Девушка в хиджабе с парнем с бородой

Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "девушка в хиджабе с парнем с бородой" с полным описанием и рекомендациями.

Несмотря на то, что значительная доля усилий мусульман на сегодняшний день направлена друг против друга, ислам распространяется. Девушка в хиджабе и парень с бородой на улицах города ассоциируются уже не столько с отсталостью, сколько с надёжностью, чёткой жизненной позицией и даже целеустремлённостью. Ислам, как образ жизни, мало-помалу привлекает людей всех категорий.

И всё же окружающие продолжают сторониться религии Аллаха. Они продолжают видеть в ней бесконечные разборки вокруг неактуальных вопросов. Они продолжают оставаться в неведении от того, что ислам тончайшим образом регулирует человеческую жизнь во всех её проявлениях. Они продолжают считать ислам множеством обрядов, которые носят лишь культурную ценность.

Невежество и предрассудки населения – один из главных тормозов исламского призыва. В этой статье мы хотели бы немного рассказать об исламском праве и его уникальной природе.

Определение и возникновение

В языковом значении арабское слово «фикх» означает «понимание». Аллах говорит в Коране: «Что же произошло с этими людьми, что они едва понимают то, что им говорят?» (сура «Женщины», аят 78). В шариатской терминологии «фикх» – это совокупность правовых норм. Так, например, говорят: «я преподаю фикх» или «я изучаю фикх», имея в виду правовые нормы, выведенные из Корана, Сунны, иджмы (единогласного мнения учёныхправоведов), кияса (суждения по аналогии) и других источников права.

Исламское право как наука не было известно сподвижникам Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Во времена, когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) ещё шагал по этой земле, в фикхе, как и в других шариатских дисциплинах, не было необходимости. Ответы на возникавшие у мусульман вопросы они находили в продолжавшихся ниспосылаться аятах Книги Аллаха и на устах Его Посланника.

Со смертью Пророка (мир ему и благословение Аллаха) прекратилось и ниспослание Корана. Священного текста, которым, с научной точки зрения, ограничивается религия Аллаха, осталось строго ограниченное количество. Вместе с этим расширение границ исламского государства, формирование и развитие новых принципов социальной и экономической жизни, принятие ислама миллионами самых разных людей и другие подобные факторы наваливали на мусульман горы новых вопросов, требовавших незамедлительных ответов. Появилась острая необходимость систематизации и классификации правовых норм на основе двух важнейших источников исламского права: Корана и Сунны, для чего была разработана общая методология выведения правовых норм из источников шариата. Так, на свет появились различные правовые школы и огромное количество предельно детализированных трудов исламских учёных, подробно описывавших все разделы исламского права.

Связь с единобожием

Особенностью исламского права является его прочная связь с верой во Всевышнего Аллаха и столпами исламского вероубеждения, особенно верой в Судный день. Следование шариату – это поклонение Аллаху, которое вместе с познанием Всевышнего является сутью единобожия и непременным следствием веры в Создателя. Аллах говорит: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне» (сура «Рассеивающие», аят 56).

Во многих аятах Корана Всевышний Аллах подчёркивает связь следования шариату (подчинение исламским правовым нормам) с верой в Него; связь шариата и вероубеждения, права и веры.

Всевышний Аллах упоминает молитву и закят, связав их между собой и верой в вечную жизнь: «…которые совершают намаз, выплачивают закят и убеждены в Последней жизни» (сура «Муравьи», аят 3).

Всевышний Аллах повелевает хорошо относиться к женщине, и связывает это повеление с верой в Него: «О те, которые уверовали! Живите с ними достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (сура «Женщины», аят 19).

Всевышний Аллах призывает мусульман к активной деятельности, напоминая им о Своём непрерывном наблюдении, взращивая в них тем самым чувство ответственности:«Скажи: »Трудитесь, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие. Вы предстанете перед Ведающим сокровенное и явное, и Он поведает вам о том, что вы совершали»» (сура «Покаяние», аят 105).

Всевышний Аллах приказал женщине соблюдать хиджаб и связал исполнение этого приказа с её верой в Него: «Скажи верующим женщинам Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди» (сура «Свет», аят 31).

Из божественной природы исламского права исходит ряд его других важнейших особенностей, среди которых – соответствие естеству человека. Всевышний Аллах, создавший окружающий нас мир, обладает абсолютным знанием обо всех явлениях, процессах и элементах, из которых этот мир состоит. Человеческая жизнь – не исключение, а исламское право – наглядное тому доказательство.

Человеку свойственно ошибаться. Он не умеет заглядывать в будущее, не способен точно распределять приоритеты между частным и общим, между интересами индивида и общества, гражданина и государства. Порой он даже не способен определить, что плохо, а что – хорошо. Самое «точное» из того, чем он обладает, – наука – зачастую основана на практике; основана на пробах и ошибках, предположениях и допущениях.

Исламские науки – самые точные из всех наук, ибо основаны на абсолютном знании Всевышнего Аллаха. Знании того, что для человека благо, а что – зло. Знании того, как достичь пользы и как устранить вред. Знании точной границы столкновения приоритетов личной выгоды и общественной пользы. Знании природы социальных процессов и их последствий, какой бы промежуток времени их не разделял.

Такие, казалось бы, разные внешне, но одинаковые по своей природе явления, как прелюбодеяние и экономическая сделка с элементами ростовщичества, – это примеры того, как за личным интересом человек не способен увидеть общественный вред. Аллах его видит. Именно Он создал причинноследственные связи, и только Его повеления и запреты, на которых строится исламская правовая система, отражают реальную картину человеческой жизни.

