Как называют человека который бреет бороды?

Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "как называют человека который бреет бороды?" с полным описанием и рекомендациями.

Современный человек всё чаще уход за своей внешностью доверяет профессионалам.

Оглянитесь вокруг: маникюрные и педикюрные салоны, имидж-студии, частные косметологические клиники. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Наше общество диктует не только женщинам, но и мужчинам доверить свой внешний вид профессионалам. В первую очередь, это касается ухода за ставшей очень популярной бородой. Парикмахерские салоны предлагают мужчинам воспользоваться услугами мастера по стрижке бороды.

Эта услуга не является новейшим изобретением человечества, а существовала с древних времён и была в последнее столетие немного подзабыта.

Давайте ненадолго окунемся в историю и проследим путь профессии с момента её зарождения по сегодняшний день, и узнаем как называется профессия того, кто стрижет бороду в наши дни.

Полная информация по теме “почему на руси не брили бороды” – все самое актуальное и полезное по данному вопросу.

Почему на руси не брили бороды

Как известно, бороды украшают мужчин и хорошо согревают в холодную погоду, но не только поэтому ими щеголяли почти все жители Руси. В первую очередь, представители всех сословий отращивали длинную и густую растительность на лицах, желая тем самым подчеркнуть свой статус, мудрость и силу.

Борьбу с этим общепринятым признаком мужественности в нашей стране начал Петр I. Хотя еще до официального запрета на ношение бороды, введенного царем-реформатором, некоторые жители Руси регулярно брились. Кем они были и почему так делали?

Как это ни прозвучит неожиданно, изначально у славян не было принято носить длинные, окладистые бороды. Являясь язычниками, наши предки чаще всего отращивали на своих лицах только усы. Моду на бороды ввели византийские религиозные деятели, приехавшие на Русь, чтобы крестить местных жителей.

Французский монах и летописец Адемар Шабанский (989-1034 гг.) написал в своих трудах, посвященных нашей стране, что некий греческий епископ убедил идолопоклонников принять православие и отпускать бороды.

Впрочем, еще долгое время после крещения Руси языческие жрецы, которые тщательно и регулярно удаляли со своих лиц растительность, призывали народ не принимать веру небритых миссионеров.

Косвенным доказательством, что русские язычники не носили бороды, являются идолы. Почти все изображения древних богов мужского пола – лишь с усами. Даже особо почитаемый в народе Перун, в отличие от скандинавского Одина, бороды не имеет.

Датский летописец Саксон Грамматик (около 1140 – около 1216 гг.) описал святилище славян-язычников, которое видел во время путешествия. Воображение автора особенно потрясла огромная фигура с четырьмя головами, смотрящими в разные стороны. Причем, волосы у бога изображены коротко остриженными, а борода – бритой, что «…подражало обычаю руян при уходе за собой». По названию одного и северных славянских племен, известных датскому летописцу, он именовал руянами всех жителей Древней Руси.

Православные священники подозревали бритых мужчин в идолопоклонстве. Когда религиозное противостояние между христианами и язычниками было еще очень сильно, безбородым людям даже могли отказать в церковном благословении.

Особым сословием жителей Руси всегда являлись скоморохи. Странствующие артисты, веселящие народ, должны были существенно отличаться от своих зрителей хотя бы для привлечения всеобщего внимания. Скоморохи не только брились, но и носили очень яркую одежду, а также забавные колпаки.

Впрочем, странствующих артистов многие церковные деятели подозревали в язычестве, колдовстве и гадании. И если в XII-XIV веках они еще могли свободно ходить из города в город, выступая на ярмарках с забавными песнями и танцами, то позднее на скоморохов начались гонения. Дело в том, что шутники иногда позволяли себе высмеивать попов, бояр и даже царей, что вызывало веселье среди простого народа, но сильно не нравилось представителям привилегированных сословий.

Церковники стали называть скоморошество богомерзким занятием, а показное веселье – грехом. В середине XVII века артистам запретили странствовать по городам и веселить народ. Шутников было официально приказано бить батогами, а также уничтожать их сценический инвентарь.

Растительности на лицах представителей сильного пола, как правило, не бывает при недостатке мужских гормонов. И если оскопить юного отрока, то его организм постепенно перестраивается: голос становится тоньше, движения – мягче, а борода совсем исчезает.

К такой радикальной процедуре, как кастрация, прибегали отдельные религиозные фанатики. Скопцов на Руси было не много, но простые люди относились к ним с уважением. Считалось, что эти «агнцы Божии» приобщены к особым духовным таинствам, мудры и образованны.

Основой идеологии скопцов являлось евангелие от святого Матфея, в котором наряду с суровым осуждением грешников имеются строки о том, что людей, которые «сделали сами себя скопцами», ждет Царствие Небесное (Мф. 19:12). В других священных текстах не раз от имени Иисуса Христа говорится, что лучше отсечь себе члены, чем поддаться соблазну.

