Человек который бреет бороду

Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "человек который бреет бороду" с полным описанием и рекомендациями.

Современный человек всё чаще уход за своей внешностью доверяет профессионалам.

Оглянитесь вокруг: маникюрные и педикюрные салоны, имидж-студии, частные косметологические клиники. Этот список можно продолжать до бесконечности.

Наше общество диктует не только женщинам, но и мужчинам доверить свой внешний вид профессионалам. В первую очередь, это касается ухода за ставшей очень популярной бородой. Парикмахерские салоны предлагают мужчинам воспользоваться услугами мастера по стрижке бороды.

Эта услуга не является новейшим изобретением человечества, а существовала с древних времён и была в последнее столетие немного подзабыта.

Давайте ненадолго окунемся в историю и проследим путь профессии с момента её зарождения по сегодняшний день, и узнаем как называется профессия того, кто стрижет бороду в наши дни.

Борода́ — волосяной покров на нижней части лица. Один из мужских вторичных половых признаков у человека, обусловленных наличием тестостерона.

История

Все мужчины Древнего Египта брили бороду. Правом носить бороду обладал только фараон (в знак своего владения землёй), но его борода была искусственной. Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.

Александр Македонский приказывал своим солдатам сбривать бороду, чтобы вражеский воин не мог схватить за неё в ходе сражения.

В Римской империи бритое лицо и короткая стрижка были одними из признаков цивилизованности и выделяли римлянина из «диких» народов. Конец этой традиции положил император Адриан.

Кубинские повстанцы против режима Батисты во главе с Ф. Кастро были известны как «барбудос» — бородатые.

Борода в православии и в России

В греческой Православной церкви ко времени Крещения Руси, к концу X века, установился всеобщий обычай среди православных — обязательное брадоношение. Во время Раскола христианской церкви одним из обвинений, которое выдвинули православные греки против латинян (католиков), было брадобритие:

Об обязательном ношении бороды для христианина писали многие православные святители и писатели. Во главе Русской церкви стояли греческие митрополиты, которых ставил Константинопольский патриарх, и они ему же и подчинялись, поэтому русские взяли греческие религиозные воззрения, в том числе обязательное брадоношение. Ношение бороды в России было установлено и закреплено законодательно в сборниках гражданских и церковных правил и традиционно сохранялось.

В «Русской правде» за «поторгание» бороды или усов, иначе говоря, за причинение им ущерба, полагался особо высокий штраф — 12 рублей — всего в три раза меньше штрафа за убийство человека.

Правила о брадоношении были закреплены в Кормчих книгах, Номоканонах — обязательных сборниках правил для всех православных. В решениях Стоглавого собора Русской поместной церкви в 1551 году подтверждён запрет на брадобритие — 40 глава. Запрет на брадобритие вошёл и в Большой Потребник. Запрет на бритьё бороды сохранился и после церковной реформы. Кормчая, напечатанная в 1661 году, повторяет этот запрет. Патриарх Адриан в своих проповедях говорит о запрете на сбривание бороды и сравнивает брадобрийцев с собаками и кошками и говорит о том, что они становятся женоподобными. Брадобритие считалось в православной Руси признаком педерастии и мужеложества.

Радикальное изменение — обязательное бритьё бороды было введено Петром I в 1699 году сначала на царских пирах, а затем и среди всего боярства. Сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями об образе благочестивого христианина, достойном человека, мужской красоте и поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. 16 января 1705 года вышел указ, дозволяющий носить бороду священникам и диаконам без платы, а всем остальным за специальную плату, с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак, с разных категорий людей разные суммы: 60, 100 и 30 рублей. Пётр стремился к полной ликвидации брадоношения среди жителей городов, поэтому указ о разрешении носить бороду существовал недолго. Указом 17 декабря 1713 года было запрещено носить бороды, носить русскую одежду и торговать национальной русской одеждой и сапогами (торговать можно было только одеждой немецкого образца)  ; указом от 29 декабря 1714 года было введено наказание для ослушников — их били кнутом и отправляли на каторгу . Исключение для ношения бороды и национальной одежды было сделано только для старообрядцев, согласно указу Петра от 6 апреля 1722 года старообрядцы должны были платить по 50 рублей в год за бороду, и они не имели права никакой другой одежды носить кроме как: зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем. Воротник должен быть обязательно красного цвета — из красного сукна, а само платье нельзя носить красного цвета. Если кто из старообрядцев появлялся в другой одежде, то с того брали штраф — 50 рублей. 13 ноября 1724 года по просьбе архиепископа Нижегородского Питирима Пётр издал указ о том, чтобы выдавать старообрядцам медные знаки, указывающие, что плата за бороду уплачена, эти знаки старообрядцы были обязаны нашивать на свою одежду и их носить; женщины-старообрядки, согласно этому указу, были обязаны носить платья опашни и шапки с рогами.