В исламе нет затруднений

«Жить по исламу невозможно» – известное среди людей заблуждение. При этом они как бы верят в Аллаха, Который неоднократно опровергает их заблуждение в Своей Книге: «…и не сделал для вас никакого затруднения в религии» (сура «Хадж», аят 78); «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (сура «Корова», аят 185).

Ислам – это путь справедливости и человеческого счастья, а исламское законодательство призвано его обеспечить, поэтому «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (сура «Корова», аят 286). В шариате предусмотрены различные виды облегчений обязанностей мусульман в различных ситуациях, такие, как, например, сокращение и перенос молитвы в пути. А формула «необходимость делает запретное дозволенным» является одним из важнейших правил фикха и охватывает собой практически все правовые нормы.

На самом деле соблюдать ислам очень легко. Правда, с одним условием – когда знаешь, для чего. Ведь люди, как правило, не жалуются на то, как трудно чистить по утрам зубы, ждать зелёного сигнала светофора или не воровать у соседа песок. Потому что они знают последствия совершения или оставления указанных действий. С исламом дело обстоит примерно так же. Действительно, трудно соблюдать хиджаб, не понимая, для чего. Как и, отвлекаясь от повседневности, пять лишних раз в день умываться и совершать непонятные тело движения. Однако, когда человек осознанно приходит к молитве или хиджабу, ему бывает гораздо труднее от них отказаться.

И всё-таки для чего?

Обязательность руководства фикхом

В следовании шариату человек нуждается гораздо больше, чем в чистке зубов или сигналах светофора. Польза от следования шариату не ограничивается этим миром. Более того, главной целью мусульманина, подчиняющего свою жизнь велениям и запретам Всевышнего Аллаха, является Его Довольство и Рай.

Аллах обязал мусульман твёрдо держаться норм шариата во всех сферах и проявлениях их жизни. Все исламские правовые нормы опираются на Коран и Сунну, и их оставление означает забвение Корана и Сунны, оставление веры в Аллаха, Который утвердил их в качестве источников исламского закона. Сама суть ислама заключается в следовании всему, с чем пришёл Посланник Аллаха от своего Господа. Нормы шариата установлены до Судного дня и не могут быть изменены с течением времени или заменены какимто другим законом. Мусульмане обязаны руководствоваться ими во все времена.

Всевышний Аллах сказал: «Следуйте за тем, что ниспослано вам от вашего Господа» (сура «Преграды», аят 3); «Но нет – клянусь твоим Господом! – они не уверуют, пока они не изберут тебя судьёй во всём том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью» (сура «Женщины», аят 65); «Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам» (сура «Собрание», аят 7).

Как ясно следует из этих аятов, мусульмане обязаны руководствоваться Кораном и Сунной во всех своих действиях и видах взаимоотношений, и «для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в очевидное заблуждение» (сура «Сонмы», аят 35).

Заключение

Неграмотность мусульман, их неведение о том, как ислам регулирует те или иные стороны человеческой жизни, их неспособность отстоять позиции ислама в общении с людьми… – это, пожалуй, главные причины слабости исламского да’вата на фоне безыдейности молодёжи и полной деградации общественных отношений. Братья и сёстры, получайте знания и распространяйте их на пути Аллаха! Действуйте, и увидят ваши деяния Аллах, Его Посланник и верующие.

Абдулмумин Гаджиев

Когда-то хиджаб являлся выражением скромности, чистоты, веры. Сегодня это одеяние вызывает всё чаще противоположные эмоции, даже агрессию, страх, отторжение. Если носишь хиджаб, окружающие смотрят на тебя с презрением. Особенно если в чёрном. Могут даже бросить вслед грубое и обидное слово.

Дело в том, что для некоторых хиджаб – это оружие, а не исламская одежда. Прикрываясь Исламом и оправдывая свои преступления законами религии, они создают тем самым этот противоречивый стереотип по отношению к хиджабу и к исламской религии в целом. Подобное отношение имеет место не только в регионах с преимущественным немусульманским населением, но даже и у нас в Дагестане. Как-то я стала свидетельницей того, как в магазине отказались продать детскую коляску семейной паре – девушке в хиджабе и мужчине с бородой. Разве не глупо?

Хочу рассказать о реальном случае, который произошёл с моей подругой в мае нынешне-го года, когда она была в Ростове. В Ростов она ездила с больной раком матерью, чтобы ухаживать за ней во время лечения. Они некоторое время снимали там квартиру. Подруга одевается как положено, по Шариату.

Однажды она отправилась в городской супермаркет за покупками. Уже в супермаркете вспомнила, что забыла взять с собой паспорт. А без него в городе приезжим никак: сотрудники правоохранительных органов «вычислят» всё равно. Не прошло и десяти минут, как в супермаркет ворвались вооружённые омоновцы и со словами «мы вас задерживаем» силой вывели на улицу ничего не понимающую покупательницу. Далее выясняется следующее: оказывается, администратор супермаркета, как только увидел девушку в хиджабе, принял её за террористку и позвонил в милицию.

Девушка как могла защищалась, пыталась объяснить, что она не ваххабитка, что она обычная добросовестная мусульманка. Но задержавшие ее омоновцы были твёрдо уверены, что перед ними смертница.

С одним из работников правоохранительных органов во время задержания происходил следующий диалог:

– Почему Вы так одеты?

– А что, сложно догадаться?

– Вот я лично не понимаю.

– А что, нужно ходить как ваши женщины – полуголой? Это Вы понимаете?

– Наши нормально ходят.

– Ну, если вам приятно, что на ваших жён и сестёр все смотрят, и всё у них выставлено напоказ, то мы себя уважаем.

