хадисах сказано, что пророк Мухаммад подстригал бороду в длину и ширину для того, чтобы она выглядела опрятно. Так как все правоверные должны уподобляться ему, то и им стоит внимательнее относиться к своей растительности на лице.
Допускается и борода без усов, этот момент оставлен на усмотрение самого мужчины. Многие мусульмане не отпускают усов, хотя весьма тщательно следят за своей бородой. В хадисах пророк Мухаммад уточнял, что не подстригают бороду только дикари. Самой приемлемой длиной считается та, которая не превышает размеров сжатого кулака. Впрочем, и короче этой длины растительность на лице не должна быть.
Борода в исламе что значит?
Так все же, каково истинное предназначение растительности на лице правоверного мусульманина? Какую информацию транслирует в общество аккуратная борода в исламе? На эти вопросы не так легко ответить даже богословам и мусульманским ученым.
Но если резюмировать высказывания всех их, то можно сделать вывод о том, что борода в исламе – это некий символ, который позволяет отличать правоверного мусульманина от неверующего человека. К тому же данный атрибут внешнего вида приближает человека к Аллаху, ведь он выполняет повеления пророка Мухаммада, передающего людям волю Всевышнего.
Окрашивание бороды
Мало кто знает, что мусульманам разрешено и даже показано окрашивать растительность на лице. Пророк Мухаммад повелевал правоверным красить бороды в красные и желтые оттенки. Этим они должны были отличаться от иудеев и христиан.
Черный цвет в окрашивании недопустим, в этом вопросе все богословы единодушны. Единственным исключением является воин, ведущий джихад. В этом случае уже один цвет бороды должен красноречиво говорить о его намерениях.
Борода в исламе: сунна или фарз
Несмотря на то что важность бороды богословами уже давно доказана, вопрос о том, насколько обязательным является ее ношение, остается весьма острым и обсуждаемым среди мусульман.
Все дело в том, что многие хадисы составляют основу сунны – рекомендации, которая является желательной, но не обязательной. Если мусульманин выполняет все, что содержит в себе сунна, он получит дополнительное одобрение Аллаха. Однако отказ от выполнения некоторых пунктов не приведет к греху.
Иначе обстоит дело, когда мы говорим, что действие превращается в фард. Это означает, что та или иная рекомендация приобретает статус обязательной к выполнению. И в случае отклонения от правил правоверный мусульманин совершает грех, который потребует раскаяния и искупления.
Но вот до сих пор никто из богословов нем может точно определить, как относиться к ношению бороды. Одни утверждают, что не стоит сбривать ее без особой на то причины. Она должна быть подстриженной и опрятной, но только в случае болезни мусульманин может допустить сбривание растительности на лице. К тому же многие из халифов утверждали, что если у человека попросту не растет борода, он не должен расстраиваться из-за этого и считать себя каким-то испорченным. Ведь вера не зависит от длины бороды, а является результатом работы сердца и души.
А вот другие богословы возводят бороду в разряд обязательного условия для правоверного мусульманина. Ее отсутствие воспринимается как нарушение законов Аллаха и требует немедленного наказания. Особенно ярко выражена эта тенденция в среде радикальных исламистов.
Нормы шариата: борода как символ истинной веры
Хотя среди мусульман ведутся споры о значении бороды, по нормам шариата этот вопрос решается крайне просто. Известно, что в странах Ближнего Востока, где были введены данные нормы, мужчины подвергались специальному осмотру на наличие бороды. Причем она должна была быть строго не менее длины сжатого кулака. Те, кто успешно проходили осмотр, могли считаться истинно правоверными. А вот к тем, кто не соответствовал правилам, судьба была не столь благосклонна. Они подвергались публичным избиениям.
В некоторых странах, контролируемыми талибами, за отсутствие бороды полагалась смертная казнь. Об этом заявлялось во всеуслышание сразу же после прихода к власти. В назидание талибы взрывали парикмахерские и выносили отдельные предупреждения цирюльникам. В своих высказываниях талибы ссылались на то, что бритье растительности на лице противоречит словам пророка Мухаммада.
Мусульманские страны, где терпимо относятся к бритью бороды
Стоит отметить, что во многих странах, где официальной религией является ислам, мужчинам допустимо находиться в обществе без бороды. Например, в Турции борода рассматривается как сунна для взрослых мужчин, но вот государственные служащие должны находиться на рабочем месте с чисто выбритым лицом.