Общины скопцов, которые называли себя «белые голуби», официальные власти начали сурово преследовать только в XVIII веке. Их признали опасной сектой, поскольку эти религиозные фанатики всеми средствами стремились привлечь в свои ряды молодежь, пропагандируя духовную и физическую чистоту.

Гомосексуалисты

Поскольку гомосексуализм, как явление, всегда существовал среди людей, то нет ничего постыдного в признании, что отдельные жители Руси были представителями нетрадиционной ориентации. Об этом косвенно свидетельствует большое количество религиозных текстов, в которых сурово осуждается мужеложство. Например, переводчик и публицист Максим Грек (1470-1556 гг.), канонизированный православной церковью, написал труд «Слово на потопляемых и погибаемых без ума, богомерзким гнусным содомским грехом, в муках вечных». В этом сочинении автор предложил предавать гомосексуалистов вечной анафеме.

Представители нетрадиционной ориентации, несмотря на осуждение церковников, брили усы и бороды, красиво наряжались, душились и красились. Простой народ относился к такому поведению, в основном, как к чудачеству. Иногда мужчины шутили между собой на пикантные темы. Впрочем, для жителей других стран даже упоминание о гомосексуализме казалось страшным грехом. Так, священник из Хорватии Юрий Крижанич, побывавший в нашей стране в 1659-1677 годах, был шокирован тем, что в России «…таким отвратительным преступлением просто шутят».

В своей автобиографии духовный лидер старообрядцев протопоп Аввакум (1620-1682 гг.) написал, что как-то отказался благословить юного Матфея – сына воеводы Василия ПетровичаШереметьева. Причиной для отказа стал тот факт, что у молодого человека не было бороды, а всех мужчин, бреющих свои лица, принципиальный Аввакум автоматически считал гомосексуалистами. Протопоп решил, что юный Шереметьев брился, чтобы намеренно придать себе соблазнительный вид.

Не только Петр I, но и некоторые другие правители нашей страны были безбородыми. Так, известный византийский автор Лев Диакон (до 950 – около 1000 гг.) описал внешность киевского князя Святослава Игоревича (942-972 гг.). По утверждению современника, внук легендарного Рюрика был мужчиной среднего роста. На его лице имелись светлые глаза, кустистые брови, курносый нос, длинные и пышные усы. Святослав брил бороду, как и многие его соратники.

Великий князь Василий III Иоаннович (1479-1533 гг.) еще до Петра I пытался преодолеть многовековую традицию. Однажды он побрился и даже предложил боярам сделать то же самое. Но люди возмутились такому пренебрежительному отношению правителя к устоям общества. В народе даже пошли слухи, что Василий III – представитель нетрадиционной сексуальной ориентации. Возможно, такие разговоры подогревались церковниками, которые видели в отсутствии бороды неприкрытое кощунство.

Борис Федорович Годунов (1552-1605 гг.) тоже регулярно брился, несмотря на то, что на официальных портретах его было принято изображать с небольшой бородкой – дань традиции. Возможно, этот правитель Руси не отращивал растительность на лице по причине своего происхождения, ведь некоторые историки утверждают, что предком бояр Годуновых был татарский князь Чет, перебравшийся на Русь в 1330 году и принявший крещение. А среди представителей этого народа было принято бриться.

Сейчас многие мужчины отпускают бороды по разным причинам. Одни хотят подчеркнуть свою мужественную привлекательность, другие – следовать традициям предков, третьи – просто выглядеть модными, четвертые – выделиться из общей среды. Современным людям сложно представить, какие нешуточные страсти кипели в русском обществе по поводу ношения бороды на протяжении многих веков.

Сакральное значение бороды на Руси

На Руси мужика без бороды было видеть также дико, как и женщину с бородой. С безбородыми мужчинами старались не заключать договоров, поскольку считалось, что у них не только «женоликая» внешность, но и образ мышления подобен женскому. Бритье расценивалось практически как добровольная кастрация. Мужчине без бороды очень трудно было создать семью, он считался неспособным к продолжению рода.

Эпоха тотального запрета на бороду

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года — с 1 сентября ношение бород. Указ был подкреплен обедом у боярина Шеина по случаю Нового года. На званом обеде бороды резал уже не сам царь, а царский шут. Указ вызвал огромное сопротивление, описание которого попало во множество летописей того времени. Бритых звали «босое рыло». И это «босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами.

Идея о налоге пришла Петру Алексеевичу во время его первой поездки в Европу. В тот период в некоторых государствах Европы такой указ приносил казне доход. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели медный жетон — бородовой знак — с изображением на лицевой стороне бороды и надписью над ней: «ДЕНГИ ВЗѦТЫ». В 2015 году исполнилось 317 лет налогу на бороду.