Политика искоренения бороды проводилась весь XVIII век, с этой целью христианские сочинения, в которых говорилось об обязательном брадоношении, не печатали. Например, совсем не печатали с середины XVII века Кормчую — сборник правил Православной церкви. Когда же её напечатали в 1778 году, то 47 главу, в которой говорится о запрете на бритьё бороды, исключили.

Ища выход из идеологического тупика, Уваров предложил в 1833 году теорию «официальной народности». Развивая эту идею, славянофилы вернулись к ношению бороды и к ношению русской одежды. Правительство отрицательно относилось к славянофилам: отдельных славянофилов за резкость высказываний сажали на несколько месяцев в Петропавловскую крепость. Все же попытки славянофилами издания газет и журналов немедленно пресекались. Но идеи возвращения к своим православным и национальным корням постепенно находили сторонников в образованном обществе. Два императора, Александр III и Николай II, уже сами носили бороды.

Борода в религии

Католичество

Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Фактически, многие папы даже во время позднего средневековья и возрождения носили полноценные бороды и усы (Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V). В унии никогда не действовали правила о брадобритии.

Иудаизм

В Танахе запрещается евреям сбривать бороду только лезвием:

Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
(Лев. 19:27)

Обритая борода считается потерей чести (2 Цар.10:4-6, 1 Пар.19:4-6 и др.). При этом подстригание бороды ножницами не запрещено. Причины запрета не ясны, возможно, в Древнем мире стиль бороды являлся этническим маркером. В новое время с распространением каббалы запрет приобрёл мистический смысл. Известный каббалист Рамхаль не носил бороды, проживая за пределами Святой Земли Израиля. Сегодня обычаи бритья и стиль бород варьируются от общины к общине. Например, в хасидизме удаление бороды равнозначно формальному разрыву с общиной, а религиозные сефарды и литваки не придают бритью особого значения. Общим, в том числе среди нерелигиозных евреев, является правило не бриться в течение месяца в знак траура по близкому родственнику.

Ислам

По мнению большинства исламских правоведов ношение бороды является обязательным для каждого мусульманина, а её сбривание запрещённым. Мусульманам рекомендуется отпускать бороду длиной в сжатый кулак. Стрижка усов и отпускание бороды относится к человеческому естеству (фитра).

Согласно преданию, во времена пророка Мухаммеда ношение усов и сбривание бороды было отличительной особенностью огнепоклонников. Исламские богословы считают, что мужчина, сбривающий бороду, уподобляется женщине.

Эволюционное значение

Борода, усы и бакенбарды, судя по всему, служат для мужчин украшением. В. Р. Дольник предполагал, что пышная шевелюра у человека (как грива у старых самцов павиана) может повышать его статус в глазах сородичей. А Чарльз Дарвин считал, что борода возникла из-за полового отбора, так как служит украшением, увеличивающим привлекательность самцов. Современные исследования разных культур (в том числе «примитивных» племён) показывают обратное: женщины оценивают безбородые лица как более привлекательные. Зато мужчины считают лица с бородой более агрессивными, а оба пола оценивают бородатых людей как имеющих больший возраст и более высокий социальный статус. Распространено заблуждение, что густая борода является потенциальной защитой щитовидной железы и шеи от холода.

Бородатые женщины

Афиша XIX века:

Настоящая бородатая женщина. Мисс Энни Джонс Эллиот

Женщины, как и мужчины, способны отращивать бороды (в особенности при применении андрогенных стероидов в качестве сопутствующей терапии рака молочной железы). С давних времён такие женщины являлись предметом любопытства. Хотя большинство женщин сбривают или выщипывают любую растительность на подбородке, некоторые из них, в особенности женщины с окладистыми бородами, зарабатывают на жизнь выступлениями перед публикой в так называемых «Шоу чудес», то есть в гастролирующих цирках, распространённых в США. Контраст между длинной бородой на лице и такими женскими атрибутами как высокий голос певицы, выступающей в платье, подчёркивающим её женственность, гарантирует интерес к прочим цирковым аттракционам, поэтому такие женщины традиционно имели богатый выбор работодателей и их выступления очень хорошо оплачивались.