Похожая ситуация складывается в Ливане. Там ношение бороды не характеризует мужчину как правоверного мусульманина, а во многих случаях, наоборот, вызывает к нему излишний интерес со стороны сил правопорядка.
В Казахстане и Узбекистане одинаково относятся к мусульманам с бородой и без нее. Но вот все чаще в обществе человек, на лице которого заметна густая растительность, вызывает подозрение. С чем это связано?
Борода – отличительная черта террориста
К сожалению, в современном мире отношение к бороде в исламе существенно изменилось. Она стала ассоциироваться с экстремизмом и терроризмом. Ведь большинство радикально настроенных мусульман, совершающих кровавые террористические акты и ведущие военные действия на Ближнем Востоке, имеют густые и длинные бороды. Теперь подобные люди вызывают страх, хотя ислам категорически выступает против убийства невинных людей.
В связи с изменениями в мире многие мусульманские лидеры крайне положительно смотрят на бритье бороды. Ведь это становится отличительной чертой тех, кто не имеет абсолютно никакого отношения к терроризму. Во многих странах вводится неофициальный запрет на ношение бороды, но стоит заметить, что это всего лишь временная мера, вызванная сложной обстановкой в исламском мире.
Молодые мусульмане и отращивание бороды
Многие муфтии замечают, что борода без усов становится очень модным атрибутом современной мусульманской молодежи. И такое отношение всегда порицается богословами, ведь в этом случае молодые люди идут по пути наименьшего сопротивления. Они причисляют себя к правоверным мусульманам, выполняющим заветы пророка Мухаммада, только посредством бороды. Она будто свидетельствует о добропорядочности человека, что в большинстве случаев не подтверждается.
Поэтому некоторые муфтии начинают говорить о праве ношения бороды, которое можно только заслужить. Например, известна проповедь Ильдара Заганшина, который утверждает, что лишь с обретением семьи в тридцать лет (как минимум) можно позволить себе отрастить небольшую бородку. А вот в шестьдесят лет мужчина вправе отпустить длинную бороду, символизирующую его мудрость и готовность делиться жизненным опытом.
Отращивать или брить: извечная дилемма
Конечно, сложно однозначно ответить на вопрос, стоит ли мусульманину отпускать бороду. Ведь мы уже показали, насколько многогранной является данная проблема. Но все же многие считают правильным соблюдать заветы пророка Мухаммада и не противопоставлять себя современному обществу. Поэтому зачастую мужчины позволяют себе носить небольшую и аккуратную бороду, которая не вызывает подозрений у окружающих. Возможно, именно это является самым правильным и мудрым решением правоверного мусульманина.
В последние годы борода стала чем-то большим, чем просто растительность на лице. Теперь для многих это и новый стиль, и способ самовыражения, и признак брутальности. Бородатые мусульмане, для которых религия делает бороду желательным аспектом во внешности, стали теряться среди хипстеров и просто нелюбящих бритву мужчин. С чем связана такая популярность растительности на лице и только ли мусульманская это традиция?
Борода — атрибут мусульманина или мужчины на Руси?
Испокон веков борода на мужском лице всегда была украшением и гордостью мужчины, ее отращивание часто поощрялось в различных культурах и религиях. Для мусульманина борода также всегда являлась желательным атрибутом внешности.
Во многих хадисах пророка Мухаммада говорится, что мусульманину желательно отращивать бороду и сбривать усы. Кроме того, во многих хадисах прямо или косвенно говорится о необходимости опрятного внешнего и внутреннего облика верующего, в Священном Писании имеется явный призыв к красоте внешнего вида: «О дети Адама ! Будьте красивы, заходя в какую-либо из мечетей» (Коран, 7:31).
Следуя сунне пророка и предписаниям, ниспосланным в Коране, большинство мусульман носят бороду или же оставляют щетину на лице, что всегда отличало их от остальной части общества. Кто-то аккуратно подстригает ее, кто-то предпочитает просто отращивать бороду, не обращая внимания на процесс ее роста, кто-то посещает специальных мастеров по уходу за бородой и усами.
«Борода — это естественно для мужчин. Если он отпускает бороду, это есть проявление мужского начала. Неудивительно, что борода входит в моду в последние годы, когда запад продвигает не совсем правильные ценности отношений между полами. Это как процесс защиты традиционных ценностей. Ведь не совсем приятно, когда женщина начинает уподобляться мужчине или мужчина женщине», — рассказал ИА «Инфо-Ислам» заммуфтия Татарстана по социальным вопросам Илдар Баязитов.