Существовало несколько тарифов: в среднем от 60 до 100 рублей «с бороды», а с московских жителей — по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составлял годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала дорогим удовольствием. Крестьяне пошлину не платили, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». И только это поспособствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России.

Потом с 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. Причём при бороде полагался обязательный старомодный мундир, чтобы было ещё стыднее себя ощущать. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

Итог: Издевательство ПетраI по отношению к русской бороде, как и русскому платью, было обусловлено только неприязнью царя ко всему исконно русскому и любви к бездуховной иностранщине. Иначе не стал бы он вводить непосильный налог, коли хотел казну пополнить. И не стал бы указ реализовывать насильственным образом. Например, на воскресной службе солдаты окружали церкви, хватали всех мужиков без разбору, двое держали, третий резал бороду да рукава у кафтанов.

В Древнем Египте вообще бороду было запрещено носить всем, кроме фараона — она символизировала единоличную власть и обладание землями. Фараон как бы представал в образе отца-мужчины, а весь его народ становился «женщиной» — воспроизводительницей благ.

Борода — это почёт. Из описания путешественника на Русь в 1634 года Адама Алеария (перевод): «Мужчины у русских очень почитают длинные бороды, и те, у кого они имеются, пользуются у них большим почётом». Во всех сказания и былинах все, к кому уважение показывается, мудрецы да богатыри — с бородой. И старик Хоттабыч одной волосинкой из бороды желания выполнял. И дед Мороз без бороды не он.

В 1757 г. М.В. Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту — «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.

Наказание через бороду.

На Руси бороду ценили так, что самым тяжким преступлением было осквернение бороды. Так, согласно «Псковской судной грамоте» (XIV — XVвв.), за повреждение или насильственное лишение бороды нужно было заплатить гигантский штраф в 2 рубля, в то время как за убийство штраф был всего рубль. Самым страшным оскорблением считался плевок в бороду, а подпалить недругу бороду означало объявить ему войну.

В летописях часто встречаются осквернения бород. Когда к князю приходили посланники с непригожими требованиями, им молча отрезали бороды и отправляли обратно. И этим было сказано больше, чем тысяча слов.

Если в Древней Греции кому-то встречался полностью выбритый человек, то это означало, что он наказан за какой-то серьезный проступок. В Греции воинам, струсившим на поле боя, обривали пол-лица.

Кстати, участникам КВН советского периода запрещалось носить бороды, так как это могло быть насмешкой над идеологами коммунизма Марксом или Лениным.

«Бородатые» дебри истории

Итак, сакральная тайна бороды для славян, и почему ни в коем случае нельзя было нас ее лишать:

1. Значение слова: БОРОДА — Богатство РОДА! Чем гуще и длиннее борода, тем сильнее и крепче род, тем больше у него потомства и тем сильнее связи между поколениями.

2. Борода даёт храбрость. Пока у воинов не начинала расти борода, их не пускали в передовые отряды, на поле боя. Может, конечно, это просто самовнушение, что если тебя с детства будут уверять, что борода тебя сделает бесстрашным, непобедимым и будет оберегать от стрелы разящей в полдень, то так и будет! Мы же есть то, во что верим! Да даже просто посмотрите на хмурого мужика с бородой, он в раз сто опаснее выглядит, чем свежебритенький.

3. Духовный рост без бороды не возможен. Мужчина есть носитель духа рода. (Тако свой род продлеваючи, муж даёт детям дух, а мать тело). Муж, который носит бороду, обладает духовной силой. И как женщина Бога через волосы на голове слышит, так мужчина чувство Бога через волосына бородеполучает. Борода даёт сильнейшую интуицию, что помогает разрешать сложнейшие ситуации. К сведению, Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство своим телом, которым его наделил Господь. И указ Петра I о запрете ношения бород церковных служителей не коснулся. Хотя до этого указа сама церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых.

Волосы бороды пророка Мухаммеда входят в десятку самых почитаемых религиозных реликвий в мире, как и терновый венец Иисуса, и мощи Будды. В старообрядчестве брадобритие именуется законопреступным и почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете. Брадобритие было запрещено правилами шестого Вселенского Собора. Запрещалось бритие бород святоотеческими писаниями св. ЕпифанияКипрского, св. Кирилла Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в книгах Никона Черные Горы.«О пользе бороды у священников» Валериана (1531 г.) известен трактат специально на эту тему — «Апология бороды» Бурхарда Беллевосского, написанный в 1160-х годах и найденный в 1929 г.

4. Борода есть принадлежность к БОжьемуРОДУ. Бог создал мужчину по своему образу и подобию, а значит, борода — неотъемлемая часть его образа. В Влескниге написано: «Боги наши, суть Отцы наши, а мы — дети их, и будем достойны Славы Богов наших, и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших, троекратно более чем влас в браде нашей». Вообще брадолюбие является одной из главных добродетелей русского человека: бороду нужно холить и лелеять, бережно отращивать и относиться к ней уважительно.

