Борода в истории европы

Предлагаем ознакомиться с самым важным на тему: "борода в истории европы" с полным описанием и рекомендациями.

Борода́ — волосяной покров на нижней части лица. Один из мужских вторичных половых признаков у человека, обусловленных наличием тестостерона.

История

Все мужчины Древнего Египта брили бороду. Правом носить бороду обладал только фараон (в знак своего владения землёй), но его борода была искусственной. Её, как и парик, делали из шерсти или из срезанных волос, перевитых золотыми нитями, и подвязывали к подбородку шнурком. Этой церемониальной бороде могли придавать разные формы, но самой распространённой была загнутая на конце косичка, похожая на кошачий хвост.

Александр Македонский приказывал своим солдатам сбривать бороду, чтобы вражеский воин не мог схватить за неё в ходе сражения.

В Римской империи бритое лицо и короткая стрижка были одними из признаков цивилизованности и выделяли римлянина из «диких» народов. Конец этой традиции положил император Адриан.

Кубинские повстанцы против режима Батисты во главе с Ф. Кастро были известны как «барбудос» — бородатые.

Борода в православии и в России

В греческой Православной церкви ко времени Крещения Руси, к концу X века, установился всеобщий обычай среди православных — обязательное брадоношение. Во время Раскола христианской церкви одним из обвинений, которое выдвинули православные греки против латинян (католиков), было брадобритие:

Об обязательном ношении бороды для христианина писали многие православные святители и писатели. Во главе Русской церкви стояли греческие митрополиты, которых ставил Константинопольский патриарх, и они ему же и подчинялись, поэтому русские взяли греческие религиозные воззрения, в том числе обязательное брадоношение. Ношение бороды в России было установлено и закреплено законодательно в сборниках гражданских и церковных правил и традиционно сохранялось.

В «Русской правде» за «поторгание» бороды или усов, иначе говоря, за причинение им ущерба, полагался особо высокий штраф — 12 рублей — всего в три раза меньше штрафа за убийство человека.

Правила о брадоношении были закреплены в Кормчих книгах, Номоканонах — обязательных сборниках правил для всех православных. В решениях Стоглавого собора Русской поместной церкви в 1551 году подтверждён запрет на брадобритие — 40 глава. Запрет на брадобритие вошёл и в Большой Потребник. Запрет на бритьё бороды сохранился и после церковной реформы. Кормчая, напечатанная в 1661 году, повторяет этот запрет. Патриарх Адриан в своих проповедях говорит о запрете на сбривание бороды и сравнивает брадобрийцев с собаками и кошками и говорит о том, что они становятся женоподобными. Брадобритие считалось в православной Руси признаком педерастии и мужеложества.

Радикальное изменение — обязательное бритьё бороды было введено Петром I в 1699 году сначала на царских пирах, а затем и среди всего боярства. Сбривание бороды шло вразрез с традиционными православными представлениями об образе благочестивого христианина, достойном человека, мужской красоте и поэтому нововведение вызывало массовые неодобрения и протесты. 16 января 1705 года вышел указ, дозволяющий носить бороду священникам и диаконам без платы, а всем остальным за специальную плату, с носящих бороду мужчин взималась особая пошлина, уплатившим её выдавалась специально отчеканенная бона — бородовой знак, с разных категорий людей разные суммы: 60, 100 и 30 рублей. Пётр стремился к полной ликвидации брадоношения среди жителей городов, поэтому указ о разрешении носить бороду существовал недолго. Указом 17 декабря 1713 года было запрещено носить бороды, носить русскую одежду и торговать национальной русской одеждой и сапогами (торговать можно было только одеждой немецкого образца)  ; указом от 29 декабря 1714 года было введено наказание для ослушников — их били кнутом и отправляли на каторгу . Исключение для ношения бороды и национальной одежды было сделано только для старообрядцев, согласно указу Петра от 6 апреля 1722 года старообрядцы должны были платить по 50 рублей в год за бороду, и они не имели права никакой другой одежды носить кроме как: зипун со стоячим клееным козырем (воротником), ферези и однорядку с лежачим ожерельем. Воротник должен быть обязательно красного цвета — из красного сукна, а само платье нельзя носить красного цвета. Если кто из старообрядцев появлялся в другой одежде, то с того брали штраф — 50 рублей. 13 ноября 1724 года по просьбе архиепископа Нижегородского Питирима Пётр издал указ о том, чтобы выдавать старообрядцам медные знаки, указывающие, что плата за бороду уплачена, эти знаки старообрядцы были обязаны нашивать на свою одежду и их носить; женщины-старообрядки, согласно этому указу, были обязаны носить платья опашни и шапки с рогами.

Политика искоренения бороды проводилась весь XVIII век, с этой целью христианские сочинения, в которых говорилось об обязательном брадоношении, не печатали. Например, совсем не печатали с середины XVII века Кормчую — сборник правил Православной церкви. Когда же её напечатали в 1778 году, то 47 главу, в которой говорится о запрете на бритьё бороды, исключили.

Ища выход из идеологического тупика, Уваров предложил в 1833 году теорию «официальной народности». Развивая эту идею, славянофилы вернулись к ношению бороды и к ношению русской одежды. Правительство отрицательно относилось к славянофилам: отдельных славянофилов за резкость высказываний сажали на несколько месяцев в Петропавловскую крепость. Все же попытки славянофилами издания газет и журналов немедленно пресекались. Но идеи возвращения к своим православным и национальным корням постепенно находили сторонников в образованном обществе. Два императора, Александр III и Николай II, уже сами носили бороды.

Борода в религии

Католичество

Католическим священнослужителям предписано не иметь свободно растущей бороды: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактовка этого предписания в разные периоды была различной. Фактически, многие папы даже во время позднего средневековья и возрождения носили полноценные бороды и усы (Юлий II, Климент VII, Павел III, Юлий III, Марцелл II, Павел IV, Пий IV, Пий V). В унии никогда не действовали правила о брадобритии.