Объяснения бедной девушки на них не подействовали, и они собирались забрать её в отделение милиции. К счастью, она вспомнила о своём родственнике, который работает в МВД в этом же городе и намеревалась ему позвонить, чтобы он помог разъяснить ситуацию. Сотрудники милиции долго отказывались разрешить ей совершить звонок, боясь, что она якобы позвонит своим сообщникам-ваххабитам. Наконец, ей удалось дозвониться до родственника, который очень быстро «посадил их на место».

Далее милиционеры долго извинялись, просили, чтоб она не писала на них жалобу, так как они могут лишиться работы.

В завершение этого нелепого инцидента администратор и моя подруга обменялись несколькими фразами:

– Вы одеты, как смертница-шахидка.

– Если вы увидите настоящую шахидку, то упадёте сразу, если меня испугались, притом, что я в цветном хиджабе.

– Я не испугался, я просто подстраховался. Сейчас всё возможно.

Понять можно и администратора, и тех же сотрудников милиции. Их страх и сомнения в некотором роде оправданы. После терактов в метро и других местах люди с опасением смотрят на девушек в хиджабе и мужчин с бородой. Таким образом, сложилось отрицательное отношение людей другой веры к Исламу. По словам той подруги, в Ростове люди странно оборачивались на неё, старались не находиться долго рядом с ней, избегали её, боялись в прямом смысле слова. Даже таксисты не останавливались. Парадокс, но факт.

Разият

ксюша петрова 

Вряд ли существует предмет гардероба, который вызывает более яростные споры, чем головной убор мусульманок. Хиджаб никогда не был «просто платком», а глобализация и вовсе превратила кусок ткани в культурный, религиозный и политический символ, который олицетворяет мусульманский мир и прежде всего представления европейцев о нём. В России о разрешении и запрете на платок неистово спорят федеральный министр образования и глава Чечни — а родители учениц оспаривают право на ношение хиджаба в суде, во Франции только-только утихли скандалы вокруг запрета буркини, из-за которого представителей власти обвинили в исламофобии, а буквально на днях в Австрии решили запретить бурки и никабы, закрывающие лицо.

Пока одни призывают «освободить женщин Востока», сорвав с них покрывала, другие выступают за право выбора для каждой, независимо от того, хочет женщина загорать топлес или прятать своё тело от любопытных взглядов. У части светских европейцев хиджаб (например, в школе) вызывает аллергию уже сам по себе, как напоминание о чужой религиозности, а радикальные правые просто убеждены, что полная ассимиляция — это правило общежития, которое не оспаривается.

При этом рынок мусульманской моды растёт так стремительно, что не считаться с ним уже невозможно: мусульмане-миллениалы имеют огромное влияние на современную культуру, где традиции плавятся в одном котле, но вопрос о гуманности и символической ценности хиджаба возникает снова и снова.

Разбираемся, что значит хиджаб сегодня и какие точки зрения существуют среди исследователей и самих верующих. 

девушка в хиджабе с парнем с бородой

Не просто платок

Хиджаб в переводе с арабского значит «преграда» или «покрывало», и часто так называют сам платок, которым мусульманки покрывают голову. Однако на самом деле значение термина гораздо шире: хиджаб — это не только головной убор, но и вся одежда, соответствующая мусульманским представлениям о том, как выглядит достойная женщина (то есть любое непрозрачное одеяние, открывающее только лицо и кисти рук и не облегающее фигуру). Существует и «внутренний хиджаб» — под этим подразумевают душевные качества, например целомудрие и уважение к богу, но «внутренний хиджаб», в отличие от покрытой головы, в глаза не бросается, поэтому и вопросов не вызывает.

Основные принципы мусульманского дресс-кода содержатся в Коране и довольно однозначно интерпретируются богословами. В аяте 24:31 сказано, что мусульманкам стоит «оберегать свои половые органы», «прикрывать покрывалами вырез на груди» и не показывать свою красоту никому, кроме мужа и других близких, относящихся к категории махрам — так называются все родственники, за которых женщина по закону не может выйти замуж. В аяте 24:60 уточняется, что пожилые женщины, которые уже не собираются замуж, могут не так строго следовать предписаниям о хиджабе, но всё-таки лучше от них не отклоняться. И наконец в аяте 33:59 есть требование о головном уборе: мусульманкам советуют «сближать на себе свои покрывала», чтобы другие люди их не приняли за «рабынь или блудниц», то есть относились с уважением. Девочки обязаны носить хиджаб с начала пубертата — первой менструации.

В большинстве нынешних мусульманских стран традиция покрывать голову существовала задолго до ислама, который появился лишь в VII веке

В Коране нет описания конкретных видов скромной одежды, поэтому и цвет хиджаба, и фасоны сильно отличаются от региона к региону. Например, в ОАЭ и Саудовской Аравии и мужчины, и женщины одеваются похоже и покрывают голову, но традиционный цвет женского платья — чёрный, а мужской — более подходящий к местному климату белый. Существует любопытная версия, связывающая такое распределение с военной историей: якобы сражения между арабскими племенами часто происходили ночью, и женщина, одетая в чёрное, могла незаметно скрыться, а мужчины специально одевались так, чтобы их было видно издалека.

В большинстве нынешних мусульманских стран традиция покрывать голову существовала задолго до ислама, который появился в VII веке. Привычное платье лишь адаптировалось к требованиям новой религии, не растворяясь в них окончательно, что породило множество разновидностей национального мусульманского костюма. В арабских странах женщин чаще всего можно увидеть в чёрных абайях с вышивкой, в Индии мусульманки носят яркие сари или сальвар-камизы (комплекты из широких брюк, длинной туники и шарфа или платка), а иранки из деревень вокруг Персидского залива прикрывают лицо расшитыми бисером или металлическими масками, напоминающими накладные усы.