5. Мудрость живёт в бороде. О великом могуществе бороды говорили и древние греки — каждый взрослый мужчина без исключения носил бороду в знак обретения мудрости. Бороду отпускали с удовольствием, а коротко стригли ее (но не сбривали!) только в знак траура.

6. Борода есть духовная связь с Предками и свободомыслие. В древнем мире, и не только у славян, если требовалось покорить, подчинить себе кого-то, то ему отрезали бороду. Человек, лишенный такого мощного источника энергии, теряет духовную связь с Предками и свободомыслие, у него затуманивается сознание, и им можно управлять как угодно. (Так вот почему на любой РАБоте на систему требует гладко выбритого лица, так легче управлять)

7. Борода есть символ власти, символ хозяина. Мужчина в мире дома своего есть олицетворение Бога, и только он изначально должен всё первым зачинать. Мужчина без бороды считался женоподобным и неспособным к созданию семьи, продолжению рода.

  • 6300 просмотров

Материалы по теме

Последние новости с Украины за 4 мая 2014

Последние новости с Украины за 5 мая 2014

Последние новости с Украины за 6 мая 2014

Последние новости с Украины за 7 мая 2014

Последние новости с Украины за 8 мая 2014

Последние новости с Украины за 9 мая 2014

Последние новости с Украины за 10 мая 2014

Последние новости с Украины за 11 мая 2014

Почему на Руси нельзя было брить бороду

Сила Руси – в её народе. Сила народа, по крайней мере, мужецкого пола, – в его бороде. Так для чего же русскому человеку нужна была хорошая растительность на подбородке?

Чтобы попасть в Царствие Небесное

Патриарх Адриан в конце XVII века написал: «Бог создал человека бородатым: только коты и псы не имеют ее». Все «скобленные» взрослые мужи без разбора отлучались от церкви. Связано это было с тем, что согласно преданию Православный человек должен был по наружности соответствовать образу Христа. Так что гладковыбритым мужчинам вход в Царствие Небесное был заказан.

Чтобы показать свою силу

На Руси мужчин встречали не по одежке, а по бороде. Ее густоте и окладитости. Густая растительность считалась внешним отражением хорошей породы человека, и его мужской силы. Люди с плохо растущей бородой признавались чуть ли не вырожденцами. Безбородые, как правило, оставались в бобылях.

Чтобы сохранить свое достоинство

Честь у русского человека находилась в бороде. Ущерб, нанесенный растительности на подбородке, являлся тягчайшим преступлением против личности. Еще Ярослав Мудрый установил штраф за выдранные волосы в бороде.

За вырванный клок провинившийся должен был заплатить государству 12 гривен. При Иоанне Грозном опальные бояре подвергались позорной гражданской казни: у них выщипывали волосы из бороды. Смыть такой позор можно было только в монастыре или подвигом на войне.

Чтобы подчеркнуть свою русскость

Борода считалась даром Господа. И русский народ по этой части был весьма одаренным. Борода была нашим национальным достоянием, которое оберегалось в том числе негласными уставами не вступать в браки с инородцами. Особенно с теми, которых природа не наделила густой растительностью на лице.

Согрешивших с «басурманами» легко узнавали по потомству, а точнее – по «козлиным», редким бородам. Несчастных «награждали» статусом «ублюдок» (от слова блуд), и нужно было приложить не мало усилий, чтобы стать полноправным членом общества.

Для гармонии

Борода для русского человека была не только честью и совестью, но и балансиром в жизни. Утрата волос на бороде непременно сказывалась на судьбе человека. К случайно вырванным клокам и выпавшим волосам на подбородке относились весьма серьезно: «облысевший» мужчина, как правило, шел на исповедь, а затем садился на строгий пост.

Люди же, которые добровольно избавлялись от бороды, считались одержимыми. Простые люди сторонились их, чтобы не заразиться бесами. Но самым страшным было для русского человека, когда «скоблился» царь. Это воспринималось в народе национальной катастрофой…

Для независимости

В XIX веке борода воспринималась признаком вольнодумства. Не вызывали подозрений бороды у священников, старообрядцев, купцов. Разночинцы же, отпускавшие бороды расценивались как потенциально опасный, ненадёжный элемент.

В советскую эпоху борода была атрибутом зажиточного крестьянина, священника или академического ученого, а позднее также поклонников подозрительных интеллектуалов вроде Хемингуэя или неформатного Высоцкого.

Таким образом, можно утверждать, что ношение бороды – своего рода нонконформизм, показывающий независимость взглядов её “хозяина” и даже его революционный настрой. Достаточно вспомнить бородатых вождей мировых революций.

Для мужественности

Во все времена борода была признаком мужественности и зрелости. Безбородому мужчине даже отказывали в благословении и не пускали на поле боя.

Ну а сегодня борода снова в моде – главное, чтобы она была ухоженная и опрятная.

