Что значит поговорка седина в бороду бес в ребро?

Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "что значит поговорка седина в бороду бес в ребро?" с полным описанием и рекомендациями.

И борода. и бес

Седина в бороду, бес в ребро — резкое изменение пожилым человеком привычного поведения. Чаще всего эта пословица имеет в виду новое увлечение, новую «любовь» — мужчины — к молодой женщине, женщины — к молодому мужчине. в итоге проявления такого «беса» рушатся семьи, обрываются наработанные годами связи и отношения, оставленные, брошенные переживают, дети теряют веру в любовь и верность. Вобщем трагедия.

Однако «седина в бороду, бес в ребро» совершенно необязательно плохо, подло, мелко. Возможно человек, оставив за плечами половину жизненного пути, осознал, что в этой пройденной половине он и не жил, или жил не так как ему бы хотелось, что он не стал, тем, кем хотел, не осуществил свои юношеские мечты, а они ещё не угасли, что времени для их реализации всё меньше, а может — здоровья, а может — возможностей. А возможно, наоборот, он понимает, что как раз возможности имеются и нужно ими пользоваться сейчас, сегодня, дальше поздно будет. И вот старый почтенный профессор вдруг покупает мотоцикл, бабушка трех внуков отказывается «их смотреть» и отправляется в путешествие, опытный сантехник, всю жизнь чинивший краны, варивший трубы и ставивший новые унитазы, берется рисовать пейзажи. Да мало ли! И окружающие: дети, соседи, знакомые, такие скучные, правильные, крутят у виска: «Совсем с ума сошел! Седина в бороду, бес в ребро»

«Он (в свои 72 года) становился все экстравагантнее. Начал одеваться исключительно в белое. «Да, я настаиваю, что белый – лучший цвет для мужской одежды. Если бы мужчины не были такими идиотами, они бы признали это»… Портной сшил шесть костюмов из фланели сливочного цвета и четыре длинных, просторных белых пальто: когда Марк Твен фланировал по Пятой авеню, пальто было видно издалека и толпы зевак удвоились» (М. Чертанов «Марк Твен»)

Аналоги поговорки «седина в бороду, бес в ребро»

  • Сам стар, да душа молода
  • Старый конь борозды не портит
  • Стар, да дюж.
  • И свеж и гож.
  • Старый солдат и стараться рад
  • Старый волк знает толк
  • Старик, да лучше семерых молодых.
  • Детинка с сединкой везде пригодится
  • Сколоченная посуда два века живет
  • Под старость человек либо умней, либо глупей бывает
  • Не годы, а горе старит
  • Не годы уроды, а люди
  • Век дожил, а ума не нажил.
  • До лысины дожил, а ума не нажил.
  • Борода глазам не замена
  • Старого черта да подпер бес. На седину бес падок
  • Стар кот, а масло любит
  • Года (старость) от соблазна не затулье
  • Седина напала — счастье пропало
  • Ветер пошумит — да устанет; старая баба расходится — не скоро уймешь
  • Состарился, а жить не уставился

Применение выражения «седина в бороду, бес в ребро»

«Седина в бороду ― бес в ребро, ― пошутил Владимир Генрихович и выпил коньяк» (Житков «Супермаркет»)
«Не молоденькие уже, чтобы дозорить друг за дружкой иль ревновать, дети выращены, слава богу, и двух внуков дождалась, да ведь седина в бороду, бес в ребро» (Личутин «Любостай»)
«Седина в бороду ― бес в ребро, ― неодобрительно заметила дама, которая сидела напротив в шляпке с вуалью» (Конецкий «Вчерашние заботы»)
«Вероятно, в подтверждение пословицы: «Седина в бороду, бес в ребро», Филипп Савич стал сходить с ума от Саломеи Петровны и всеми возможными не удовольствиями выживать бедную Любовь Яковлевну, если не с белого света, так из дому» (Вельтман «Приключения, почерпнутые из моря житейского. Саломея»)
«Старик оскалился своим огромным ртом. — …Дело моё молодое; по пословице: седина в бороду, а бес в ребро» ((Писемский, «Тысяча душ»)
«Но — седина-то в бороду, а бес в ребро, бес — это и есть «дух». Наступал какой-то роковой день, и благочестивая жизнь взрывалась вдребезги, в чад, грязь и дым» (Горький «Беседы о ремесле»)

Ещё статьи

«Белгородский кисель»

«Белены объелся»«Бить баклуши»

Сегодня мы расскажем о третьем кризисном этапе в жизни мужчины: 45-50 лет. В чем особенности этого периода? Чем он опасен?