«Хиджаб, никаб, паранджа и так далее — это всё местные традиции: как принято в регионе и как разрешает муж. Разрешит муж ходить с открытым лицом — можно, разрешит ходить в платке и джинсах — можно, — объясняет доцент Центра изучения религий РГГУ Светлана Бабкина. — Всё зависит от либерализма страны и либерализма мужа в пределах либерализма страны».

В узком смысле слова — обычно четырёхугольный платок или комбинация из пары платков, которые прикрывают голову и шею, но оставляют открытым лицо. Это самая «светская» форма мусульманского платья, которую вы наверняка часто видите на улице. Молодые мусульманки носят хиджаб даже с джинсами и трениками.

Длинная накидка, обычно чёрного или белого цвета. Закрывает всё тело с головы до ног, кроме лица, и запахивается спереди, носится преимущественно вне дома. Чадру часто закалывают под подбородком или держат руками, чтобы она не упала во время ходьбы. Чаще всего встречается в Иране и Афганистане, но есть и в других странах Ближнего Востока. 

Покрывало с прорезью для глаз, полностью закрывающее практически всё тело с головы до ног. Больше всего распространён в странах Персидского залива, но всё чаще встречается и в западных странах, где такой вид мусульманской одежды не приветствуется (никаб запретили в нескольких странах, последней это сделала Австрия).

Самое строгое из всех мусульманских одеяний, которое широко распространено лишь в Афганистане и Пакистане. Паранджа закрывает абсолютно всё тело, включая лицо и глаза: они прикрыты сеткой так, что разглядеть их снаружи невозможно. Такое одеяние было обязательно для всех женщин во время правления талибов, из-за чего стало символом рабского положения афганских женщин.

Удобный купальный костюм, который изобрела австралийка ливанского происхождения Ахида Занетти и подхватили светские бренды вроде Marks & Spencer. Ещё одно нововведение последних лет — спортивные хиджабы, в которых спортсменки-мусульманки впервые участвовали в Олимпиаде-2016: именно в Рио был сделан исторический кадр с египетской и немецкой волейболистками.

Символ угнетения или феминистский жест

Хиджаб тянет за собой огромный багаж негативных ассоциаций: неудивительно, что эмансипированный Запад считает покрытую голову символом бесправия, в котором до сих пор живут миллионы женщин. В той же Саудовской Аравии гражданки не могут водить автомобиль и появляться на публике без сопровождающего-мужчины, а в Афганистане можно и вовсе поплатиться жизнью, отправившись за продуктами в одиночестве. Западным политикам, приезжающим на переговоры в мусульманские страны, приходится выбирать между данью уважения местным традициям (Валентина Матвиенко, например, для визита в Саудовскую Аравию обзавелась зелёным хиджабом) или наглядной демонстрацией европейских ценностей: покрывать голову даже для встречи с королевскими особами отказываются Ангела Меркель и её министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен, и, конечно, так же поступает французская представительница ультраправых Марин Ле Пен.

Выступления европейских политиков против мусульманского дресс-кода вряд ли можно назвать смелыми: одно дело, когда ты руководишь мировой державой и приехала в консервативную страну с дипломатическим визитом, и совсем другое — когда ты выросла в этой культуре и выступаешь против системы, реально рискуя свободой и жизнью. Тем не менее в странах, где отсутствие хиджаба карается по закону, появляются протестные группы, выступающие за право на выбор: например, сторонницы иранского движения My Stealthy Freedom публикуют в социальных сетях свои фотографии с непокрытой головой, в джинсах и с макияжем. Мужчины-профеминисты, наоборот, надевают хиджаб, чтобы поддержать своих жён и подруг.

Ещё один пример — сирийки, побывавшие в плену у боевиков ИГИЛ (организация признана террористической, её деятельность на территории РФ запрещена. — Прим. ред.): оказавшись на свободе, женщины демонстративно сжигают чёрные бурки, которые на них надели террористы-фундаменталисты. Трудно тут не вспомнить западных феминисток, которым приписывают сжигание лифчиков в знак протеста против патриархата — но, как и любая яркая медийная картинка, этот пример не отражает сложную действительность.

девушка в хиджабе с парнем с бородой

На русскоязычных мусульманских ресурсах часто осуждают девушек, у которых из-под платка видны волосы или нижняя часть подбородка: богословы считают, что эта область не является частью лица, а значит, должна быть закрыта, как и шея. «Правильный» хиджаб полностью закрывает всё, кроме лица, из-под него может торчать специальная облегающая шапочка, но волосы должны оставаться внутри. Например, ресурс «Ислам.ру» сообщает, что девушки, у которых видна шея, волосы и часть головы, «попадают под грех», если их видят посторонние мужчины. Вообще, на мусульманских форумах можно найти ответ на любой волнующий вопрос, в том числе из сферы бьюти: например, можно ли мусульманке красить ногти или нет (правильный ответ — нельзя, иначе омовение перед намазом не засчитывается). 

Запрет или разрешение

Обозревательница DW Сабине Фабер уверена, что тотальный запрет паранджи, которую считают символом угнетения даже прогрессивные мусульманки, не решит проблему, а только усугубит её: когда такой закон вступает в силу, религиозные мужья просто запрещают жёнам выходить на улицу, и консервативное мусульманское сообщество ещё больше замыкается в себе. Та же ситуация с хиджабами в школах: запрещая девочкам приходить на уроки в платке, власти, по сути, лишают их возможности получить светское образование и сделать осознанный выбор. И если запрет на головные уборы, полностью или частично закрывающие лицо, ещё можно объяснить заботой о безопасности, то боязнь хиджаба, прикрывающего только волосы и шею, больше похожа на проявление нетерпимости, чем на борьбу с террористической угрозой.