Uceleu.Ru Полная версия сайта

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года — с 1 сентября ношение бород. Указ был подкреплен обедом у боярина Шеина по случаю Нового года. На званом обеде бороды резал уже не сам царь, а царский шут. Указ вызвал огромное сопротивление, описание которого попало во множество летописей того времени. Бритых звали «босое рыло». И это «босое рыло» вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами.

Идея о налоге пришла Петру Алексеевичу во время его первой поездки в Европу. В тот период в некоторых государствах Европы такой указ приносил казне доход. В 1699 году для подтверждения уплаты пошлины ввели медный жетон — бородовой знак — с изображением на лицевой стороне бороды и надписью над ней: «ДЕНГИ ВЗѦТЫ».

Потом с 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. Причём при бороде полагался обязательный старомодный мундир, чтобы было ещё стыднее себя ощущать. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

Итог: Издевательство ПетраI по отношению к русской бороде, как и русскому платью, было обусловлено только неприязнью царя ко всему исконно русскому и любви к бездуховной иностранщине. Иначе не стал бы он вводить непосильный налог, коли хотел казну пополнить. И не стал бы указ реализовывать насильственным образом. Например, на воскресной службе солдаты окружали церкви, хватали всех мужиков без разбору, двое держали, третий резал бороду да рукава у кафтанов.

И. Борода — это почёт. Из описания путешественника на Русь в 1634 года Адама Алеария (перевод): «Мужчины у русских очень почитают длинные бороды и толстые животы, и те, у кого эти качества имеются, пользуются у них большим почётом». Во всех сказания и былинах все, к кому уважение показывается, мудрецы да богатыри — с бородой. И старик Хоттабыч одной волосинкой из бороды желания выполнял.И дед Мороз без бороды не он.

В 1757 г. М.В. Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту — «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.

Во время масленичных и крещенских гуляний, чтобы халдеи не подпалили бороду фейерверками, её измазывали мёдом.

На Руси бороду ценили так, что самым тяжким преступлением было осквернение бороды. Так, согласно «Псковской судной грамоте» (XIV — XVвв.), за повреждение или насильственное лишение бороды нужно было заплатить гигантский штраф в 2 рубля, в то время как за убийство штраф был всего рубль. Самым страшным оскорблением считался плевок в бороду, а подпалить недругу бороду означало объявить ему войну.

В летописях часто встречаются осквернения бород. Когда к князю приходили посланники с непригожими требованиями, им молча отрезали бороды и отправляли обратно. И этим было сказано больше, чем тысяча слов.

Если в Древней Греции кому-то встречался полностью выбритый человек, то это означало, что он наказан за какой-то серьезный проступок. В Греции воинам, струсившим на поле боя, обривали пол-лица.

Кстати, участникам КВН советского периода запрещалось носить бороды, так как это могло быть насмешкой над идеологами коммунизма Марксом или Лениным.

Итак, сакральная тайна бороды для славян, и почему ни в коем случае нельзя было нас ее лишать:

1. Значение слова: БОРОДА — Богатство РОДА! Чем гуще и длиннее борода, тем сильнее и крепче род, тем больше у него потомства и тем сильнее связи между поколениями.

2. Борода даёт храбрость. Пока у воинов не начинала расти борода, их не пускали в передовые отряды, на поле боя. Может, конечно, это просто самовнушение, что если тебя с детства будут уверять, что борода тебя сделает бесстрашным, непобедимым и будет оберегать от стрелы разящей в полдень, то так и будет! Мы же есть то, во что верим! Да даже просто посмотрите на хмурого мужика с бородой, он в раз сто опаснее выглядит, чем свежебритенький.

3. Духовный рост без бороды не возможен. Мужчина есть носитель духа рода. (Тако свой род продлеваючи, муж даёт детям дух, а мать тело).Муж, который носит бороду, обладает духовной силой. И как женщина Бога через волосы на голове слышит, так мужчина чувство Бога через волосына бородеполучает. Борода даёт сильнейшую интуицию, что помогает разрешать сложнейшие ситуации. К сведению, Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство своим телом, которым его наделил Господь. И указ Петра I о запрете ношения бород церковных служителей не коснулся. Хотя до этого указа сама церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых.

Волосы бороды пророка Мухаммеда входят в десятку самых почитаемых религиозных реликвий в мире, как и терновый венец Иисуса, и мощи Будды. В старообрядчестве брадобритие именуется законопреступным и почитается ересью. Брадобритие запрещалось в Ветхом Завете. Брадобритие было запрещено правилами шестого Вселенского Собора. Запрещалось бритие бород святоотеческими писаниями св. ЕпифанияКипрского, св. Кирилла Александрийского, бл. Феодорита, св. Исидора Пилусиота. Осуждение брадобритию также содержится в книгах Никона Черные Горы.«О пользе бороды у священников» Валериана (1531 г.) известен трактат специально на эту тему — «Апология бороды»БурхардаБеллевосского, написанный в 1160-х годах и найденный в 1929 г.