Иудаизм

В Танахе запрещается евреям сбривать бороду только лезвием:

Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.
(Лев. 19:27)

Обритая борода считается потерей чести (2 Цар.10:4-6, 1 Пар.19:4-6 и др.). При этом подстригание бороды ножницами не запрещено. Причины запрета не ясны, возможно, в Древнем мире стиль бороды являлся этническим маркером. В новое время с распространением каббалы запрет приобрёл мистический смысл. Известный каббалист Рамхаль не носил бороды, проживая за пределами Святой Земли Израиля. Сегодня обычаи бритья и стиль бород варьируются от общины к общине. Например, в хасидизме удаление бороды равнозначно формальному разрыву с общиной, а религиозные сефарды и литваки не придают бритью особого значения. Общим, в том числе среди нерелигиозных евреев, является правило не бриться в течение месяца в знак траура по близкому родственнику.

Ислам

По мнению большинства исламских правоведов ношение бороды является обязательным для каждого мусульманина, а её сбривание запрещённым. Мусульманам рекомендуется отпускать бороду длиной в сжатый кулак. Стрижка усов и отпускание бороды относится к человеческому естеству (фитра).

Согласно преданию, во времена пророка Мухаммеда ношение усов и сбривание бороды было отличительной особенностью огнепоклонников. Исламские богословы считают, что мужчина, сбривающий бороду, уподобляется женщине.

Эволюционное значение

Борода, усы и бакенбарды, судя по всему, служат для мужчин украшением. В. Р. Дольник предполагал, что пышная шевелюра у человека (как грива у старых самцов павиана) может повышать его статус в глазах сородичей. А Чарльз Дарвин считал, что борода возникла из-за полового отбора, так как служит украшением, увеличивающим привлекательность самцов. Современные исследования разных культур (в том числе «примитивных» племён) показывают обратное: женщины оценивают безбородые лица как более привлекательные. Зато мужчины считают лица с бородой более агрессивными, а оба пола оценивают бородатых людей как имеющих больший возраст и более высокий социальный статус. Распространено заблуждение, что густая борода является потенциальной защитой щитовидной железы и шеи от холода.

Бородатые женщины

Афиша XIX века:

Настоящая бородатая женщина. Мисс Энни Джонс Эллиот

Женщины, как и мужчины, способны отращивать бороды (в особенности при применении андрогенных стероидов в качестве сопутствующей терапии рака молочной железы). С давних времён такие женщины являлись предметом любопытства. Хотя большинство женщин сбривают или выщипывают любую растительность на подбородке, некоторые из них, в особенности женщины с окладистыми бородами, зарабатывают на жизнь выступлениями перед публикой в так называемых «Шоу чудес», то есть в гастролирующих цирках, распространённых в США. Контраст между длинной бородой на лице и такими женскими атрибутами как высокий голос певицы, выступающей в платье, подчёркивающим её женственность, гарантирует интерес к прочим цирковым аттракционам, поэтому такие женщины традиционно имели богатый выбор работодателей и их выступления очень хорошо оплачивались.

Примером является Юлия Пастарана.

При наличии у женщины заметного пушка на лице часто применяется эпиляция.

Типажи по эпохам

История моды на волосатость лица также демонстрирует определяющее влияние социального фактора на возможность иметь усы и бороды, на допустимые фасоны бород, на отношение к ним со стороны общества.

В Древнем Египте мужчины брили бороду и усы, небольшие искусственные бороды носили только представители царской семьи. В Древней Греции бритьё вошло в обиход с IV века до н. э., оттуда оно было перенято римлянами после завоевания Греции Римом. Мода на усы и бороду восстановилась в Риме при Адриане

Документированная история западноевропейских стран позволяет наблюдать процесс чередования стандартов мужского внешнего вида. Отмечается закономерность: при моде на пышные причёски бороды укорачивались или исчезали совсем, и наоборот, когда носили более простые причёски, бороде и усам уделялось большее внимание. В позднее Средневековье и ранний Ренессанс (XIV—XV вв.) идеалом мужской внешности было выглядеть похожим на юношу в любом возрасте, и мужские лица были бриты. В период господства бургундской моды при длинных завитых волосах появляются лишь небольшие усы и бороды.

В последующий период (с 1500 года до конца Ренессанса (1620)) большинство мужчин всех возрастов носили бороды и длинные усы.

С началом эпохи барокко (с 1620) борода вышла из моды, приблизительно с 1680 года усы также исчезли. Во Франции, бывшей европейской законодательницей мод, придворные, подражая молодому королю Людовику XIV, чисто брили лицо, усы носили лишь военные. До середины XIX века полностью преобладала модель бритого мужского лица. После революции 1848 года произошёл обратный процесс, который распространился на всю Европу:усы и борода стали господствующими во внешнем виде мужчин.

Но со второй четверти XX века бритые лица становились массовым феноменом. Чередование периодов бритости и волосатости мужских лиц как массового феномена мужской моды и мужских предпочтений можно рассматривать в связи с изменением преобладающего в тот или иной исторический период мужского идеала. В эпоху преобладания идеала мужественного мужчины в моде присутствуют усы и бороды, поскольку они воспринимаются как естественные и наиболее яркие признаки и символы мужественности. Наоборот, с началом перехода общественного сознания к женственному идеалу мужчины лица мужчин становятся бритыми, мужские вторичные половые признаки в виде волос на лице удаляются. Преобладающие тенденции всегда типичны для широких слоёв населения вне зависимости от профессии или общественного статуса. Но всегда существуют общественные слои, сохраняющие независимость и преемственность традиции своего внешнего вида.