В этом возрасте мужчина, как правило, уже сделал карьеру, занял определенную нишу — то есть в материальном и социальном плане он чувствует себя более-менее комфортно. В то же время он может испытывать чувство соперничества по отношению к молодым — как в служебных делах, так и в делах амурных.

Первая проблема не так страшна. Да, разумеется, «пожилой» специалист может не знать компьютера и языков (в этом возрасте учиться поздно да и нелепо), он не столь подкован и информирован. Он, наконец, инертен и консервативен. Но это все не беда! У 50-летнего за плечами богатый опыт — а это зачастую важнее всяких знаний. И сослуживцы это понимают и ценят. Гораздо сложнее вторая (или все-таки первая) проблема — взаимоотношения с женщинами.

Что происходит с мужчиной в 45-50? А происходит то, что — достигнув зрелости и положения, с одной стороны, и предчувствуя, что жизнь клонится к закату, с другой, — мужчина пытается, образно говоря, спеть свою лебединую песню. Он всеми силами, всеми правдами и неправдами пытается доказать, и в первую очередь себе самому, что он еще «хоть куда»! Вот почему 50-летний мужик так «падок» на женщин вдвое младше его. Его лебединая песня часто оборачивается супружеской изменой, однако в отличие от измены 30-летнего, который обзаводится любовницей, не разрушая при этом свою семью, мужчина в 45-50 влюбляется безоглядно, что называется, по уши, бросается в омут с головой.

Его отношения с молоденькой женщиной (как он считает) — это бурный роман, «первая настоящая любовь, кото-рую он ждал всю жизнь». Несчастный счастливец в ослеплении не понимает того, что молодую особу чаще всего привлекают лишь его деньги и положение, а не он сам — как мужчина и как личность (хотя правды ради заметим, что поначалу в нем ее подкупали отеческая заботливость и внимание). Он не понимает, отказывается понять, что у него, 50-летнего семьянина, и у нее, 20-летней, свободной, вообще говоря, нет ничего общего — у них разные ценности, разные интересы, разный ритм жизни. Разные сексуальные потребности, если угодно.

Но какой мужик, пусть он и в летах, признает, что его сексуальные возможности не соответствуют запросам его молодой любовницы? Да он скорее удавится, чем признается себе в этом! Он так поглощен своей «второй молодостью», что напрочь забывает о собственной семье — жене, детях, внуках. Семья же, за исключением разве что внуков, не видит в его поведении ничего, кроме предательства. И она, семья, где-то права. Жена (привыкшая видеть в муже опору, друга, партнера), взрослые дети (когда-то бравшие пример с отца) часто не могут простить этой измены – предательства. Если мужчина не уходит из дома сам, его попросту выгоняют…

Что в результате? Ничего, кроме инфаркта (инсульта). Ведь 45-50 лет — это тот пик, когда мужчина наиболее подвержен сердечно-сосудистым заболеваниям. Стрессы же, вызванные неурядицами в доме, в том числе на интимной почве, только провоцируют печальный финал… Кстати, о жене. Не секрет, что 50 лет для женщины и 50 лет для мужчины — это не одно и то же.

Женщина в этом возрасте и выглядит, и чувствует себя старше, чем мужчина (быть может, поэтому крайне редки измены среди 50-летних женщин). Понятно, что уход (изгнание) мужа из семьи она воспринимает как тяжелую душевную травму. Трагедия для женщины еще и в том, что в этом возрасте она практически не имеет шансов вторично выйти замуж: от былой привлекательности «остался лишь маленький след», да и чисто психологически это едва ли возможно — большая часть жизни прожита с одним-единственным человеком. Семья распалась, из-под нее выбит фундамент.

Однако если посмотреть на проблему по-иному, то нетрудно понять, что семьи лишился, в сущности, один человек — мужчина. Ведь у женщины остаются ее дети (даже если они живут отдельно) и, что еще важнее, ее внуки. Это и есть ее семья. Вся жизнь женщины с определенного момента подчинена именно им — и в особенности внукам. Ради них она и живет.