4. Борода есть принадлежность к БОжьемуРОДУ. Бог создал мужчину по своему образу и подобию, а значит, борода — неотъемлемая часть его образа. В Влескниге написано: «Боги наши, суть Отцы наши, а мы — дети их, и будем достойны Славы Богов наших, и сотворим благих деяний множество, да во славу Родов наших, троекратно более чем влас в браде нашей». Вообще брадолюбие является одной из главных добродетелей русского человека: бороду нужно холить и лелеять, бережно отращивать и относиться к ней уважительно.

Комментариев — 14

  • sakhalin65
  • 27 апреля 2014, 15:24
  • 0
  • AKVATRAN
  • 27 апреля 2014, 19:16
  • 0
  • sakhalin65
  • 28 апреля 2014, 07:51
  • 0
  • wervolf313
  • 27 апреля 2014, 16:05
  • 0
  • Sedoy
  • 27 апреля 2014, 16:16
  • 0

Да и жене моя борода нравиться, а эт самое главное.

  • Slavyan
  • 27 апреля 2014, 22:54
  • 0

Зато потом когда на последнее заседание побрился и подстригся, не все узнали,

И в море когда уходил, не брился. Даже в ВМФ когда служил, и не один ушатый мне на утренних смотрах замечания не делал. Потому что я боцман, хоть и не главный.

  • narkoz
  • 28 апреля 2014, 04:41
  • 0
  • O6opoTeHb
  • 28 апреля 2014, 13:05
  • 0
  • sakhalin65
  • 28 апреля 2014, 13:15
  • 0

Буду не вакхаБИТом, а вакхаБАЙТом:)

Благо, жонушка не нервничает по поводу моей бороды, оно ж уже не щетина.

  • O6opoTeHb
  • 28 апреля 2014, 14:18
  • +1
  • alatas
  • 28 апреля 2014, 16:57
  • 0

Моя не против, я только ЗА… гуляй борода… остальные просто завидуют!

Оценка

5

проголосовавших:

2

Большинство современных мужчин моются и бреются исключительно ради того, чтобы хорошо выглядеть. Черты ритуала в этих занятиях можно найти, но очень редко. Конечно, в расплодившихся барбершопах вас могут побрить опасной бритвой или смазать волосы специальным маслом, но в повседневной жизни мы предпочитаем одноразовые станки, шампунь из супермаркета и визит в парикмахерскую возле дома.

Но во все времена и во всех культурах бритье бороды и стрижка были наполнены глубоким смыслом. Бритье и уход были наполнены ритуальным смыслом, древняя память о котором живет в нас и поныне. Сегодня мы расскажем о некоторых из уникальных ритуалов связанных с уходом за волосами из самых разных культур мира.

как называют человека который бреет бороды


Древний Египет

Знатные египтяне времен Древнего царства ценили и уважали бороды и носили их с гордостью. Дошедшие до нас изображения демонстрируют мужчин с длинными черными бородами, которые они часто заплетали в косы и всячески украшали. Некоторые фараоны даже умудрялись отращивать роскошные усы. Но мода капризная штука, и через несколько веков любовь к волосатым лицам пошла на нет, сменяясь гладко выбритыми подбородками и черепами. Волосатость стала считаться животным признаком, а египтянам хотелось походить больше на людей.

Богатые египетские мужчины часто нанимали штатных парикмахеров, которые жили в их домах и ежедневно следили за шевелюрами и растительностью на лице. Появиться небритым на улице было недостойно знатного гражданина и считалось уделом раба или вольнонаемника.

По словам греческого историка Геродота, египетские жрецы в 6 веке до нашей эры брили тело каждый день, влючая даже брови и ресницы! Это было частью ритуального очищения, а бритвенные принадлежности обязательно клали в гробницы вельмож, чтобы и на том свете они могли продолжать свои гигиенические ритуалы. В то же время, для фараонов борода стала своего рода королевской регалией, которая часто была искусственной и надевалась по большим праздникам.

как называют человека который бреет бороды


Месопотамия

Древние люди, живущие между реками Тигр и Евфрат, посвящали много времени и внимания своим бородам. Ассирийцы, шумеры, финикийцы носили длинные и роскошные бороды. Никто и не думал использовать фальшивки, благо бороды у вавилонян росли хорошо, что видно на всех изображениях того времени. В бороды вплетали ленты и нити, а еще мужчины Месопотамии изобрели для своих бород своего рода бигуди, на которые долго и кропотливо накручивали бороды, чтобы те выглядели как прическа современной дамы. Чем выше было положение мужчины в обществе, тем изысканнее была прическа его бороды.