См. также

  • Усы
  • Бакенбарды
  • Налог на бороду

Примечания

  1. ↑ Вики: Костюм Древнего Египта
  2. ↑ Решение Константинопольского синода 1054 года
  3. ↑ Acta et scripta, quae de controversiis Ecclesiae Graecae et Latinae saeculo undecimo composita extant. Ed. Dr. Cornelius Will. Lipsiae, 1861. С.155-168
  4. ↑ О брадобритии от святых отцов
  5. Выписки из священного писания и предания о богопротивном и законопреступном брадобритии и главострижении.
  6. ↑ Старообрядчество. Иллюстрированная энциклопедия. 2011 год, Страницы 46 — 47.
  7. ↑ Протоиерей Евгений Чунин. О грехе брадобрития
  8. ↑ Голубинский Е. Е. История русской церкви : Том 2. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно / 1-я половина тома : период второй, Московский Университетская типография, 1900 стр. 396
  9. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том IV. С 1700 по 1712.; 1830 № 2015 стр. 282 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  10. ↑ Сам указ не сохранился, но на него есть указание в указе №2874 от 29 декабря 1714 (9 января 1715) года
  11. ↑ 2874.— Декабря 29. Именный объявленный изъ Сената. — О неторгованiи Русскимъ платьемъ и сапогами и о не ношенiи таковаго платья и бородъ.29 декабря 1714 (9 января 1715) года
  12. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том V. С 1713 по 1719.; 1830 № 2874 стр. 137 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  13. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том VI. С 1720 по 1723.; 1830 № 3944 стр. 641 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  14. ↑ Выписки из указов Петра I-го относящихся к расколу, с приложением выписок из исторических сочинений.
  15. ↑ Полное Собрание Законов Российской Империи. Собрание первое. Том VII. С 1724 по 1727.; 1830 № 4596 стр. 368 Архивировано 27 сентября 2013 года.
  16. ↑ Кормчая 1778 г. («Екатерининское» издание.) Том 2
  17. ↑ Теория «официальной народности». Славянофилы и западники
  18. Борода — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  19. ↑ Аль Мавсуатуль Фикхийятуль Кувейтийя: 35/225-226. — Кувейт, 1408/1988.
  20. Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух: В 11 т.. — Т. 4. — С. 2659.
  21. Ат-Тирмизи М. Хадис № 2762 // Сунан ат-тирмизи. — С. 776.
  22. Ат-Тирмизи М. Хадис № 2768 // Сунан ат-тирмизи. — С. 776.
  23. ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. — Т. 2. Ч. 3. — С. 146, 147.
  24. Абу Хамид аль-Газали. Ихья ‘улюм ад-дин. — Т. 2/257.
  25. Сергей Глаголев. Почему у человека редуцировался волосяной покров на теле и остался на голове и в других местах?. Элементы.ру (2011). Проверено 8 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
  26. ↑ М. Н. Мерцалова. Костюм разных времён и народов. Том 1. — М.: Академия моды, 1993. с. 19
  27. Ф. Ф. Велишский. Быт греков и римлян. — Прага: Типография И. Милиткий и Новак, 1878. — С. 232. — 670 с. — ISBN 5424172334, 9785424172335.
  28. Л. Кибалова. О. Гербенова. М. Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. Артия, Прага, 1988. с. 353

Литература

  • Борода // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Борода на Руси // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Джайлз Констебл. Бороды в истории. Символы, моды, восприятие // Одиссей. Человек в истории. 1994. — М., 1994, с. 165—181
  • Фаресов А И. История бороды и усов. // Исторический вестник, 1904. Т. 98, № 10. С. 174—212.
  • Томас Гоуинг. Борода и философия = The Philosophy of Beards. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 126 с. — ISBN 978-5-9614-5348-5.

Ссылки

  • Борода (недоступная ссылка с 14-06-2016 ) — статья в гуманитарном словаре.
  • «Брить или не брить?» (Борода и маскулинность в современном мире) из цикла “Археология” на Радио «Свобода» (аудио, фев 2016)
  • И. Словесник «Борода» (видео).

    Борода сопровождает мужское население земли с самых ранних эпох и история бороды чрезвычайно богата и интересна. Доподлинно неизвестна ее функциональная роль и почему в процессе эволюции борода сохранилась практически в неизменном виде. Большинство теорий не выдерживает критики и только теория объясняющая наличие бороды как «украшения» выглядит наиболее правдоподобно. И действительно, мужчина с бородой выглядит старше, суровее и брутальней.  Возможно наши доисторические предки тем самым предостерегали своих потенциальных врагов и красовались перед особями противоположного пола. Вот и получается, что борода, это лучшее украшение мужчины.

С течением времени бороды, как и отношения к ним претерпевали множество изменений.

Древний Египет

борода в истории европы

Борода как символ власти в древнем Египте

В разных народностях сложилась своя история взаимоотношений с бородой. Так в древнем Египте, например, наличие бороды, да и вообще растительности на теле считалось проявлением животного начала. Тем не менее бороду очень ценили как символ власти. В следствии этого Борода Фараона была искусственной, сплетенной из шерсти (причем особенной формы), в нее вплетались цветные шнурки и ленточки, называлась такая борода постиш.

Греция

борода в истории европы

Борода — неотьемлемый атрибут древнегреческих мыслителей

В античной Греции борода была неотъемлемой частью зрелого мужчины. Сложно себе представить древнегреческого мыслителя без бороды. В то время часто использовались аналоги бигудей которые использовались что бы придать бороде особую закрученную форму. Так же приверженцы той или иной философской школы отличались своей особой формой бороды. Одним же из первых правителей заставлявший мужчин бриться, стал Александр Македонский. Александр объяснял это тем, что борода мешает воину в бою, за нее можно схватить. Неофициальная же версия гласит, что Великого полководца просто не росла борода и он этого стыдился. Именно в то время и появилась мода на гладкие лица, делающие мужчин более юными.

Древний Израиль

Не должно брить головы своей и подстригать края бороды своей

У мужчины древнего Израиля ношение бороды было обязательным. Как правило бороды были средней длинны и аккуратно подрезались. Дело в том, что Израиль окружали многочисленные варварские племена исповедующих язычество. И зачастую языческие обряды таких племен включали в себя мужеложство, гомосексуализм и прочие извращения.  И так как эти племена постепенно вырождались, во многом из-за подобных извращений, Закон Моисея запрещал мужчинам быть похожими на женщин, брить лицо и носить женскую одежду, как и наоборот.

Рим

    В древнем Риме в почете были короткие стрижки и гладко выбритое лицо. Тем самым Римляне выделяли себя среди окружающих их плен варваров. Миловидность и юность были постулатами моды первой европейской республики. А на фоне гладко выбритых лиц, бородатые и могучие варвары–рабы пользовались определенным интересом среди финансово обеспеченных дам. Но наряду с гладко выбритыми лицами у Римлян было очень серьезное отношение к растительности на лице. Появление волос на подбородке и щеках означало очень важную веху в жизни молодого римлянина. Зачастую первые волосы сбривались и помещались коробочки и посвящались богам.