Издавна борода считалась у мусульман отличительной чертой от язычников, которые предпочитали гладкую кожу на лице. По ней они узнавали и приветствовали друг друга. Однако в современном мире борода для верующих стала лишь простым атрибутом и данью традиции, так как отличительной чертой ее назвать уже трудно по одной простой причине — борода стала популярна практически в любой стране и у представителей любых религий.
Издревле мужчину на Руси трудно было представить без бороды, несмотря на то что, он был далек от ислама. Поэтому не совсем понятно, почему борода превратилась в единоличный символ мусульманина-радикала. Как отмечал в своей статье «Магия бороды» известный публицист, юморист Михаил Задорнов, «на Руси мужика без бороды было видеть так же дико, как и женщину с бородой».
Бояре на Руси. Источник фотографии: pikabu.ru
«С безбородыми мужчинами старались не заключать договоров, поскольку считалось, что у них не только “женоликая” внешность, но и образ мышления подобен женскому. Бритье расценивалось практически как добровольная кастрация. Мужчине без бороды очень трудно было создать семью, он считался неспособным к продолжению рода», — отмечал он.
Лишь с законом «О бритии бород» во время Петра I началась тотальная война с бородами русских бояр. Указ вызвал огромное сопротивление, описание которого попало во множество летописей того времени. Бритых звали «босое рыло». И это «босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами.
Любопытно, что на Руси в 14-15 веках осквернение бороды считалось одним из самых тяжких преступлений. За повреждение или насильственное лишение бороды нужно было заплатить гигантский штраф в 2 рубля, в то время как за убийство штраф был всего рубль.
Стоит ли говорить, что борода действительно атрибут не только ислама, но и практически любой другой религии. Духовные лидеры мусульман, христиан и иудеев — все без исключения носят бороды.
В старообрядчестве брадобритие именуется законопреступным и почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете. Брадобритие было запрещено правилами шестого Вселенского Собора. Можно приводить множество примеров, итог один — борода издавна была символом мужского начала и приветствовалась во всех религиях.
Муфтий РТ Камиль Самигуллин и митрополит Феофан. Источник фотографии: kazanfirst.ru
Бородатые повсюду
В мире продается все меньше бритв — и производители бритвенных принадлежностей винят в этом моду на бороды, которая все не хочет отступать. Такой популярности бороды не знали со времен окончания Первой мировой войны.
С середины 10-х до 60-х годов подавляющему большинству мужчин в США и Европе и в голову не приходило отращивать на лице какую-то растительность. Но с наступлением 2013 года на мартовском вручении «Оскара» оказалось, что многие голливудские звезды давно пренебрегают бритвой и лосьоном после бритья: в том, что бороды вошли в моду, СМИ винили прежде всего голливудских актеров Джорджа Клуни, Брэдли Купера, Джейка Джилленхола и Хью Джекмена.
После оглушительной популярности бороды 2013 год был признан «годом бороды». В 2014-м, когда мировые производители бритв начали обнаруживать падение продаж, стали появляться осторожные предложения хипстерам бороды сбрить, потому что их уже слишком много, а однообразие лишает мужчин привлекательности.
Голливудский актер Джейк Джилленхол. Источник фотографии: festival-cannes.fr
Исследователи предположили, что борода начинает входить в моду, когда ее носит наименьшее число мужчин, а после того, как этот тренд достигнет пика, он должен был сойти на нет. Однако ожидания не оправдались — популярность бороды растет с каждым годом.
Бородатые по-прежнему занимаются политикой или ходят по подиумам, рекламируют одежду или занимаются спортом. Мотивы отрастить бороду у всех разные: кому-то надоело бриться каждый день — так быстро отрастала щетина, кто-то поддался зову предков, кто-то следует предписаниям религии.
«Мода на большие мужские бороды пришла на самом деле из-за того, что мужчина захотел показать себя мужчиной: взрослым, брутальным, большим, мужественным. Мужчины начали постоянно искать новые образы, которые соответствовали бы не только их стилю, но и внутреннему настрою», — рассказал ИА «Инфо-Ислам» о своем видении владелец барбершопа Mad Man Талгат Исмагилов. По его словам, 30-40% клиентов носят бороду и ухаживают за ней.