…И это самая главная ее ошибка! Переключая все свое внимание с мужа на внуков (переживая второе материнство), женщина к 45-50 годам совершенно перестает следить за собой — мы говорим о российских женщинах. Посмотрите на наших 50-летних «бабушек»: усталые, измученные лица, испорченная фигура, неопрятный вид… Какие желания может пробудить такая супруга?

Между тем за рубе-жом, в цивилизованных странах, их сверстницы продолжают строго следить за собой — подтянуты, модно подстрижены, эффектно, со вкусом одеты. Ходят в театр, занимаются спортом, путешествуют по миру — живут активной, полноценной жизнью. «В сорок пять баба ягодка опять» — эта русская поговорка, увы, становится анахронизмом.

Западная уважающая себя женщина и в 50 достаточно привлекательна — если хотите, сексапильна. Она выглядит на 10-15 лет моложе своих лет. Наша — на столько же старше.

Возраст — понятие индивидуальное, им можно и нужно манипулировать. Особенно это касается слабого пола. Оставаться по-прежнему желанной для мужа, эротичной — в этом задача любой женщины, даже если ей уже далеко за сорок. Даже если ее уже называют «бабушкой». Вот главные, согласитесь — не Бог весть какие мудреные рекомендации дорогим нашим женам.

Что до мужчин, то им можно посоветовать следующее. Увлекаясь молоденькой (а лучше сказать, попадая в ее тенета) и порываясь ради нее навсегда распрощаться с семьей, мужчина должен быть готов к глубокому разочарованию: его «лебединый» роман бесперспективен, обречен изначально. Во-первых, невозможно постоянно лгать самому себе — «играть» молодого, а во-вторых, влюбленность со стороны «пассии» (даже если она и была) быстро пройдет, природа все поставит на свои места. Только при этом мужчина рис-кует остаться по-настоящему один, его ждет жестокое, беспросветное одиночество — семья, как уже было сказано, может никогда не простить предательства.

Кстати, родственники, друзья и сослуживцы тоже не одобряют такой «перемены». Да и сам мужчина никогда себе ее не простит. Рано или поздно его замучает совесть (если он порядочный человек).

Что делать? Необходимо трезво оценить свои отношения с молодой любовницей, не принимать их близко к сердцу, понять всю их несостоятельность, эфемерность. И быть готовым расстаться в любую минуту, легко и просто — бескровно. Ведь на другой чаше весов — «настоящая» семья, целая жизнь, человеческие ценности. Они несоизмеримы с бульварной романтикой. Расслабьтесь и поберегите здоровье — свое, своей жены и детей. Зачем лишние стрессы, когда и без того велика вероятность сердечно-сосудистых заболеваний?

Говоря о кризисе 50-летних, нельзя обойти стороной и случай «закоренелого холостяка». Бывает же так, что человек и в 50 не женат, не имеет семьи или, как говорят, своего угла. Что делать в этой ситуации? Ни в коем случае не отчаиваться. Ни в коем случае не ставить на себе крест! Конечно, с годами все труднее жениться, ибо все труднее расстаться с привычным укладом. Однако и в 50 (и старше) можно обзавестись семьей, история знает немало тому примеров. Выберите женщину, близкую по возрасту и по духу (что, в общем, взаимосвязано). В России, к счастью (или к несчастью) еще хватает добрых, порядочных и совершенно «свободных» женщин! Так чего ж вы сидите? Оторвитесь, наконец, от дивана, газеты и телевизора, выйдите на улицу, вдохните поглубже и — оглянитесь вокруг себя.

Седина в бороду, а бес в ребро

Всякому трудно покажется найтить причину сей пословицы седина и бес сношения между собою, повидимому, иметь не могут, еще меньше может бес в ребро залезть. Хотя и часто беси соблазняют людей, но сии соблазны, конечно, не в ребрах начинаются: родятся они в глазах, из глаз переходят в голову, овладеют разумом, а разум, овладел сердцем, покорит целого человека бесу: но и это разве в старину бывало; а ныне, благодаря просвещению, люди довольно хитры, чтобы не покориться бесу. И можно ли такой подлой твари порабощать себя? Есть народы еще нас просвещеннее, кои не только не подвергнутся искушению беса, но и самих бесов, хотя бы их целые легионы были, перехитрят, обманут; найдут и для самих их опасные пороки, соблазнят и сделают гораздо бесчестнее, но бессильнее старых времен бесов. Но как сия пословица пришла к нам из древности, когда еще люди были слабы и верили несколько бесам, угадчикам, ворожеям и колдунам, то поищем в старинных архивах, нет ли чего сходного с сею пословицею.