Средневековая Европа

    В средневековье отношение к бороде менялось регулярно. Некоторые народности гордились пышной бородой, отражающей здоровье и силу своего владельца, другие народы стремясь отличаться от соседей варваров брили свои бороды.  Даже в рамках одного народа отношение к бороде могло меняться по несколько раз за век.  Наличие или отсутствие бороды часто   отражало религиозные взгляды своего хозяина. Так, например, католические священнослужители брили лицо в противовес православным «бородатым» священникам.

Борода на Руси

борода в истории европы

Всем уплатившим налог на бороду выдавалась особая монета «Бородовой знак»

    Ну Руси борода почти всегда была в почете и особенно оберегалась. Так Ярослав мудрый даже ввел штраф за нанесение ущерба чужой бороде. Да даже просто схватить за бороду считалось очень оскорбительным поступком, ценой которого была смертная обида. С принятием христианства важность бороды еще больше укрепилась, так как считалось, что Бог создал человека по образу и подобию своему. Безбородые же мужья считались неполноценными или больными. Часто бороду брили в наказание, как правило за особо тяжкий и стыдный грех, блудливость, мужеложство. Такие порядки продолжались вплоть до Петровской реформы.

    ­Петр I с самого начала своего правления взял курс на запад. И первое, что он сделал, вернувшись из-заграницы, так это собственноручно отрезал ночницами бороды нескольких знатных бояр. Позже царь неоднократно проделывал подобную операцию, чем шокировал не только знатных бояр, но и священнослужителей, ведь считалось что бриться это грех. Часто солдаты позволяли себе, следуя указу Петра, рубить бороды простолюдинам, что в свою очередь нагнетало обстановку в обществе. Так больше продолжаться не могло и Царь согласился пойти на компромисс и ввел налог на бороду. Теперь каждый желающий носить бород должен был заплатить налог. Уплатившим же эту пошлину, в подтверждение, выдавалась специальная монета – бордовой знак. Кстати сказать это был первый в истории бороды налог.

    В настоящее время практически не осталось никаких ограничений на ношение бороды (за исключением, возможно, вооруженных сил некоторых стран и религиозных общин). И каждый мужчина волен сам выбирать носить ли ему бороду или быть гладко выбритым. Но стоит ли отказывать от такого украшения, подаренного самой природой исключительно нам, мужчинам? Ведь с течением времени в отношении бороды неизменным осталась лишь одно – борода всегда была и остается признаком настоящего мужчины!

Автор:

05 июля 2016 15:40

В наше время отношение к бороде довольно однозначно — она считается всего лишь одним из способов выделиться для мужчин, сравнимой разве что с причёской и манерой одеваться. Кому-то это нравится, кому-то нет.

борода в истории европы

Кто-то с негодованием отзывается о «нелепых бородачах», а кто-то тратит кучу времени и сил, чтобы отрастить хотя-бы жалкое подобие роскошной бороды. Но были в истории бород времена, когда их не сводилась к банальному украшению лица, а носила глубокий с

Доисторические времена

борода в истории европы

Художественная реконструкция Эци — «ледяного человека из Альп».

Об истории бород и их значении в это время известно довольно мало — письменных источников ещё не было, а изобразительное искусство такие детали не передавало. Так что судить можно преимущественно по косвенным признакам: существованию примитивных бритв из заострённых раковин и традициям современных африканских племён, недалеко ушедших в своё развитии от доисторических людей. Но есть и одно весьма наглядное подтверждение того, что стрижка бород существовала по крайней мере за 5 тысяч лет до нашей эры. В 1991 году, в Альпах была обнаружена замороженная мумия. Дальнейшие исследования показали, что она относилась к переходному периоду между каменным и бронзовым веком. Судмедэксперты восстановили предположительный возраст и облик человека. Ему было около 45 лет — весьма преклонный по тем временам возраст. И вот что характерно — обнаружили остатки волос и бороды. Волосы были в среднем 9 см в длину, а борода значительно короче. То есть древний человек регулярно стригся и ровнял свою бороду!

Древний Египет

борода в истории европы

Один из первых исторических этапов, на котором мы можем что-то достоверно утверждать о истории бород. Сохранилось достаточно письменных и изобразительных свидетельств, а также хорошо сохранившихся засушенных фараонов. В те времена, ношение бороды было привилегией исключительно наделённых властью особ. Борода была чуть ли не символом божественного происхождения, о чём свидетельствует сходство посмертных масок фараонов и изображения бога Осириса — у них абсолютно одинаковые бородки. Которые, кстати, были накладными. Ну не получалось у фараонов отращивать реально длинные и жесткие косицы… Так что приходилось импровизировать. И что забавно, немногочисленные женщины-фараоны, например, Хатшепсут (правившей Древним Египтом почти 22 года) приходилось также носить накладную бороду и одеваться в мужские одежды. А что поделать — статус обязывает. Что касается прочего населения древнего Египта, то им полагалось бриться практически начисто. Кое-где разрешалось носить короткие бородки или щетину

Древний Вавилон

борода в истории европы

Для удобства отслеживания истории бород, сюда мы отнесём не только Вавилонское царство, но и прочие государства Месопотамии тех времён. Так вот, древние персы были на бородах слегка помешаны. Там бороде предавалось сакральное значение, и символизировала она власть и мужскую силу. Поэтому её носили и солдаты ( по «уставу» тех времён — до ключиц), и чиновники (чем длиннее — тем лучше), и даже боги. Причём судя по сохранившимся данным, бороды иногда были искусственными — из окрашенной овечьей шерсти. На что только не пойдёшь ради статуса… А вот жрецам и рабам, наоборот, бороды полагалось сбривать начисто. Это символизировало их особый социальный статус, чуждый власти. Что касается дизайна, то бороде полагалось быть длинной и прямоугольной, заплетённой в несколько косичек, либо аккуратно уложенной трубочками. Для этого использовали специальные цирюльничьи инструменты, в больших количествах находимые при раскопках. Да, парикмахеры появились уже тогда. Причём их деятельность регламентировалась довольно суровыми законами.