Внешний вид человека, наряду с тембром и интонациями голоса – это одна из главных составляющих его имиджа. Именно внешность человека – то, на что в первую очередь обращает внимание собеседник или новый знакомый. Аккуратная борода же добавляет ореол мудрости и вызывает доверие. Многие известные политики, актеры и спортсмены считают бороду своим неизменным спутником — министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень, глава Чечни Рамзан Кадыров, известный журналист Максим Шевченко, экономист Михаил Хазин, теннисист Марат Сафин, актеры Константин Хабенский и Михаил Пореченков, боксер Александр Емельяненко, телеведущий Иван Ургант.
Актер Константин Хабенский. Источник фотографии: dni.ru
Как пишет Задорнов, по странному совпадению, именно убежденные бородачи — художники, учёные, писатели — вошли в плеяду великих умов постпетровской России, да и всего мира, которые двинули прогресс всего человечества. «Вспомните портреты людей в коридорах университетов, в которых мы учились. 99% из них – с бородами. Совпадение?», — восклицает он.
«Борода всегда связана с подчеркиванием своей мужественности. Когда человек отращивает бороду, он тем самым фиксирует свою принадлежность к маскулинному типу. Это определенный элемент имиджа, который направлен на конкретную аудиторию. Вспомним историю. В свое время Петр Первый, наоборот, брил бороды, для того, чтобы подчеркнуть приверженность культурным нормам, цивилизации. Чисто выбритое лицо демонстрировало уважение к обществу и окружающим», — считает психолог Елена Ковалева.
По ее мнению, порой это не идет на пользу харизме: ведь человек, который выделяется из толпы внешним видом, как правило, интересней общей массы. А борода – это отличный способ выделиться, не требующий к тому же материальных затрат.
Ношение бороды чревато интересом спецслужб и…бактерий
Эксперты напоминают любителям бороды и о рисках новой моды. Кроме внимания силовых структур, связанного с попытками террористов скомпрометировать этот мужественный атрибут, тревогу забили микробиологи, отмечало РИА «Новости».
По мнению американских специалистов, борода может таить в себе грязные секреты — такие, как большое количество бактерий из-за близости к носо-ротовой полости. Однако вряд ли это будет большой проблемой, если человек соблюдает элементарные правила гигиены и моется хотя бы раз в день.
Стрижка бороды. Источник фотографии: hair.ms
Противоположные результаты приводят ученые университета Южного Квинсленда, которые обнаружили, что борода снижает риск возникновения рака кожи: именно пышная бородка блокирует от 90 до 95% ультрафиолетового излучения.
Кроме того, борода — своеобразный фильтр для мельчайших частиц пыли и цветочной пыльцы. Это свойство бородки полезно для мужчин, страдающих астмой и аллергией.
Косметологи заметили, что борода, сохраняя кожу в увлажнённом состоянии, позволяет замедлять процесс старения кожи на лице. Если есть борода, то можно не пользоваться никакими увлажнительными кремами или чем-либо еще для этого.
Чтобы борода не стала в тягость, была здоровой и красивой, специалист Талгат Исмагилов рекомендует использовать специальную косметику для бороды или бритья, чтобы не повреждать волосы, мыть бороду с той же периодичностью, что и волосы, пользоваться бальзамами и изредка маслами, периодически (минимум раз в две недели) ее подравнивать.
Тем временем в столице Татарстана в сентябре планируется проведение фестиваля «Борода Казани 2016», где участникам предлагается помериться красотой, длиной и ухоженностью бороды, усов и бакенбардов…
Светильник-ночник, красивый Арабский
Отличный подарок для мусульман!
Отношение к отращиванию бороды (араб. ) и бритью среди многочисленных исламских течений является неоднозначным. Некоторые из них считают бритье бороды грехом (фиск), а выращивание — обязательным (ваджиб) действием. Другие же считают отращивание бороды желательным (мустахабб), а бритьё порицаемым (макрух), но не запретным (харам) действием. Борода рассматривается мусульманами как символ мужественности, а её отращивание считается частью первозданного естества (фитра) человека.
Отращивание бороды
Ранний ислам
Показ волос пророка Мухаммеда в Чечне (2014)
Пророк Мухаммед, как и иудеи и христиане-монахи того времени, отращивал бороду. Согласно хадисам, Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду и не брить её: «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы», «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников».