Волосы на голове также служили важным социальным маркером. Жители Месопотамии разработали сложную систему причесок, которые обозначали профессию человека. Врачи, юристы, священники и даже рабы имели свой особый вид стрижки. Поэтому вопросов о профессиональной принадлежности там почти не возникало и каждый занимался своим делом.

как называют человека который бреет бороды


Древние греки

Древнегреческая философия была, вероятно, значительно беднее, если философы того периода не имели хорошую бороду, чтобы погладить ее, размышляя о вселенной. Древние греки были людьми бороды. Для них борода была признаком мужественности, зрелости и мудрости. В самом деле, согласно Плутарху, когда древнегреческий мальчик видел первые растущие усы, он приносил жертву богу солнца Аполлону.

Греческие мужчины брили свои бороды во времена печали и скорби. Если лезвия не было, убитый горем человек мог вырвать бороду голыми руками или сжечь ее огнем. Посягательство на бороду другого человека было серьезным преступлением и каралось штрафом и даже тюрьмой. Быть гладколицым считалось постыдным, поэтому бритье часто было мерой наказания для преступников. Например, спартанцы сбривали половину бороды у человека, который проявил трусость в бою. Но всему приходит конец, и брутальная мода подошла к концу, когда большой любитель юных мальчиков Александр Великий приказал своим солдатам сбривать бороды, чтобы за них не могли схватиться враги в рукопашной схватке.
как называют человека который бреет бороды


Древние римляне

Чтобы отличить себя от своих греческих кузенов, древние римляне были чисто выбритым народом. Первом бритье молодого человека было важным событием в жизни и было ритуализировано с помощью сложной религиозной церемонии. Первые усы не сбривали до дня рождения. В праздник волосы срезались и относились в храм. Такая традиция привела к тому, что в год первых усов юноши старательно отращивали растительность на лице, порой прибегая к таким средствам, как оливковое масло.
как называют человека который бреет бороды


Древние германские племена

Древние германцы так ценили бороды, что клялись ими. Варварские племена, в противовес гладколицым римлянам, были заросшими и жестокими парнями. Стрижка бороды у них считалась делом сугубо ритуальным и происходила только после достижения той или иной цели — убийства врага, мести и так далее.
как называют человека который бреет бороды


Древние индусы

В то время как выращивание бороды было нормой для многих индуистских сект древности, некоторые практиковали бритвенные ритуалы, похожие на римские аналоги. Как говорится в коллекции ритуальных текстов Гринья Сутра, мальчик по достижении 16-лет мог совершить первое бритье. Известный как Godanakaruman, этот торжественный ритуал производился местным цирюльником при большом стечении народа и был своеобразной инициацией для начинающих мужчин.
как называют человека который бреет бороды


Африканские племена

Среди африканских племен, в прошлом и настоящем, мужские практики по уходу за растительностью на лице и голове так же разнообразны как и племена, которые населяют этот континент. Например, в племени масаи молодые люди бреют головы в рамках многочисленных обрядов посвящения в мужчины. Когда мальчика масаи обрезают в 14 лет, они имеет право охотиться с остальными мужчинами племени. Ровно через десять лет мать воина бреет ему голову на том же самом месте. Теперь он может брать жену. Если мужчина покажет себя храбрым и мудрым, он может занять кресло младшего старейшины племени, что также сопровождает ритуальное бритье головы, на этот раз руками жены. Во все остальное время, масаи носят длинные волосы, которые заплетают в косички. Процесс заплетения косичек ложится на плечи боевых товарищей, которые проводят за этим занятием много часов.
как называют человека который бреет бороды


Ранние христиане

В то время как древние евреи и мусульмане не брили бороды вовсе, у ранних христиан с волосами на лице сложились особые отношения. В различных ветвях учения бороды то назывались дьявольским знаком, то символом благочестия. Позднее, человек, который решил посвятить себя монашеской жизни, проходил постриг — важный ритуал, который заключался в выбривании макушки (у католиков) или отрезании локона (в православии).

Источник: trendymen.ru

Русские философы называли бороду фундаментальной добродетелью православного русского человека. О «мужьях брадолюбивых» слагали духовные стихи и оды, а бритву в допетровскую эпоху приравнивали к ножу, который использовался для операций по превращению мужчины в евнуха. Так почему же русский мужчина должен носить бороду?

С незапамятных времён среди мужчин на Руси было принято носить окладистые густые бороды. И все знают, что первым против этой традиции выступил Петр I, объявивший в 1698 году специальную пошлину, которой облагался каждый, кто носил бороду. Несколько позднее, в 1705 году, эта пошлина была разделена на четыре разряда. Каждый разряд соответствовал тому или иному сословию:

– 600 рублей в год платили царедворцы, чиновники различного уровня и городовые дворяне;

– 100 рублей в год отдавали в казну гости 1-й статьи;
– 60 рублей в год взималось с купцов мелкой и средней статей. Столько же платили и посадские люди;
– 30 рублей в год взимался налог со слуг, извозчиков и ямщиков, а так же с церковных причетников и всевозможных чинов жителей московских.