Большинство демократических стран вынуждены постоянно балансировать между светскостью и свободой вероисповедания — и тут всё не совсем очевидно. Французские власти пошли дальше других, отвергая любую религиозную атрибутику, поэтому в школах платки запрещены, а право находиться на пляже в буркини мусульманкам удалось отстоять только через Верховный суд. В России такой запрет действует не везде: после недавнего скандала в сельской школе в Мордовии, где учителям запретили носить платки, парламент Чечни принял специальную поправку к закону об образовании, разрешающую школьницам приходить на занятия в хиджабе. Впрочем, ношение хиджаба в республике практически обязательно, а сам вопрос о платке для руководства Чечни — ещё и вопрос политического влияния.

Большинство россиян относятся к хиджабам спокойно: в этом году 50 % респондентов опроса ВЦИОМ сказали, что нужно отменить запрет на ношение головных уборов, чтобы девочки-мусульманки могли спокойно учиться. Практика показывает, что запрет хиджаба порождает множество бытовых проблем — например, до официального разрешения фотографироваться на документы в головном уборе многие мусульманки в Татарстане просто отказывались получать паспорт.

Хотя в религиозных семьях хиджаб воспринимают как обязанность, многие женщины принимают решение «покрыться» самостоятельно — для них хиджаб становится своеобразным манифестом самостоятельности, идентичности и верности принципам. Для молодых мусульманок, живущих в западных странах, это и вовсе становится делом чести. После теракта 11 сентября и последовавшего за ним расцвета исламофобии в любой девушке в платке по умолчанию усматривают террористку — мусульманки считают своим долгом разрушить этот опасный стереотип.

В мире, где женское тело воспринимают как товар, желание скрыть свою красоту от посторонних кажется радикальным

У прогрессивных молодых мусульман, которых Шелина Джанмохамед окрестила «поколением М», есть свои ролевые модели — люди, которые разрушают стереотипы, не отказываясь от своей культуры: например, фехтовальщица Ибтихадж Мухаммад, которая первой среди американок выступила на Олимпиаде в хиджабе, или лауреатка Нобелевской премии Малала Юсуфзай. У мусульманского комьюнити есть свои мемы, паблики и каналы на YouTube, свои марки одежды и халяльные стартапы, музыка и модные клипы в духе «хиджаб-свэга»: например, певица Мона в своём зажигательном треке заявляет, что плевать хотела на хейтеров и не собирается ни перед кем отчитываться за свой хиджаб.

Исламская мода давно вышла за пределы тусовки «мипстеров» и укрепляет свои позиции во всём мире: Marks & Spencer взялись за буркини, DKNY, Uniqlo, Mango и Tommy Hilfiger выпускают капсульные коллекции к Рамадану, Dolce & Gabbana делают специально для мусульманских стран линию абай, а «курс на скромность» взяли на подиумах в Милане, Париже и Нью-Йорке.

Если телевидение скорее демонизирует ислам, то социальные сети делают мусульманскую культуру ближе и понятнее: например, на видеоблог Айдан Мамедовой, которая с юмором отвечает на вопросы о своей религии, тестирует косметику и делится рассуждениями о жизни, подписано почти 150 тысяч человек, и далеко не все они мусульмане. Хиджаб-активистки предлагают женщинам примерить платок, чтобы почувствовать себя на месте мусульманок: как правило, девушки, впервые покрывшие голову, чувствуют себя на удивление комфортно.

Как бы парадоксально это ни звучало, хиджаб может быть и феминистским жестом: в своём популярном обращении Ханна Юсуф объясняет, что представление об «угнетённых восточных женщинах» — продукт снисходительного колониализма, а хиджаб может быть не только религиозным символом, но и способом выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних — своеобразный ответ миру, где женское тело сексуализируют и воспринимают как товар. И все же радикальные феминистки считают привязанность к хиджабу проявлением стокгольмского синдрома. А умеренные просто поддерживают право женщин носить то, что им нравится — будь то брюки, крошечное бикини или чёрное покрывало. «Нет ничего освобождающего в том, чтобы покрываться, как и в том, чтобы показывать любые части своего тела. Настоящая свобода — в возможности выбирать», — резюмирует Юсуф. 

девушка в хиджабе с парнем с бородой

Нурия

Я выросла в Уфе в семье хирурга и гинеколога, в школе училась в физмат-классе, слушала панк и хардкор, выросла на американских фильмах, европейских книгах. О религии, о национальности тогда даже не задумывалась. Потом поступила в НИУ ВШЭ на факультет социологии, и в 

Москве мне постепенно дали понять, что я «не русская». Только тут я поняла, что татарка. Наверно, в этот момент я могла «обрусеть», сменить имя, слиться с большинством, но так получилось, что я, наоборот, начала интересоваться своими корнями, историей и религией народов Поволжья.

Начав изучать Коран, я была в шоке: там написано, что наша Вселенная расширяется, что наши небо (атмосфера) и земля изначально были единым «облаком», а потом были разделены, там описан процесс появления зародыша и ещё много всего. Тогда я почувствовала и поверила, что это учение не может быть творением человека, что это нечто несравнимо большее. Так я обрела веру, произнесла Шахаду, стала мусульманкой, начала читать намаз. Вопрос о хиджабе я восприняла как заботу Творца обо мне. Начала молиться, чтобы Всевышний помог мне покрыться так, чтобы это стало благом для моей нынешней жизни и следующей после смерти.