В сборнике хадисов имама аль-Бухари сообщается, что во время своего предпоследнего и последнего паломничества, пророк Мухаммед разрешил людям взять его остриженные волосы. Полученные таким образом волосы с головы и бороды Пророка были сохранены, а затем распространены во всех частях исламского мира. Мусульмане хранили эти волосы в бутылках и заворачивали в зелёную материю.
Средневековье
О запрете брить бороду писали захиритский правовед Ибн Хазм, маликит аль-Хаттаб, ханбалит ас-Саффарини, ханафит Ибн Абидин.
Мнению большинства улемов о запрете бритья бороды противоречили некоторые представители шафиитского мазхаба, которые говорили о нежелательности (макрух) этого, но не считали харамом. Так говорили ар-Рафии, ан-Навави, Закария аль-Ансари и аль-Хатиб аш-Шарбини. Несмотря на это, шафииты аз-Заркаши, аль-Халими, аль-Каффаль аш-Шаши и аль-Азраи считали запретность бритья бороды более правильным мнением.
Современность
В традиционном арабском обществе социальный статус человека зависит от длины, формы и цвета его бороды. Современные салафитские богословы (Ибн Баз, аль-Усаймин, аль-Албани и др.) считают, что борода отличает мужчин от женщин и от неверующих (кафир), которые не отращивают бороды. Бритьё считается запретным (харам) и греховным действием. Такое же отношение к бритью бороды у шиитских аятолл Али Систани и Мухаммада Ширази. В 2012 году аятолла Али Хаменеи в эфире иранского национального телевидения назвал короткую бороду короля Марокко Мухаммеда VI, напоминающую скорее лёгкую небритость, «позором» и «плевком в лицо Пророка». В свою очередь король назвал это «чушью».
Ближний Восток
В некоторых странах Ближнего Востока (например, в Ливане) обладатели бород, даже если они отращивают их не по религиозным причинам, могут сталкиваться с подозрительным отношением к своей персоне со стороны полиции.
По некоторым данным, в связи с военными действиями в Сирии и Ираке, где курды воюют против боевиков Исламского Государства, курды на юго-востоке Турции стали массово сбривать свои бороды, чтобы быть непохожими на бородатых членов ИГИЛ. Несмотря на то, что ношение бороды не являются особенностью только ИГИЛ, были зафиксированы случаи, когда члены Рабочей партии Курдистана казнили людей за наличие у них бороды. В Турции отращивание бороды считается сунной и рекомендуется для взрослых мужчин. Но по турецкому правовому кодексу государственному служащему запрещено носить бороду.
В период правления Хосни Мубарака в Египте борода рассматривалась как символ исламистских сил, настроенных против президента, хотя бороды имеют не только мусульмане, но и копты-христиане (например, патриарх Феодор II). Братья-мусульмане имели ухоженные бороды, а салафиты отращивали внушительную растительность на лице и сбривали усы. Некоторые из них окрашивали свои бороды хной: от тёмно-бордового до ярко-оранжевого цветов. Все государственные служащие были обязаны сбривать бороды, но после падения режима Мубарака ношение бороды вновь вернулось в моду.
Афганистан под властью «Талибана»
После того как 27 сентября талибы без боя взяли Кабул, они ввели на территории новоявленного Исламского Эмирата Афганистан нормы шариата. Среди прочего, мужчины должны были отращивать густые бороды; стали проводиться «проверки бород». Те, чьи бороды были короче длины сжатого кулака, могли быть избиты.
Пакистан
В агентстве Баджаур, расположенном в зоне племён Пакистана, контролируемой талибами, на дверях парикмахерских были развешаны предупреждения о том, что бритьё бороды противоречит исламу и нарушители запрета будут убиты. Несколько парикмахерских были взорваны, после того как отказались соблюдать запрет. Такие же предупреждения были сделаны парикмахерским Вазиристана.
Средняя Азия
Официальная позиция Духовного управления мусульман Казахстана заключается в том, что отращивание бороды является суннатом (то есть необязательно), а о греховности бритья говорят только ваххабиты. В вопросе о необязательности отращивания бороды казахстанское духовенство опирается на египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру (1898—1974) и Махмуда Шалтута (1893—1963) и на постановление египетского Управления по фетвам. А по словам заведующего «Центра религиоведения» Танжарыка Турганкулова на сайте астанинской мечети им. Гылмани, отращивание бороды сегодняшними молодыми мусульманами Казахстана делается для того, чтобы внести смуту в общество мусульман.