Примером является Юлия Пастарана.

При наличии у женщины заметного пушка на лице часто применяется эпиляция.

Типажи по эпохам

История моды на волосатость лица также демонстрирует определяющее влияние социального фактора на возможность иметь усы и бороды, на допустимые фасоны бород, на отношение к ним со стороны общества.

В Древнем Египте мужчины брили бороду и усы, небольшие искусственные бороды носили только представители царской семьи. В Древней Греции бритьё вошло в обиход с IV века до н. э., оттуда оно было перенято римлянами после завоевания Греции Римом. Мода на усы и бороду восстановилась в Риме при Адриане

Документированная история западноевропейских стран позволяет наблюдать процесс чередования стандартов мужского внешнего вида. Отмечается закономерность: при моде на пышные причёски бороды укорачивались или исчезали совсем, и наоборот, когда носили более простые причёски, бороде и усам уделялось большее внимание. В позднее Средневековье и ранний Ренессанс (XIV—XV вв.) идеалом мужской внешности было выглядеть похожим на юношу в любом возрасте, и мужские лица были бриты. В период господства бургундской моды при длинных завитых волосах появляются лишь небольшие усы и бороды.

В последующий период (с 1500 года до конца Ренессанса (1620)) большинство мужчин всех возрастов носили бороды и длинные усы.

С началом эпохи барокко (с 1620) борода вышла из моды, приблизительно с 1680 года усы также исчезли. Во Франции, бывшей европейской законодательницей мод, придворные, подражая молодому королю Людовику XIV, чисто брили лицо, усы носили лишь военные. До середины XIX века полностью преобладала модель бритого мужского лица. После революции 1848 года произошёл обратный процесс, который распространился на всю Европу:усы и борода стали господствующими во внешнем виде мужчин.

Но со второй четверти XX века бритые лица становились массовым феноменом. Чередование периодов бритости и волосатости мужских лиц как массового феномена мужской моды и мужских предпочтений можно рассматривать в связи с изменением преобладающего в тот или иной исторический период мужского идеала. В эпоху преобладания идеала мужественного мужчины в моде присутствуют усы и бороды, поскольку они воспринимаются как естественные и наиболее яркие признаки и символы мужественности. Наоборот, с началом перехода общественного сознания к женственному идеалу мужчины лица мужчин становятся бритыми, мужские вторичные половые признаки в виде волос на лице удаляются. Преобладающие тенденции всегда типичны для широких слоёв населения вне зависимости от профессии или общественного статуса. Но всегда существуют общественные слои, сохраняющие независимость и преемственность традиции своего внешнего вида.

См. также

  • Усы
  • Бакенбарды
  • Налог на бороду

Примечания

  1. ↑ Вики: Костюм Древнего Египта
  2. ↑ Решение Константинопольского синода 1054 года
  3. ↑ Acta et scripta, quae de controversiis Ecclesiae Graecae et Latinae saeculo undecimo composita extant. Ed. Dr. Cornelius Will. Lipsiae, 1861. С.155-168
  4. ↑ О брадобритии от святых отцов
  5. Выписки из священного писания и предания о богопротивном и законопреступном брадобритии и главострижении.
  6. ↑ Старообрядчество. Иллюстрированная энциклопедия. 2011 год, Страницы 46 — 47.
  7. ↑ Протоиерей Евгений Чунин. О грехе брадобрития
  8. ↑ Голубинский Е. Е. История русской церкви : Том 2. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно / 1-я половина тома : период второй, Московский Университетская типография, 1900 стр. 396
  9. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том IV. С 1700 по 1712.; 1830 № 2015 стр. 282 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  10. ↑ Сам указ не сохранился, но на него есть указание в указе №2874 от 29 декабря 1714 (9 января 1715) года
  11. ↑ 2874.— Декабря 29. Именный объявленный изъ Сената. — О неторгованiи Русскимъ платьемъ и сапогами и о не ношенiи таковаго платья и бородъ.29 декабря 1714 (9 января 1715) года
  12. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том V. С 1713 по 1719.; 1830 № 2874 стр. 137 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  13. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том VI. С 1720 по 1723.; 1830 № 3944 стр. 641 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  14. ↑ Выписки из указов Петра I-го относящихся к расколу, с приложением выписок из исторических сочинений.
  15. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том VII. С 1724 по 1727.; 1830 № 4596 стр. 368 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  16. ↑ Кормчая 1778 г. («Екатерининское» издание.) Том 2
  17. ↑ Теория «официальной народности». Славянофилы и западники
  18. Борода — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  19. ↑ Аль Мавсуатуль Фикхийятуль Кувейтийя: 35/225-226. — Кувейт, 1408/1988.
  20. Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т.. — Т. 4. — С. 2659.
  21. Ат-Тирмизи М. Хадис № 2762 // Сунан ат-тирмизи. — С. 776.
  22. Ат-Тирмизи М. Хадис № 2768 // Сунан ат-тирмизи. — С. 776.
  23. ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. — Т. 2. Ч. 3. — С. 146, 147.
  24. Абу Хамид аль-Газали. Ихья ‘улюм ад-дин. — Т. 2/257.
  25. Сергей Глаголев. Почему у человека редуцировался волосяной покров на теле и остался на голове и в других местах?. Элементы.ру (2011). Проверено 8 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
  26. ↑ М. Н. Мерцалова. Костюм разных времён и народов. Том 1. — М.: Академия моды, 1993. с. 19
  27. Ф. Ф. Велишский. Быт греков и римлян. — Прага: Типография И. Милиткий и Новак, 1878. — С. 232. — 670 с. — ISBN 5424172334, 9785424172335.
  28. Л. Кибалова. О. Гербенова. М. Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. Артия, Прага, 1988. с. 353