Сперва я надела тюрбан и начала носить закрытую одежду, потом постепенно закрыла шею платком. Тогда я ещё училась и жила в общежитии. Я там со всеми хорошо общалась, и моё решение «покрыться» восприняли нормально. Я рада, что училась именно во ВШЭ, там учатся и работают люди с большим кругозором. Понимают, что образ жизни человека необязательно должен совпадать с их собственным.

девушка в хиджабе с парнем с бородой

В хиджабе я ощущаю себя «под покровительством», защищённой от внешней суеты. Он даёт мне ощущение целостности, покоя

Я живу далеко от родителей, и они всё время беспокоятся обо мне. Когда я приехала к ним на каникулы в платке, конечно, они испугались, что я попала под влияние какой-то секты. Сами они люди не религиозные, об исламе судили в основном по новостям в телевизоре. Мама сказала, что ей стыдно выйти со мной на улицу, что я должна снять платок и быть «как все нормальные люди». Больше всего она боялась, что я не смогу найти работу. Когда я устроилась по специальности в крупную международную компанию, мама успокоилась.

В хиджабе я ощущаю себя «под покровительством», защищённой от внешней суеты. Он даёт мне ощущение целостности, покоя. Для мусульманина важно найти баланс между мирским и духовным, золотую середину. Для меня платок — маячок: когда у меня возникает желание его снять, я понимаю, что слишком погрузилась в мирское и нужно поработать над духовным.

Что бы ни говорили, завет мужчинам и женщинам закрывать своё тело от посторонних — один из элементов религии. Мне кажется, что у мусульманок, которые не носят платок, есть какой-то конфликт и дискомфорт либо внутри, либо с их окружением.

Когда у меня плохое настроение, мне кажется, что люди косо смотрят на меня, шепчутся за моей спиной. Когда у меня хорошее настроение, то даже когда рядом начинают громко говорить «вернулась бы в свой аул», я просто улыбаюсь им и иду дальше. «Шутки» про бомбу или терроризм отпускают в основном пьяные молодые люди. Мне кажется, что у нас в стране к любому человеку, который отличается от большинства, будут претензии. Дело даже не в хиджабе — люди найдут, к чему придраться.

девушка в хиджабе с парнем с бородой

Асия

Я приняла ислам четыре года назад, но покрылась не сразу, а где-то через год. И весь этот год я мучилась, понимая, что предписание покрываться такое же обязательное, как молитва пять раз в день — и оно касается не только мусульманок, но и вообще всех женщин. Это мудрость 

Господа, его веление и милость для нас. Человек слаб и подвластен разным наущениям со стороны, поэтому и я не могла сразу покрыться — иногда завязывала что-то на голову, но это был не хиджаб. Потом я поехала в Марокко на месяц Рамадан, и там произошёл инцидент, связанный со здоровьем: мне физически было очень плохо, я сильно отравилась, и одновременно почувствовала себя ничтожной. Это может случиться с любым человеком: когда хорошо себя чувствуешь, кажется, что всё можешь, что для тебя нет преград, но когда тело даёт сбой, ты прекращаешь чувствовать себя всесильным. Я тогда совсем ослабла, и вдруг мне захотелось покрыться — я поняла, что без этого я не защищена, даже когда соблюдаю все остальные предписания моей религии. Я почувствовала, что раньше была лицемеркой, и сразу же надела хиджаб — вернулась в Москву в нём и больше не снимала.

Мои друзья и родственники отреагировали на удивление спокойно — ни с чьей стороны я не почувствовала агрессии. Я всегда одевалась не совсем тривиально, поэтому, наверное, многие восприняли хиджаб как часть какого-то нового образа, а лишних вопросов никто не задавал. По одежде, которую я носила раньше, я совсем не скучаю — все старые вещи уже раздала. Сейчас я думаю, что самовыражение через одежду и внешность — для тех, кто не может проявить себя иначе.

девушка в хиджабе с парнем с бородой

Иногда я еду в метро, и мне кажется диким, что не все женщины покрыты, что они показывают себя

Мне нетрудно соблюдать предписания ислама. Когда ты понимаешь, кто твой Создатель, осознаёшь, что на первом месте не твои мелкие дела, а благодарность богу, всегда найдёшь пять минут, чтобы помолиться. Люди тратят гораздо больше времени на абсолютно бесполезные дела. Молитва — вдохновение, в это время ты предаёшься тому, что действительно важно, и твоя маленькая жизнь приобретает смысл. Люди, которые считают, что это ограничение свободы, очень заблуждаются. Это и есть свобода — эта жизнь конечна, а следующая жизнь вечная, надо готовиться к ней.

Когда я покрыта, я чувствую себя защищённой. Не представляю, как бы я сейчас вышла на улицу без хиджаба. Нет никакой тоски по тому, чтобы мои волосы развевал ветер. Иногда я еду в метро, и мне кажется диким, что не все женщины покрыты, что они показывают себя. Ведь это предписание для всех: все религии говорят, что женщина должна быть как бы в коконе, должна быть закрыта. Хиджаб защищает женщин и от чужих взглядов, и от самих себя. Женщина ведь слабое существо, от неё больше всего смуты и грязи, и поэтому на нас лежит большая ответственность — не стоит выставлять свою красоту напоказ. Это универсальное правило — не временное, не национальное, не культурное. Для мужчин аналог хиджаба — это борода, символ мужественности и скромности.