Древняя Греция

борода в истории европы

История бород в Древней Греции знавала разные этапы. Собственно, нет единой истории Древней Греции — есть история различных полисов и городов-государств, со своими законами, традициями и правилами. Вот, к примеру, легендарные спартанцы бороды уважали. Причём настолько, что воину, струсившему в бою публично сбривали бороду. Но на рабов это правило не распространялось — им бороды вообще были не положены, как гражданам второго сорта. Что касается Афин, то там борода была отличительным признаком философов и государственных деятелей. Степенная, окладистая, аккуратно подстриженная растительность на лице свидетельствовала о мудрости и солидном возрасте её обладателя. А форма бороды была тем признаком, по которому приверженцы различных философских школ могли сходу отличать друг-друга. Кроме того, наличие бороды отличало мальчика от мужчины. А с мальчиками древние греки могли на вполне законных основаниях принудительно вступать в половую связь. Да, такие интересные традиции были у греков. Ситуация в корне поменялась с появлением на исторической арене Александра Македонского. У товарища были некоторые проблемы с бородой — она у него тупо не росла. Однако масштабные завоевания и эффективная политика сдвинули в мозгу древних греков стереотип по поводу бородатости, в связи с чем воины и простой народ тоже начали бриться. И именно тогда потихоньку начала входить мода на юность и молодость. Безбородые лица стали отождествлять с подобием вечно юных богов. Но на философов и учёных эта мода, к счастью, не распространялась.

Древний Рим

борода в истории европы

Римляне во многом вобрали культуру поздней Греции, поэтому история бород у них скорее представлена историей полного сбривания бород. Не полагалось уважаемому гражданину носить бороду — это считалось варварством. И так продолжалось большую часть римской истории. Однако ближе к закату, когда влияние христианства и европейских обычаев начало всё сильнее проявляться в империи, бороды начали потихоньку входить в моду. Примером этому служит император Адриан и его наследники — все они носили бороды. Не слишком длинные, но аккуратно подстриженные и уложенные.

Древние иудеи

борода в истории европы

Тут история бород весьма скучна и однообразна. Тора запрещает правоверному еврею брить бороду лезвием — можно только аккуратно ровнять её ножницами. Собственно, так древние иудеи и поступали. Исключений практически не было. Подобная тенденция прослеживается и по сей день — сами посмотрите на ортодоксальных евреев. Они, как и их предки, свято блюдут указания законы иудаизма. А с чего всё, собственно, началось? А дело в том, что древние еврейские племена проживали в соседстве с другими народами, погрязшими, по мнению иудеев, в разврате и всяческих непотребствах. И эти товарищи лица брили. Значит правоверный еврей должен от них отличаться! Поэтому пророк Моисей, известный своей любовью к длительным пешим прогулкам, и запретил своим последователям бриться.

Коренные американцы

борода в истории европы

История бороды на американском континенте весьма интересна. Дело в том, что представители американских племён находятся в отдалённом родстве с азиатами. А у азиатов с пышными бородами как-то не заладилось. Так вот, у представителей американоидной расы всё ещё хуже — жиденькие усики и бородки, которые уж никак не могут считаться предметом красоты. Поэтому повсеместно это непотребство удаляли. Ацтеки и другие развитые народы — путём сбривания примитивными бритвами, а американские индейцы — путём систематической эпиляции заточенными раковинами. И всё бы ничего, но в мифологии этих народов присутствовала легенда и БОРОДАТЫХ богах, прибывших из-за моря… Что значительно облегчило работу конкистадорам и колонизаторам.

Ссылки по теме:

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Новости партнёров

ИСТОРИЯ

УДК 94(4)

А. А. Ильин

МЕЖДУ НАЦИЕЙ И ГЕНДЕРОМ: ИСТОРИЯ БОРОДЫ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ И РОССИИ В 1830-1880-х ГОДАХ

Рассмотрен рост популярности бород в Западной Европе и России в 1830 — 1880-х гг. Проанализированы основные гипотезы, объясняющие указанный феномен в Западной Европе, западноевропейский опыт сопоставлен с российским. Сделан вывод, что в России начиная с середины XIX в. борода означала прежде всего национальное единство, то есть единство крестьян и образованного класса, тогда как в Западной Европе она подчеркивала гендерное неравенство и исключительное положение мужчин в обществе и политике.

This article focuses on the increasing popularity of beards in Western Europe and Russia in the 1830s — 1880s. The main hypotheses explaining this phenomenon in Western Europe are analysed and the Western and Russian practices compared. It is concluded that, from the mid-19th century, the beard was a symbol of national unity – the unity of peasants and the educated class in Russia, whereas it emphasised gender inequality and the exceptional status of men in the society and politics in Western Europe.

Ключевые слова: бороды, мода, маскулинность, Российская империя, нация, гендер.

Key words: beards, fashion, masculinity, Russian Empire, nation, gender.

История моды предоставляет значительный материал для специалистов из самых разных областей, в том числе для культурных историков . В частности, исследователей привлекает такой феномен моды, как борода. Особенно интересны переломные моменты в истории этого феномена, например середина XIX в., когда, как отмечают некоторые специалисты, бороды в странах Запада начали быстро приобретать популярность . Их значение изменилось: если ранее они были символом политической независимости и радикализма, то в этот период стали ассоциироваться скорее с традиционным порядком, обозначая превосходство мужчин над женщинами.

Названный период оказался значимым и для истории бороды в России, хотя здесь существовала своя специфика вопроса, отличающаяся от европейской. «История бороды — богатый предмет исследований… но она не знает другого столь же масштабного события, как петровское бритье», — пишет А. М. Эткинд . Он предполагает, что различия в костюме и в целом во внешнем виде были введены имперскими властями для конструирования четко отграниченных друг от друга со-

© Ильин А. А., 2016

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2016. № 3. С. 5—12.

словий, без чего нельзя было выстроить эффективную систему управления подданными . В связи с этим середина XIX в., когда в моду постепенно входят бороды, выглядит важным периодом, в течение которого начинают размываться сословные границы.