Были избавлены от этой подати только лишь крестьяне и то не полностью. Каждый раз при въезде в город они были обязаны уплатить в пользу государственной казны за одну бороду 1 копейку. Спустя 10 лет в 1715–ом году по царскому указу эта пошлина стала единой для всех сословий и составила 50 рублей в год. И лишь спустя несколько десятилетий, в 1772–ом, такой вид налогообложения как пошлина за ношение бороды, был полностью отменён. И всё же, зачем русским была необходима борода? Есть несколько объяснений этому, каждое из которых актуально для своего времени. Итак …

Борода, как пропуск в Рай.

В последние десятилетия 17 века Патриарх Адриан написал: «Человека Бог создал с бородой, и лишь псы с котами безбородые». Всех кто «скоблился» отлучали от церкви. Всё это делалось потому, что согласно Святому Писанию человек, исповедующий веру Христа, по своей внешности должен походить на образ Христа. И именно потому считалось, что гладковыбритых мужчин не допустят в Царствие Небесное.

Борода для демонстрации силы.

В те далёкие времена на Руси любого мужчину встречали по бороде, по её окладистости и густоте. Считалось, что чем гуще растительность у мужчины на лице, тем лучше «порода» этого человека и больше его мужская сила. Те, у кого на лице была редкая “растительность” считались вырожденцами. А вовсе безбородые практически всегда были холосты.

Для сохранения своего достоинства. Считалось, что честь русича – это его борода. Поэтому нанесённый бороде ущерб, автоматически признавался тяжелейшим преступлением против этого человека. Штраф за вырванные из бороды волосы был установлен ещё в период царствования Ярослава Мудрого. Виновник этого за один вырванный клок уплачивал в пользу государственной казны 12 гривен. Во времена Иоанна Грозного практиковались гражданские казни провинившихся бояр – ему выщипывали бороду. Чтобы смыть этот позор, необходимо было либо совершить подвиг, либо уйти в монастырь.

Борода как дар божий.

Борода на Руси приравнивалась к дару Божьему. И в этом смысле русский народ был достаточно одаренным. Другими словами, борода стала национальным богатством, которое оберегалось даже негласным запретом на браки с инородцами. В частности, это касалось тех, кого природа обделила густыми волосами. Очень легко было узнать и тех, кто согрешил с «неверными» – по их потомкам, а точнее – по их редким «козлиным» бородкам. Таких людей прозывали «ублюдками» (производное от «блуд»). А снять этот статус и быть полноценным членом окружающего общества возможности не было.

Борода для гармонии в мирской жизни.

Борода для русского человека была своеобразным балансиром в непростом мире. Например, поглаживание бороды позволяло скрыть волнение, взять паузу в разговоре или привлечь внимание собеседника. Утрата бороды или её части считалась плохим знаком. К выпавшим волосам или случайно вырванным клокам было весьма серьёзное отношение: «облысевшему» мужу приходилось идти на исповедь и держать пост, причём, довольно строгий. Тех же, кто добровольно сбривал бороду, всегда считали одержимыми. Самым, пожалуй, страшным для русского человека всегда было царское «скобление».

Борода – символ независимости.

Но уже с 19 века борода считается признаком вольнодумства. Только бороды, которые носили купцы, старообрядцы и священники всё так же не вызывали никаких нареканий. В ранний период Советов, борода была отличительным признаком богатого крестьянина, академика или священника, а позже и поклонников неформального Высоцкого или чудака Хемингуэя. Можно сказать, что наличие бороды является свидетельством независимости взглядов, и даже революционных человека. Подтверждение тому – бородатые вожди многочисленных мировых революций.

Популярны бороды и сегодня. Яркий пример – движение хипстеров, возникшее в США в конце 40-х – начале 50-х годов. И если еще недавно популярностью у женщин пользовались гладко выбритые мужчины, то сегодня на гребне мужской привлекательности – бородачи, особенно, если борода такого индивида имеет уникальную укладку и эксклюзивный стиль. На фоне «гладких» представителей мужского население, бородатые хипстеры выглядят мужественнее, да и просто брутальнее. Однако, этот вовсе не исключает того, что борода хипстера должна быть хорошо ухожена. Современные хипстеры считают себя двигателем современного искусства. Правда, сегодня, когда носить бороду стало мейнстримом, неохипстеры все сильнее теряют связь со своими предтечами середины XX века.

Во все времена борода считалась признаком зрелости человека и его мужественности. Безбородых даже не пускали на поле битвы, не давая им Божьего благословения. В наше время, размытие чёткой линии гендерной границы, делает наличие бороды ещё одним признаком маскулинности, а для многих творческих личностей борода стала арт-объектом, как, например, для Исаия Уэбб, который представил на суд общественности свой бородатый креатив.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Оценка 5 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here