девушка в хиджабе с парнем с бородой

Милана

Я приняла ислам совсем недавно, в сентябре прошлого года. Всё началось со знакомства с молодым человеком, который впоследствии стал моим мужем. Мне понравился его настрой, его менталитет, я задавала вопросы, и он стал рассказывать мне о своей религии. Я вспомнила, что лет пять 

назад я задумывалась о том, чтобы принять ислам, но тогда это отошло на второй план на фоне других ярких событий в жизни. Чем больше я узнавала о исламе, тем больше понимала, что законы шариата сходятся с моим пониманием мира. Я нашла ответы на многие вопросы, которые меня мучили всю жизнь. Не прошло и двух месяцев, как я чётко поняла, что хочу принять ислам, и пришла в мечеть уже в хиджабе.

Моя семья отнеслась к моему решению очень негативно. Эта проблема актуальна для многих новообращённых мусульманок: многие спрашивают меня, что делать с реакцией близких, как с этим бороться, но я не знаю. Мои родные до сих пор не уважают мою религию и пытаются на меня давить, чтобы я вернулась к прежней жизни. Говорят, что я была амбициозной девушкой с большим будущим, а теперь стала ханжой. Это неприятно, и нужно много работать, в первую очередь над собой, чтобы преодолевать сопротивление и не отвечать негативом.

Когда я только собиралась принять ислам, у меня совсем не было денег, чтобы купить хиджаб. Когда моя подруга-мусульманка спросила, почему я медлю с покрытием, я рассказала, что это финансовая проблема, она посмеялась и подарила мне хиджаб. Я дошла в нём до дома — помню, что уже лежал снег и была почти зима, а дома сняла его и через пять минут уже вышла на улицу без хиджаба, просто в обычном платке. Потом было очень стыдно.

Когда я приняла ислам и вышла из мечети в хиджабе, я почувствовала себя чистой — как будто только что родилась. Раньше я замечала много заинтересованных взглядов, прикованных к моему телу, а начав носить хиджаб, стала замечать другие взгляды — уважительные. Хиджаб меня возвеличил, а не унизил, это очень интересное ощущение. В первую очередь он защищает от мужских взглядов — от тех, кто смотрит на тебя как на кусок мяса, а ещё хиджаб отгораживает от грехов окружающего мира.

девушка в хиджабе с парнем с бородой

К косым взглядам я отношусь очень спокойно: в прошлой жизни я была лысая, вся в пирсинге и татуировках, поэтому к переизбытку внимания привыкла

К косым взглядам я отношусь очень спокойно: в прошлой жизни я была лысая, вся в пирсинге, татуировках и часто выглядела, как Леди Гага, поэтому к переизбытку внимания привыкла. Однажды я хотела подойти к женщине на улице, чтобы спросить дорогу, а она не подпустила меня к себе, начала кричать и оскорблять. Это было смешно и чуть-чуть обидно.

Бывают приступы, когда смотришь старые фотографии и вроде хочется вернуться в «свободную» прежнюю жизнь — но когда спрашиваешь себя зачем, понимаешь, что в этом нет смысла. Для меня ислам — это истина, и даже если я сниму хиджаб, перестану молиться и держать пост, я останусь мусульманкой и не смогу от этого отказаться.

Думаю, что мировоззрение человека начинает формироваться очень рано, ещё до трёх лет. Если у меня будет дочь, я с детства объясню ей, что хиджаб — это обязанность, которая идёт на пользу ей самой. Думаю, при таком воспитании она сама захочет носить хиджаб, а дальше — посмотрим, как распорядится Всевышний, так и будет.

Мне, как многим девочкам, хочется постоянно покупать новые платки и одежду — но надо помнить, что расточительство — тоже порок. Платки я скручиваю в рулоны и кладу на полку пирамидкой. Самые экстравагантные из моих старых вещей я оставила себе и надеваю дома, для мужа — когда он приходит домой, я встречаю его очень красивая.

Раньше я профессионально занималась спортом, а сейчас взяла паузу, но в будущем планирую возобновить занятия пауэрлифтингом, хотя бы на любительском уровне. Буду заниматься в шароварах и толстовке или длинной спортивной тунике. Я занимаюсь тяжёлой атлетикой, там нет резких движений вроде бега или прыжков, так что такая одежда не стесняет движений.

девушка в хиджабе с парнем с бородой

Зухра

Я родилась на Северном Кавказе, и на самом деле там далеко не все ходят в хиджабах — наоборот, нигде, кроме особо религиозных регионов вроде Чечни, это не поощряется. В западной части Северного Кавказа если девочка надевает хиджаб — это тревожный звоночек: до недавнего времени это, 

как правило, значило, что она влюбилась в мальчика-ваххабита, что вызывало понятную негативную реакцию у семьи. Сейчас это не так, многие девушки действительно носят хиджаб по личным религиозным соображениям.

Советский Союз внёс свои коррективы, поэтому сейчас гораздо больше распространён светский ислам — «мы всё знаем, соблюдаем основные правила, но верим в душе, поэтому не носим хиджаб». При этом в Кабардино-Балкарии, где я родилась, многие женщины начинают носить платок после замужества — это связано скорее не с религией, а с местной культурой. Традиция трансформировалась так, что платок обязательно носить не постоянно, а только при родственниках мужа: получается, что если ты живёшь со свекром и свекровью, то покрываешь голову постоянно, а если ездишь к родне раз в месяц — надеваешь раз в месяц.