В статье рассмотрена ситуация, предшествовавшая указанным изменениям, а также их ближайшие последствия, поэтому хронологические рамки работы не ограничиваются серединой XIX в. и охватывают 1830— 1880-е гг. Осуществлены предварительная постановка проблемы изменений моды на бороды в 1830 —1880-х гг. и сопоставление контекстов этих перемен в Российской империи и Западной Европе. Вначале с опорой на материал существующих исследований кратко представлена история моды на бороды на Западе в обозначенный период. Далее рассмотрены определенные аспекты моды на бороды в России в XIX в. В заключительной части показаны некоторые различия в функциях и контекстах развития названного феномена в Западной Европе и Российской империи.

Борода в Европе практически всегда была признаком маскулинности, свидетельствующим о таких ее составляющих, как независимость, решительность, смелость и т. д. Но в первой половине XIX в. эти черты имели отчетливо политические коннотации и часто воспринимались неодобрительно обществом и властями . Поэтому в тот период многие предпочитали гладко бриться. Бороды носили лишь несогласные с существующим консервативным легитимистским порядком: республиканцы-революционеры, социалисты и представители богемы. Например, один из лидеров социалистического движения 1820 — 1830-х гг. во Франции Б. П. Анфантен, объявивший себя «отцом человечества», носил, как и его последователи, бороду, чтобы подчеркнуть свою мужественность и одновременно неортодоксальные политические взгляды. Борода также была отличительной чертой участников романтического движения «Молодая Франция» (Les Jeunes-France), которые стремились к возрождению республиканских идеалов Античности и независимости средневекового рыцарства .

Приблизительно в середине XIX в. ношение бороды начинает восприниматься иначе. Оно перестает быть признаком левых политических взглядов и приобретает, напротив, консервативное значение. Борода с этого момента призвана подчеркивать привилегированное положение мужчин в обществе, маркировать традиционные гендерные роли. Можно предположить, что причиной этого изменения явилось желание найти точку опоры в быстро меняющемся и неустойчивом мире и защитить существующее положение дел от требований женского равноправия: «Растительность на лице была наглядным и инстинктивным способом мужчин отделить себя от женщин — кодировать специфически мужской внешний вид в тот момент, когда другие традиционные маркеры маскулинности не были больше стабильны или определенны» .

Рост распространенности бород, усов и бакенбард наметился в 1840-х гг., а пика их популярность достигла в 1890-х , но в сфере идей стоит говорить не столько о постепенном росте популяр-

ности, сколько о резком переломе. Он приходится на 1850-е гг. В случае Великобритании он был связан в первую очередь с событиями Крымской войны, «войны в кресле», на которую публика смотрела скорее как на спектакль, чем как на реальное событие, отчего пресса играла в ее восприятии небывалую роль . В журналах этого периода в большом количестве публикуются изображения английских и французских солдат и офицеров в Крыму. Военные находились в изнурительных условиях многомесячных боевых действий вдали от родины, им не хватало самого необходимого, и на страницах журналов их часто можно было видеть в изношенной форме, небритыми. Эти патриотичные и мужественные образы привели к росту популярности растительности на лице у мужчин . «После Крымской войны, когда вернулись британские солдаты, мало-помалу везде появились бородатые лица. В Англии стало модным носить бороды. Эта мода (fashion) была доведена до крайности — трудно было встретить мужское лицо, не обрамленное большой бородой. до войны бороды не принято было носить, это был предрассудок», — пишет в воспоминаниях Мальвида Мейзенбург .

Обратимся теперь к истории этого явления в Российской империи, точнее, к истории ношения бороды представителями высших сословий. Борода в России так же, как и на Западе, воспринималась в первой половине XIX в. как признак политической неблагонадежности. Борода, длинные волосы, пальто считались «наружными знаками либерала» . Граф В. А. Соллогуб рассказывал в воспоминаниях историю, случившуюся с С. А. Соболевским, библиографом и поэтом, другом А. С. Пушкина. Соболевский уехал в заграничное путешествие в 1833 г. бритым, вернулся же с бородой и усами. Как-то раз во время прогулки по Невскому проспекту с А. С. Пушкиным и В. А. Соллогубом он едва не столкнулся с проезжавшим мимо Николаем I, который мог отчитать любого, кто имел неподобающий вид, или даже предпринять более серьезные меры по отношению к нему. Соболевский вынужден был спрятаться за дверью магазина, чтобы избежать встречи: «Пушкин рассмеялся своим звонким, детским смехом и покачал головою: “Что, брат, бородка-то французская, а душенька-то все та же русская?”» . Характерно, что здесь В. А. Соллогуб фактически повторил распространенный в 1830 — 1840-х гг. водевильный сюжет о молодом дворянине, вернувшемся из-за рубежа и подвергшемся насмешкам за свои взгляды и говоривший о «либерализме» внешний вид .

Именно опасным подражанием «парижским модам» и «жидам» объяснялся законодательный запрет на бороды, введенный при Николае I. В 1837 г. вышло два указа, запрещавших гражданским и придворным чинам носить бороду и усы . Эти нормы были включены в «Уставы о службе гражданской», которые регламентировали помимо прочего и внешний вид чиновников . Фактически этот запрет был подтвержден в 1855 г. по восшествии на престол Александра II . Запрет для чиновников соблюдался довольно строго еще в 1870-х гг. . Такие же ограничения существовали и для армейских чинов вплоть до 1870 — 1880-х гг.