В Узбекистане, основное население которого исповедует ислам, нет никаких официальных законов, направленных на запрет ношения бороды, но бородатые люди вызывают подозрение у окружающих и сотрудников милиции. Даже имамы мечетей вынуждены сбривать бороды, чтобы не попасть в список «бородатых» СНБ Узбекистана. По словам директора службы новостей организации Форум 18 Феликса Кроли, «узбекские власти борются не только с исламскими радикалами, но и просто с верующими мусульманами».
Неофициальный запрет на бороды связан с борьбой против экстремистских движений, которая началась после того, как в 1997 году в Намангане (Ферганская долина) было совершено жестокое показательное убийство высокого должностного лица правоохранительных органов. Тогда наличие бороды или фотографии с бородой в паспорте человека могло стать причиной для ареста и уголовного преследования.
Для того чтобы бородатый человек мог получить паспорт в Узбекистане, ему нужна справка от областного управления духовенства о том, что он «не является членом экстремистской организации». Но мало кому удаётся добиться такого разрешения.
Россия
Согласно постановлению Совета улемов ДУМ Карачаево-Черкесской Республики РФ от 27 августа 2011 года, ношение бороды согласно ханафитскому мазхабу является ваджибом. Совет улемов обязал всех имамов КЧР «отрастить бороды, минимально в пределах видимости (то есть запретить выбривать лезвием)».
По словам муфтия Тюменской области Ильдара Заганшина, ношение бороды не являются традицией татарского народа, чтобы носить бороду, надо заслужить это право. Небольшую бородку можно отпустить после женитьбы, в 30—35 лет, и только по достижении 60-летнего возраста можно отпускать густую длинную бороду и «быть похожим на Деда Мороза».
Имам-хатиб московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов в своей статье «Ношение бороды» отметил, что ношение бороды «категорически не является» обязательным (фард) и такое мнение — «одно из проявлений неграмотности». В этом вопросе он, как и коллеги из Казахстана, опирается на мнение египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру и Махмуда Шалтута.
На Северном Кавказе, в частности в Дагестане, ношение длинной бороды может служить основанием постановки сотрудниками полиции граждан на «профилактический учёт» в категорию «религиозный экстремизм».
Мужчина с окрашенной бородой
Укорачивание бороды
Большинство богословов разрешали укорачивать бороду, если её длина превышает длину сжатого кулака. Лишь некоторые шафииты (ан-Навави и др.), на основе общих доводов об «отпускании» бороды, считали, что её нельзя стричь. На дозволенность укорачивания бороды указывают действия сподвижников Мухаммеда Ибн Умара и Абу Хурайры, а также слова многих улемов прошлого (Хасан аль-Басри, Ибн Абд аль-Барр, Ибн Таймия, Ибн Абидин).
Окрашивание бороды
Помимо того, что Мухаммед призывал отращивать бороду, чтобы отличаться от язычников, он также призывал окрашивать бороды, чтобы отличаться от иудеев и христиан. Обычно мусульмане окрашивают (хидаб) бороду хной. По мнению ан-Навави мужчинам и женщинам предпочтительнее окрашивать седину в красный или жёлтый цвет. Что касается пророка Мухаммеда, то имеются сообщения о том, что он красил бороду и волосы на голове в жёлтый цвет. Также он говорил: «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину — это хна и басма».
Окрашивание бороды в чёрный цвет, по мнению некоторых богословов, запрещено. Исключением является окрашивание бороды и волос в чёрный цвет во время джихада для устрашения врага.
Инциденты с окрашиванием бороды
Халид Шейх Мохаммед, который считается организатором террористического акта 11 сентября 2001 года, во время судебного процесса на американской базе Гуантанамо появился с бородой, покрашенной в ржаво-красный цвет, тем самым озадачив службу безопасности тюрьмы. Заключённым на Гуантанамо запрещено использовать краску для волос, потому что в ней могут содержаться различные химические вещества, такие как аммиак и другие, которые могут быть использованы в качестве оружия. Возникли подозрения, что Халид Шейх Мохаммед мог получить контрабандным путём хну, но, как выяснилось, он использовал для окрашивания бороды фруктовый сок и ягоды из тюремного питания.