Думаю, исторически хиджаб действительно связан с угнетением женщин (вспомнить хотя бы иранскую религиозную революцию), но если девушку никто не заставляет покрываться, а она сама этого хочет, дико ей это запрещать. Это её право. В моём регионе девочек не заставляют носить платок, но иногда они вырастают и приходят к этому сами. В конце концов, это просто элемент одежды, запретить хиджаб — это как запретить штаны. Но когда к этому принуждают, как, например, в Иране или в Чечне, где обязательно нужно покрывать голову, хиджаб действительно становится символом угнетения.

девушка в хиджабе с парнем с бородой

Думаю, исторически хиджаб действительно связан с угнетением женщин, но если девушку никто не заставляет покрываться, а она сама этого хочет, дико ей это запрещать

Радикальные мусульмане не считают светский ислам настоящим, и в чём-то они правы: светские мусульмане не живут по канонам, которые прописаны в Коране. Это на самом деле очень глубокая тема, о которой в двух словах не расскажешь. Для меня самой национальная идентичность всегда была важнее религиозной. Наверное, если бы я вышла замуж в селе и должна была носить платок перед родственниками мужа, я бы его носила, потому что это дань уважения традиции. Многие женщины на Северном Кавказе носят платок, но это не хиджаб — они просто завязывают его узлом сзади, видны волосы. Часто взрослые женщины разрешают невесткам не носить платок при родне, если они не хотят. Конечно, религиозные люди на это могут сказать, что они живут неправильно и сгорят в аду, но на Кавказе учат ещё и уважать старших — так что тут сталкиваются две установки.

Сейчас вообще трудно чем-то удивить: у меня есть знакомая, которая раньше носила дреды и курила втайне от родителей, а теперь ходит в хиджабе, есть и обратные случаи — когда женщины снимают платок. Часто это бывает как раз после того, как они расходятся с радикально религиозными мужчинами: когда муж уходит в горы боевиком, жена понимает, что что-то пошло не так, и постепенно отказывается от хиджаба. У меня есть знакомая, которая обычно не носит хиджаб, но надевает специальный чёрный балахон с капюшоном на время намаза. Так же поступает моя тётя — она вся такая светская, покрасилась в блондинку, но делает намаз и на это время покрывает голову. Религиозные ребята говорят, что так нельзя: по идее, ты должен в обычной жизни выглядеть так же, как во время молитвы, чтобы тебе никогда не было стыдно показаться перед богом. 

Мусульман стыдят вообще за всё — например, если ты куришь и делаешь намаз, тебе скажут, что ты лицемер. Мне кажется, это неправильно, потому что так ислам никогда не адаптируется: обвиняя человека в лицемерии за любые несоответствия строгой норме, его только подталкивают к радикализму.

Фотографии:
Люба Козорезова

Макияж:
Фариза Родригес 

Иллюстрации и верстка:
Даша Чертанова

ПРОДЮСЕР:
Катя Старостина

Уже неделю в населенных пунктах Чеченской республики силовики прямо на улицах регулярно задерживают молодых людей, обыскивают и допрашивают, подозревая в принадлежности к радикальным исламистам.

По словам жителей Чечни, особенно пристальное внимание во время «антиваххабитских рейдов» достается молодым мужчинам с бородой и девушкам, носящим хиджабы. Нередко во время задержания их унижают или угрожают.

«Недавно во дворе нашего дома полиция задержала сына моего знакомого – парень носил небольшую бородку, но без усов, – рассказывает житель Ленинского района в городе Грозном Алхазур. – Его продержали в участке пять часов, угрожая расправой как ваххабиту. Парня заставили сбрить бороду, предупредив, что в следующий раз он так легко не отделается. Подобных незаконных задержаний за последние несколько дней у нас произошло десятки, если не сотни…»

«Вчера я и моя подруга видели, как в центре города сотрудники полиции задержали молодых людей с короткими бородами, – говорит жительница республики Аминат. – Они их плотно окружили, отобрали сотовые и стали проверять на них видео- и аудиозаписи. Ребят все-таки отпустили, но у всех очевидцев осталось очень гнетущее впечатление от увиденного. Я уже велела своей дочери-студентке не носить слишком большой платок, чтобы не привлекать ненужное внимание».

Подобные «профилактические» рейды начались после 10 января, когда глава Чечни Рамзан Кадыров заявил о необходимости усилить борьбу с ваххабизмом и его последователями, в том числе, в интернете.

«С развитием мобильных технологий представители радикальных течений активизировали пропаганду в социальных сетях, – отметил он. – Наша задача – противостоять их деятельности любыми силами!»

15 января Рамзан Кадыров провел очередное совещание с руководителями подразделений правоохранительных органов, где вновь напомнил о том, что «на чеченской земле не должно быть даже духа ваххабизма».

«Мы не можем допустить, чтобы умами нашей молодежи завладели идеологи ваххабитов, которые не имеют ни светского, ни религиозного образования, – подчеркнул он. – Вероятность этого есть всегда, поэтому мы всегда должны быть начеку!»

Кроме того, по мнению Кадырова, нужно активно выявлять молодежь, сочувствующую или подражающую ваххабитам.

По рассказам жителей республики, подобных молодых людей силовики «вычисляют» по наличию бороды и подбритым усам, а также, по коротким или закатанным брюкам. Девушки же попадают под подозрение, если носят длинные, широкие платья и большие платки.

«Но ведь именно такой внешний вид и предписан исламом верующим мусульманам! Какое право имеют полицейские хватать на улицах и публично унижать парней и девушек, которые, по их мнению, выглядят слишком «по-мусульмански»? – возмущаются грозненцы. – Последние годы власти усиленно рекомендуют жителям Чечни соблюдать каноны ислама, а теперь это, наоборот, запрещается под предлогом борьбы с ваххабизмом!»

Islam-today

Оценка 5 проголосовавших: 6
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here