Раскроем один запыленный манускрипт, прочтем, что тут написано: тут сказывают, что была женщина, которую морщины и седые волосы довольно обезобразили, но искушением беса ей все казалось, будто она в 18 лет. Наряды, румяны и белилы занимали всю ее голову, она не думала о должностях своих относительных к мужу, к детям, к сродникам и к домоводству; ей беспрестанно мечталось, будто все молодые мужчины ею пленяются, вздыхают по ней и гоняются везде за нею; но вместо того все ее презирают и везде смеются ее безумию. Она жаждет любовника, но найти его не может, бесится, ревнует, злословит всех; зависть грызет ее сердце, она приходит в слабость, старость с помощию злости прекращают дни ее, она умирает: но где же пословица? тут ее не видно: посмотрим на другой странице.

Старуха, имеющая прекрасную и взрослую дочь, искушением беса влюбляется в двадцатилетнего молодчика, который, увидя вместе седую старуху и прекрасную ее дочь, отдает последней свое сердце, а с первою делает денежный договор в продаже ей своей склонности. Торг кончился, старуха щедро платит за купленные ласки, истощает все старинные редкости для подарков, опустошает мешки казенные, и весь дом ее становится так пуст, как взятый штурмом город. Наконец молодчик сговаривается с дочерью, увозит ее, женится и показывается старухе уже не в виде любовника, но в виде зятя; сия измена старуху убивает: она ахнула, и проклятый бес принял последний вздох ее: но и тут пословицы не видно? поищем далее.

Поседелый старик, вступивший уже одною ногою во гроб, будучи искушаем бесом, начинает сбирать богатство, ограничивает свои расходы, налагает вечный пост на себя, на жену, на детей своих и на всех домашних; притесняет бедных, отнимает у них последние их земли, крестьян, имение и все, что ему ни попадется. Делается в короткое время сильным помещиком, богачом, ростовщиком, скрягою и ненавидим становится своим домашним. Все желают ему смерти, дети с нетерпением ожидают конца его: смерть приходит, уступает душу его бесу, а беззаконно скопленное имение достается детям, кои так же беззаконно расточают оное. – Пословицы, однако, не видно.

Имея седину в голове, женщина, я чаю искушением же беса, начинает думать, будто она в состоянии сочинять стихи и прозу, марает любовные сказочки, кропает идиллии, эклоги и другие мелкие сочинения, но успехов не видит, кладет вину на слабость глаз своих, будто они препятствуют далее упражняться ей, но никогда, однако, не признается, что глаза слабы от старости. Она обвиняет свою чувствительность, которая часто извлекает у нее слезы, и чтение, которое в слабость зрение ее привело; но пройдем сие мимо, тут, конечно, пословицы не найдем.

Мужчина, у коего уже начала в бороду седина показываться, будучи подстрекаем бесом, сделал себе должность беспрестанно шутить, но шутки его успеха не имеют, он желает всех смешить, но никто не смеется, а ежели когда и смеются, то не тому, чтобы соль находили в шутках, а тому, что шутки не смешны, но изобретатель их силится и продолжает далее и далее; тут пословицы нашей, однако, не видно, пройдем.

Но что это! манускрипт сей писан в последнем столетии, в нем, конечно, не найду я, чего ищу, пойдем далее в древность, поищем там. А! да вот она в заглавии поставлена: седина в бороду, а бес в ребро. Перепишем скорей и предадим ее тиснению.