Мусульманин с выбритыми усами
Укорачивание усов
Среди исламских богословов есть разногласие относительно того, как укорачивать усы. Шафииты и имам Малик ибн Анас считали, что укорачивание должно ограничиваться лишь удалением того, что выходит за край губы. Ахмад ибн Ханбаль говорил, что нет ничего плохого ни в укорачивании усов, ни в их сбривании. Ранние ханафиты (ат-Тахави и др.), под укорачиванием понимали полное искоренение (исти’саль), а более поздние говорили, что усы надо просто укорачивать, но не сбривать полностью.
Имам Малик называл полное сбривание усов нововведением, а один из последователей его мазхаба Ибн Фархун (ум. ) даже запретил принимать свидетельские показания у того, кто полностью сбрил усы.
Что касается сподвижников Мухаммеда, то некоторые из них укорачивали усы (Абу Умам аль-Бахили, Микдам ибн Мадикариб, Утба ибн Ауф, Хаджжадж ибн Амир, Абдуллах ибн Бишр и др.), а некоторые сбривали полностью (Абу Саид аль-Худри, Джабир ибн Абдуллах, Ибн Умар, Абу Усайд аль-Ансари, Салама ибн аль-Акуа, Абу Рафиа и др.).
Примечания
- ↑ Patrick Hughes, Thomas Patrick Hughes. Dictionary of Islam. — Asian Educational Services, 1995. — P. 40. — 750 p. — ISBN 9788120606722.
- ↑ Abdelwahab Bouhdiba. Sexuality in Islam. — Routledge, 2013. — P. 34. — 304 p. — ISBN 9781135030377.
- ↑ Jeffry R. Halverson. Theology and Creed in Sunni Islam: The Muslim Brotherhood, Ash’arism, and Political Sunnism. — Palgrave Macmillan, 2010. — P. 123. — 208 p. — ISBN 9780230106581.
- ↑ Сахих аль-Бухари № 5892, Сахих Муслим № 259
Оригинальный текст (ар.)
خَالِفُوا الْمُشْرِكِينَ وَفِّرُوا اللِّحَى وَأَحْفُوا الشَّوَارِبَ.
- ↑ Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — С. 63.
Оригинальный текст (ар.)
جزوا الشوارب، وأرخوا اللحى، خالفوا المجوس
- ↑ Ahmet Zebidi Zeynüddin. Sahih-i Buhari muhtasarı tecridi sarih tercemesi / Ahmed Naim-Kâmil Miras. — Istanbul, 1926-46. — С. 193—8. — 442 с.
- ↑ Encyclopaedia of Islam, 1960—2005, Liḥya-Yi S̲h̲erīf.
- ↑ Ибн Хазм аль-Андалуси. Маратиб аль-иджтима = مراتب الإجماع. — С. 157.
- ↑ Ибн Хазм аль-Андалуси. Аль-Мухалла = المحلى. — Т. 2. — С. 189.
- ↑ Аль-Хаттаб. Мауахиб аль-джалиль = مواهب الجليل. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 1. — С. 313.
- ↑ Ас-Саффарини. Газа аль-альбаб = غذاء الألباب. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 1. — С. 334.
- ↑ Ибн Абидин. Радд аль-Мухтар = رد المحتار. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 3. — С. 398.
- ↑ Ибн Хаджар аль-Хайтами. فصل في العقيقة // Тухфат аль-Мухтадж = تحفة المحتاج.
- ↑ Закария аль-Ансари. Асна аль-Маталиб = أسنى المطالب. — Т. 1. — С. 551.
- ↑ Аль-Хатиб аш-Шарбини. Мугни аль-Мухтадж = مغني المحتاج. — Т. 6. — С. 186.
- ↑ حكم حلق اللحية (ар.). — www.binbaz.org.sa.
- ↑ Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин. ما حكم حلق اللحية؟ // مجموع فتاوى و رسائل الشيخ محمد صالح العثيمين. — Т. 11.
- ↑ Насируддин аль-Албани. Этикет бракосочетания = آداب الزفاف. — С. 210—211.
- ↑ الاستفتاءات » حلق اللحية (ар.). www.sistani.org. Проверено 1 марта 2015.
- ↑ Мухаммад Ширази. حلق اللحية (ар.). alshirazi.com. Проверено 1 марта 2015.