С другой стороны, в представлениях о бороде, бытовавших в России, можно было обнаружить и второе значение данного явления. Это был способ разделения сословий: обязанные бриться дворяне противопоставлялись бородачам-крестьянам. «Борода и одежда резко отличают Россию, униженную тройным игом и охраняющую свою национальность, от России, которая приняла европейскую цивилизацию вместе с императорским деспотизмом», — писал А. И. Герцен . Сомнения в существующем порядке возникают в первой половине XIX столетия, когда в Россию проникает идея нации. Одной из главных черт любой нации является культурное, правовое и политическое единство. Но в условиях общества Российской империи, разбитого на отдельные политически бесправные сословия, создание нации было труднодостижимой целью. Русский национализм, таким образом, постоянно сталкивался с проблемой сословных перегородок и гетерогенности имперского устройства в целом. В этих условиях борода, отпущенная дворянином или разночинцем, становилась способом подчеркнуть свое единство с народом, то есть прежде всего крестьянством, попыткой преодолеть культурную пропасть. Наиболее известным примером подобного отношения к бороде выступают ранние славянофилы. Борода, как писал И. С. Аксаков в одной из своих статей, — это «образ и подобие русского народа в значении его духовной и нравственной исторической личности» . Славянофильские эксперименты с ношением бород и элементов традиционного русского платья вызывали бурную реакцию властей и светского общества. Московский полицмейстер граф А. Ф. Орлов, бывший начальником Третьего отделения, и генерал-губернатор Москвы А. А. Закревский в разное время предписывали славянофилам сбривать бороды, что, впрочем, заставляло последних идти лишь на временные уступки . Конфликт властей со славянофилами, видимо, был одной из причин появления циркуляра Министерства внутренних дел, изданного в 1849 г. и запрещавшего всем дворянам, независимо от того, служат ли они или нет, носить бороды .

А. И. Герцен, известный оппонент славянофилов, в 1843 г. иронично сравнивал обретавшую единство и постепенно осознававшую себя нацию, бывшую предметом споров того времени, с монументальной историей мирового духа популярного тогда Г. В. Ф. Гегеля. Показательно, что Герцен также использовал в качестве примера моду на бороды: «У нас в одном ряду кресел встречаются полюсы человечества — от небритой бороды патриархальной, бороды an sich, до отращенной бороды, сознательной бороды für sich; а между двумя бородами можно найти представителей главных моментов развития человечества да еще некоторых оригинальных, недостававших человечеству» . Представители народа, по его мысли, носили бороды, не осознавая культурного и политического значения этого жеста, которое прекрасно понимали люди, получившие образование (Bildung). Можно, развивая идею Герцена, предположить, что когда-нибудь эти разные части нации должны были соединиться, а «борода в себе» — стать осознанно носимой «бородой для себя».

Подчас два значения, революционное и национальное, смешивались. Хотя Н. Н. Мазур резонно предполагает, что негативная реакция правительства на бороды славянофилов была вызвана размыванием сословных границ и нарушением установленного законом порядка , тут возможна и другая причина. Идея национального единства могла быть принята властями за призыв к радикальной революционной политике и демократии. «Государю не угодно, — говорилось в циркуляре МВД 1849 г., — чтоб русские дворяне носили бороды… На Западе бороды — знак, вывеска известного образа мыслей; у нас этого нет, но государь считает, что борода будет мешать дворянину служить по выборам» (цит. по: ).

А. С. Хомяков в «Письме о запрещении носить бороду и русское платье» постарался опровергнуть то, что он считал осознанной клеветой, вызванной завистью и страхом перед «неукоризненным поведением в гражданском смысле, ненавистью их ко лжи»: «Что же касается до демократических стремлений, то смело можно сказать, что ничем, совершенно ничем они их не выказали; ношение же русского, хотя бы крестьянского, платья, не знаю. почему демократичнее ношения фрака, сюртука и пальто, в которые одеваются камердинеры, повара и лакеи» . В похожей ситуации оказался публицист И. Г. Головин, вынужденный, по его словам, уйти в отставку из Министерства иностранных дел из-за его прически à la moujik: «Кажется, чего национальнее? Нет, сделали из них какую-то революционерную вывеску…» Также из-за ношения бороды пришлось оставить службу в МИД М. В. Петрашевскому .

Бороды стали входить в моду в России, как и на Западе, после Крымской войны, но в данном случае у этого процесса, видимо, были несколько иные причины. В 1855 г. появляются слухи, что правительство разрешит носить бороду офицерам, служившим в ополчении, то есть доказавшим свою близость к народу, с которым они воевали бок о бок в новой отечественной войне. Идея нации в это время получает все большее признание со стороны правительства . «Самарин, — писал Т. Н. Грановский, — поступивший в ополчение, доказывает всю важность теперешних событий тем, что по окончании войны офицерам, служившим в ополчении, можно будет носить бороду, следовательно, кровь севастопольских защитников недаром пролилась…» . Действительно, некоторые послабления были введены — власти все меньше ограничивали вошедшие в моду бороды.

Хотя запреты для военных и чиновников сохранялись до 1880-х гг. (а в особых случаях и до 1917 г.) , ограничений для нигде не служивших подданных вскоре после завершения Крымской войны не осталось. В некоторых случаях борода по-прежнему могла выступать символом революционности и радикализма , но все же основным ее значением становилась «народность». Власти все больше склонялись к поддержке идеи нации и разрешали ношение бороды, усматривая в этом символ национального единства . Разрешение на боро-

ды приветствовалось в армии как «наружная перемена в русском духе» . Еще в 1874 г. было позволено «носить бороды служащим во всех войсках, кроме гвардии и гренадер, а также лиц, состоящих в Свите Его Величества, и чинов Главных Управлений Военного Министерства»1 . Александр III во многом довершил это начинание, повелев отпустить бороды в гвардии и личной свите в 1881 г. . Послабления вскоре коснулись и гражданской службы.

Подведем некоторые итоги. В начале XIX в. общественно-политическая ситуация в России и в Западной Европе имела много общего. Страх перед возможным повторением Французской революции всюду был значимым фактором политической жизни. Такие качества, как независимость, сила, решительность, имели революционные коннотации, но постепенно, особенно после поражения революций 1848 — 1849 гг. и общего разочарования в радикальной демократической политике, они стали восприниматься нейтрально . Борьба за равноправие, противостоя в которой мужчины могли бы пытаться защитить свои привилегии, долгое время имела довольно ограниченные масштабы. В то же время на Западе не было проблемы преодоления имперского наследия и такого долгого и противоречивого процесса строительства национального государства, как в России. В Западной Европе не существовало разрыва, подобного российскому (А. М. Эткинд сравнивает его с расовым ), между разными группами, формирующими тело нации. Соответственно, не было необходимости преодолевать его посредством изменения внешнего вида представителей одной из групп. В Западной Европе и в России XIX в. протекали сходные процессы: все больше мужчин отпускали бороды, растительность на лице постепенно получала общественное признание, официальные и неофициальные запреты ослабевали и постепенно исчезли совсем. Можно сказать, и на Западе, и в России посредством моды на бороды формировалась некая «нация мужчин». Но причины этого процесса различны, в чем-то даже противоположны. На Западе ношение бороды служило сегрегации, подчеркивало гендерные различия и неравенство, в то время как в России растительность на лице преследовала обратную цель — снять жесткие границы, в данном случае — сословные.