Старая и беззаконно проводившая дни свои женщина имела сына, которому хотя и за тридцать лет было, но он еще ничему не учился, ничего не делал и был неотступно подле своей матери. Она его ласкала, нежила, баловала и сделала наконец сущего тунеядца; беспрестанно уговаривала его жениться, но урод, заключая, что все на свете женщины так злобны и беспокойны, как злобна его мать, никогда не соглашался на женитьбу. Старуха, желая узнать судьбу своего единородного сына, приводила к себе в дом ворожей и угадчиков, но никто ничего доброго не предсказывал. Наконец прошла великая слава об одном состарившемся в сем ремесле угадчике: она бегает по всему городу, ищет, наконец находит, уговаривает его прийти к ней в дом, кланяется, сулит подарки, колдун снисходит на ее просьбу, приходит к ней, она показывает своего тунеядца и со слезами просит сказать, какой жребий назначен сему уроду. Колдун, оглядевши его кругом, наморщился и сказал: «Седина в бороду, а бес в ребро», – и, сказав сие, вышел. Старуха бросается за ним, обнимает его колена, требует, чтобы изъяснил ей, что слова его значат; угадчик на все ее прошения только и твердит: «Седина в бороду, а бес в ребро», а сам, между тем, уходит. Бедная мать с горестию возвращается к сыну и вместе с ним рассуждают, что бы значили сии слова; но сколько ни думали, а отгадать не могли. Старуха время от времени стала, однако, примечать, не показывается ли седина в бороде у сына, сын, также опасаяся беса, часто поглядывал на свою бороду. Седина показалась, сын, желая предупредить гостя, который в ребро к нему залезет, взял намерение постричься в монахи; объявил сие своей любезной матушке; она плачет, рвется и уговаривает его лучше жениться, говоря, что добрая жена беса отгонит, но сын упрямится и идет искать монастырь, в котором бы он был безопасен от бесов. Бес, невидимо пребывающий беспрестанно в сем доме, проникает намерения сынаи матери, берет на себя вид прекрасной и смиренной девицы и садится у ворот монастыря, чтобы подцепить дурака: жертва его к нему подходит и спрашивает, не знает ли она, какой это монастырь; бес с приятностию отвечает, что она не знает и что пришла тут за тем, чтобы испросить себе место в сем монастыре, ежели он женский.

– Как, – сказал он, – ты хочешь итти в монахини, будучи так молода и хороша?

Бес притворно плачет и сказывает, что сиротство и бедность ее к сему принуждают; между тем умильно на него взглядывает, хвалит его, уверяет, что он еще гораздо молод, чтобы принять такую строгую жизнь. Болван наш начинает ей верить, а бес, пользуйся его слабостию, делает ему всякие искушения и наконец доводит до того, что он забывает монастырь и дает слово на ней жениться. Он приводит свою любезную невесту к своей матери, рассказывает все, что с ним случилось; старуха радуется, обнимает свою нареченную невестку, или, лучше сказать, беса, который уже давно привык к ее объятиям; учреждается великолепная пирушка, свадьба оканчивается, а с нею и согласие между сына и матери прекращается. Бес, сделавшися женою, вовлек урода во все неистовства; он поссорился с своею матерью, выгнал ее из дому, расточил в короткое время все свое имение, сделался зол, мстителен, пьян и забиячлив. Бес, увидя, что все свои намерения привел к концу, сделал какой-то состав, которым если напишешь, то вечно написанное останется видно; сим составом спящему дураку на лбу написал: седина в бороду, а бес в ребро; написав, разбудил его и сказал:

– Помнишь ли ты угадчика, который сказал некогда тебе: седина в бороду, а бес в ребро?

– Помню, – сказал муж.

– Ну, теперь пророчество сие с тобой сбылось, как скоро седина в твоей бороде показалась, ты, остерегался от беса, хотел постричься, но бес тебя подстерег; ты увидел меня, влюбился и, наруша свой обет, женился на мне: знаешь ли ты, что жена взята из ребра мужа?

– Так, – сказал урод.

– Знай же, что я самый тот бес, которого колдун тебе предсказывал; я взял на себя образ прекрасной девицы, искусил тебя и развратил всю жизнь твою; беззаконная жизнь матери твоей и твоя праздность и глупость привлекли меня в дом ваш, я невидимо был всегда с вами; но как должность моя требует, чтобы вредить всем тем, к кому я близок, то я, наделавши всех зол, вас покидаю. По сих словах бес исчез. Молодец наш, будучи вне себя от ужаса, уходит из дома; бегает по всем улицам и с кем ни встретится, всякий, прочтя на лбу у него надпись: седина в бороду, а бес в ребро, спрашивает, что это значит; он каждому рассказывает: новость сия бегает из двора во двор и делается общею пословицею. Причина сия невероятна, но ежели другой сыскать не можно, то я прошу моих читателей и сей поверить.

Следующая глава >

Оценка 5 проголосовавших: 7
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here