- ↑ Аятолла Хаменеи признал бороду короля Марокко «недостаточно исламской», Credo.ru (15 марта 2012). Проверено 2 марта 2015.
- ↑ Priya Elan. Who’s That Lebanese Man With A Beard? Hipster Or Jihadi?; 10 Moments That Made Jay-Z – review (англ.). — The Guardian, 13 November 2014.
- ↑ Pinar Tremblay. In Turkey, it’s all about the beard (англ.). — Al-Monitor, 2014.
- ↑ Ashraf Khalil. Decoding facial hair in the Arab world (англ.). — Би-би-си, 2 February 2013.
- ↑ John F. Burns. Islamic Rule Weighs Heavily for Afghans. — The New York Times, September 24, 1997.
- ↑ Kim Sengupta, Jerome Starkey. Taliban in policy shift on beards and burqas (англ.). — The Independent, 2 April 2009.
- ↑ Mushtaq Yusufzai. In tribal Pakistan, a shave may cost your life (англ.). — NBC News, Mar 6, 2007.
- ↑ Pakistani barbers receive Taliban-style beard threat (англ.). — Reuters, Feb 12, 2007.
- ↑ Обязательно ли отращивать бороду? (казах.) = Сақал қою парыз ба?. — Официальный сайт Петропавловской мечети, 16 января 2015. Архивировано 2 марта 2015 года.
- ↑ Тұрғанқұлов Таңжарық (казах.). Официальный сайт мечети им. Садуакаса-хаджи Гылмани (08.04.13). Проверено 2 марта 2015. Архивировано 2 марта 2015 года.
- ↑ Житель Узбекистана отстоял право на бороду. — Lenta.ru, 9 марта 2010.
- ↑ Игорь Ротарь. Борода – нехороший признак. — Известия, 3 марта 2003.
- ↑ Умар Одил. Борода в Узбекистане – важная улика. — ФерганаНьюс, 08.08.2002.
- ↑ Постановления и рекомендации Совета Улемов ДУМКЧР(и не только КЧР). www.elbrusoid.org (09.09.2011). Проверено 2 марта 2015. Архивировано 3 марта 2015 года.
- ↑ Виктория Гришина. Муфтий Тюменской области: нужно уважать традиции и обычаи страны, в которую ты приехал. — Комсомолькая Правда, 13 марта 2013.
- ↑ Шамиль Аляутдинов. Ношение бороды. — Umma.ru.
- ↑ Лаптиева Д. Борода экстремизма. За что ставят на профучет на Северном Кавказе. Спектр (5 сентября 2016). Проверено 9 марта 2017.
- ↑ Гордиенко И. Схватить «экстремиста» за бороду. Новая газета (28 июня 2016). Проверено 9 марта 2017.
- ↑ В Дагестане врача поставили на профучет из-за длинной бороды. Наша версия на Северном Кавказе (27 января 2016). Проверено 9 марта 2017.
- ↑ Халид ибн Сауд аль-Булайхид. حكم إعفاء اللحية والأخذ منها (ар.). — www.saaid.net, .
- ↑ Салих ибн Ахмад аль-Асмари. حكم الأخذ من اللحية (ар.). — www.saaid.net.
- ↑ Haggai Mazuz. The Religious and Spiritual Life of the Jews of Medina. — BRILL, 2014. — P. 81. — 148 p. — (Brill Reference Library of Judaism). — ISBN 9789004266094.
- ↑ Encyclopaedia of Islam, 1960—2005, K̲h̲iḍāb.
- ↑ Шабанов, Арсен Его голова // Внешность мусульманина. Исламская цивилизация (8 сентября 2013). Проверено 3 марта 2015.
- ↑ Шабанов, Арсен Внешность мусульманина. Исламская цивилизация (9 сентября 2013). Проверено 2 марта 2015.
- ↑ Ибн Хаджар аль-Аскаляни. Фатх аль-Бари. — Т. 6. — С. 499.
- ↑ Jane Sutton. September 11 mastermind’s beard mystery solved: he dyes it with berries (англ.). — Reuters, Oct 23, 2012.
Литература
- Encyclopaedia of Islam. . — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005. (платн.)
Дополнительная литература
- Bart // Brockhaus Bilder-Conversations-Lexikon. — Leipzig, 1837. — Т. 1. — С. 186—187.
- Muhammad al-Jibaly. The Beard Between the Salaf & Khalaf. — Al-Kitaab & as-Sunnah Publishing.