Не вызывает сомнений, что история бороды имеет множество нюансов. Представленные выводы носят лишь предварительный характер, так как многие существенные аспекты не были затронуты в статье. Если говорить о Российской империи, важным предметом исследования представляются бороды духовенства, ношение которых не подчинялось моде и регламентировалось особо. Заслуживают внимания перипетии истории бороды в армии и флоте, представленные в настоящей работе лишь выборочно, а также в университете, в среде национальных меньшинств, в том числе на окраинах империи. Таковы в первом приближении перспективы дальнейшего изучения этой темы.

1 Сохранена орфография оригинала.

Список источников и литературы

1. Аксаков И. С. В чем сила России? // Аксаков И. С. Наше знамя — русская народность. М., 2008. С. 100 — 106.

2. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 1994.

3. Бакунин М. А. Письмо А. И. Герцену 7 ноября 1860 г. // Письма М. А. Бакунина к А. И. Герцену и Н. П. Огареву. СПб., 1906. С. 111 — 162.

4. Белинский В. Г. Русская литература в 1843 году // Собр. соч. : в 9 т. М., 1981. Т. 7. С. 7—58.

5. Воейков В. В. Последние дни Императора Александра II и воцарение Императора Александра III / / Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. Тамбов, 1911. Вып. 54. С. 55—165.

6. Вортман Р. «Официальная народность» и национальный миф российской монархии XIX века // Россия/Кивв1а. М., 1999. Вып. 3 (11). С. 233 — 244.

7. Высочайше утвержденный проект изменения в форме мундиров гражданского ведомства // Собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 30, № 29222. С. 272 — 274.

8. Герцен А. И. По поводу одной драмы // Полн. собр. соч. : в 30 т. М., 1954. Т. 2. С. 49 — 72.

9. Герцен А. И. Развитие революционных идей в России // Там же. Т. 7. С. 133 — 258.

10. Головин И. Г. Записки Ивана Головина. Лейпциг, 1859.

11. Грановский Т. Н. Письмо К. Д. Кавелину 2 октября 1855 г. // Грановский Т. Н. Публичные чтения. Статьи. Письма. М., 2010. С. 429—431.

12. Кошелев В. А. Алексей Степанович Хомяков. М., 2000.

13. Краснов Г. В., Викторович В. А. Нигилист на рубеже 60-х годов как социальный и литературный тип // Революционная ситуация в России в середине XIX века. Деятели и историки. М., 1986. С. 22 — 37.

14. Лорер Н. И. Записки декабриста. М., 1931.

15. Мазур Н. Н. Дело о бороде. Из архива Хомякова: письмо о запрещении носить бороду и русское платье // Новое литературное обозрение. 1994. № 6. С. 127 — 138.

16. Мейзенбург М. Воспоминания идеалистки. М. ; Л., 1933.

17. Миллер А. И. Империя Романовых и национализм. М., 2008.

18. О воспрещении гражданским чиновникам носить усы и бороду // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т. 12, отд. 1. СПб., 1838. С. 206. № 10092.

19. О ношении лицам, имеющим придворные звания, усов и бороды // Там же. С. 198. №10076.

20. О разрешении носить служащим во всех войсках, кроме гвардии и гренадер, а также лиц, состоящих в свите Его Величества и чинов Главных Управлений Морского министерства // Там же. Т. 49, отд. 2. СПб., 1876. С. 133. № 55829.

21. Соллогуб В. А. Из «Пережитых дней» // Пушкин в воспоминаниях современников: в 2 т. СПб., 1998. Т. 2. С. 345.

22. Тесля А.А. Первый русский национализм… и другие. М., 2014.

23. Уставы о службе гражданской // Свод законов Российской империи. СПб., 1842. Т. 3.

24. Уставы о службе гражданской // Свод законов Российской империи. СПб., 1857. Т. 3.

25. Хорошилова О. А. Костюм и мода Российской империи. Эпоха Николая II. М., 2014.

26. Хорошилова О. А. Костюм и мода Российской империи. Эпоха Александра II и Александра III. М., 2015.

27. Эткинд А. М. Внутренняя колонизация. Имперский опыт России. М., 2013.

28. Baldwin G. et al. All the Mighty World: The Photographs of Roger Fenton, 1852-1860. New Haven, 2004.

29. English B. A Cultural History of Fashion in the 20th and 21st Centuries: From Catwalk to Sidewalk. L., 2013.

30. Gold McBride S. “Power is on the side of the beard”. Masculinity and Facial Hair in Nineteenth-Century America. URL: beards/ (дата обращения: 26.01.2016).

31. Matthews-Jones L. Victorian Movember: The Return of the Monarch Beard. URL: http: //blogs.tandf.co.uk/jvc/2013/11/26/ victorian-movember-the-return-of-the-monarch-beard/ (дата обращения: 26.01.2016).

32. Oldstone-Moore C. The Beard Movement in Victorian Britain // Victorian Studies. 2005. Vol. 48, № 1. P. 7-34.

33. Oldstone-Moore С. Of Beards and Men: The Revealing History of Facial Hair. Chicago, 2015.

34. Peterkin A. D. One Thousand Beards: A Cultural History of Facial Hair. Vancouver, 2001.

35. Robinson D. E. Fashions in Shaving and Trimming of the Beard: The Men of the Illustrated London News, 1842 — 1972 / / American Journal of Sociology. 1976. Vol. 81, № 5. P. 1133 — 1141.

36. Slade T. Japanese Fashion: A Cultural History. Oxford, 2009.

Об авторе

Андрей Александрович Ильин — асп., НИУ «Высшая школа экономики», Москва.

E-mail: [email protected]

About the author

Andrey Ilyin, PhD student, National Research University Higher School of Economics, Moscow.

E-mail: [email protected]

Оценка 5 проголосовавших: 7
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here