Литература

  • Борода // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Борода на Руси // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Джайлз Констебл. Бороды в истории. Символы, моды, восприятие // Одиссей. Человек в истории. 1994. — М., 1994, с. 165—181
  • Фаресов А И. История бороды и усов. // Исторический вестник, 1904. Т. 98, № 10. С. 174—212.
  • Томас Гоуинг. Борода и философия = The Philosophy of Beards. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 126 с. — ISBN 978-5-9614-5348-5.

Ссылки

  • Борода (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) — статья в гуманитарном словаре.
  • «Брить или не брить?» (Борода и маскулинность в современном мире) из цикла “Археология” на Радио «Свобода» (аудио, фев 2016)
  • И. Словесник «Борода» (видео).

Большинство современных мужчин моются и бреются исключительно ради того, чтобы хорошо выглядеть. Черты ритуала в этих занятиях можно найти, но очень редко. Конечно, в расплодившихся барбершопах вас могут побрить опасной бритвой или смазать волосы специальным маслом, но в повседневной жизни мы предпочитаем одноразовые станки, шампунь из супермаркета и визит в парикмахерскую возле дома.

Но во все времена и во всех культурах бритье бороды и стрижка были наполнены глубоким смыслом. Бритье и уход были наполнены ритуальным смыслом, древняя память о котором живет в нас и поныне. Сегодня мы расскажем о некоторых из уникальных ритуалов связанных с уходом за волосами из самых разных культур мира.

человек который бреет бороду


Древний Египет

Знатные египтяне времен Древнего царства ценили и уважали бороды и носили их с гордостью. Дошедшие до нас изображения демонстрируют мужчин с длинными черными бородами, которые они часто заплетали в косы и всячески украшали. Некоторые фараоны даже умудрялись отращивать роскошные усы. Но мода капризная штука, и через несколько веков любовь к волосатым лицам пошла на нет, сменяясь гладко выбритыми подбородками и черепами. Волосатость стала считаться животным признаком, а египтянам хотелось походить больше на людей.

Богатые египетские мужчины часто нанимали штатных парикмахеров, которые жили в их домах и ежедневно следили за шевелюрами и растительностью на лице. Появиться небритым на улице было недостойно знатного гражданина и считалось уделом раба или вольнонаемника.

По словам греческого историка Геродота, египетские жрецы в 6 веке до нашей эры брили тело каждый день, влючая даже брови и ресницы! Это было частью ритуального очищения, а бритвенные принадлежности обязательно клали в гробницы вельмож, чтобы и на том свете они могли продолжать свои гигиенические ритуалы. В то же время, для фараонов борода стала своего рода королевской регалией, которая часто была искусственной и надевалась по большим праздникам.

человек который бреет бороду


Месопотамия

Древние люди, живущие между реками Тигр и Евфрат, посвящали много времени и внимания своим бородам. Ассирийцы, шумеры, финикийцы носили длинные и роскошные бороды. Никто и не думал использовать фальшивки, благо бороды у вавилонян росли хорошо, что видно на всех изображениях того времени. В бороды вплетали ленты и нити, а еще мужчины Месопотамии изобрели для своих бород своего рода бигуди, на которые долго и кропотливо накручивали бороды, чтобы те выглядели как прическа современной дамы. Чем выше было положение мужчины в обществе, тем изысканнее была прическа его бороды.

Волосы на голове также служили важным социальным маркером. Жители Месопотамии разработали сложную систему причесок, которые обозначали профессию человека. Врачи, юристы, священники и даже рабы имели свой особый вид стрижки. Поэтому вопросов о профессиональной принадлежности там почти не возникало и каждый занимался своим делом.

человек который бреет бороду


Древние греки

Древнегреческая философия была, вероятно, значительно беднее, если философы того периода не имели хорошую бороду, чтобы погладить ее, размышляя о вселенной. Древние греки были людьми бороды. Для них борода была признаком мужественности, зрелости и мудрости. В самом деле, согласно Плутарху, когда древнегреческий мальчик видел первые растущие усы, он приносил жертву богу солнца Аполлону.

Греческие мужчины брили свои бороды во времена печали и скорби. Если лезвия не было, убитый горем человек мог вырвать бороду голыми руками или сжечь ее огнем. Посягательство на бороду другого человека было серьезным преступлением и каралось штрафом и даже тюрьмой. Быть гладколицым считалось постыдным, поэтому бритье часто было мерой наказания для преступников. Например, спартанцы сбривали половину бороды у человека, который проявил трусость в бою. Но всему приходит конец, и брутальная мода подошла к концу, когда большой любитель юных мальчиков Александр Великий приказал своим солдатам сбривать бороды, чтобы за них не могли схватиться враги в рукопашной схватке.
человек который бреет бороду


Древние римляне

Чтобы отличить себя от своих греческих кузенов, древние римляне были чисто выбритым народом. Первом бритье молодого человека было важным событием в жизни и было ритуализировано с помощью сложной религиозной церемонии. Первые усы не сбривали до дня рождения. В праздник волосы срезались и относились в храм. Такая традиция привела к тому, что в год первых усов юноши старательно отращивали растительность на лице, порой прибегая к таким средствам, как оливковое масло.
человек который бреет бороду


Древние германские племена

Древние германцы так ценили бороды, что клялись ими. Варварские племена, в противовес гладколицым римлянам, были заросшими и жестокими парнями. Стрижка бороды у них считалась делом сугубо ритуальным и происходила только после достижения той или иной цели — убийства врага, мести и так далее.
человек который бреет бороду


Древние индусы

В то время как выращивание бороды было нормой для многих индуистских сект древности, некоторые практиковали бритвенные ритуалы, похожие на римские аналоги. Как говорится в коллекции ритуальных текстов Гринья Сутра, мальчик по достижении 16-лет мог совершить первое бритье. Известный как Godanakaruman, этот торжественный ритуал производился местным цирюльником при большом стечении народа и был своеобразной инициацией для начинающих мужчин.
человек который бреет бороду


Африканские племена

Среди африканских племен, в прошлом и настоящем, мужские практики по уходу за растительностью на лице и голове так же разнообразны как и племена, которые населяют этот континент. Например, в племени масаи молодые люди бреют головы в рамках многочисленных обрядов посвящения в мужчины. Когда мальчика масаи обрезают в 14 лет, они имеет право охотиться с остальными мужчинами племени. Ровно через десять лет мать воина бреет ему голову на том же самом месте. Теперь он может брать жену. Если мужчина покажет себя храбрым и мудрым, он может занять кресло младшего старейшины племени, что также сопровождает ритуальное бритье головы, на этот раз руками жены. Во все остальное время, масаи носят длинные волосы, которые заплетают в косички. Процесс заплетения косичек ложится на плечи боевых товарищей, которые проводят за этим занятием много часов.
человек который бреет бороду


Ранние христиане

В то время как древние евреи и мусульмане не брили бороды вовсе, у ранних христиан с волосами на лице сложились особые отношения. В различных ветвях учения бороды то назывались дьявольским знаком, то символом благочестия. Позднее, человек, который решил посвятить себя монашеской жизни, проходил постриг — важный ритуал, который заключался в выбривании макушки (у католиков) или отрезании локона (в православии).

Источник: trendymen.ru

Оценка 5 проголосовавших: 7
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here